СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: «Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение». Урок для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
««Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение».»

МОУ «Средняя школа №36»















Конспект урока: «Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение».





















Составить урока: Овчинникова Людмила Викторовна

учитель истории и обществознания.













Ярославль, 2016 год.



Тема урока: «Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение.

Аудитория для 10 класса (повторительно - обобщающий).

Цель урока: Исследовав жизнь и деятельность двух выдающих личностей в истории нашего государства, выяснить причины из разного отношения, с ордой преследуя во имя спасения Отечества. Воспитание уважения и любви к своему Отечеству.

Умения и навыки: уметь систематизировать материал выделять главное, устанавливать  причинно-следственные связи, показывать роль личности в истории, уметь делать выводы и обобщения, составлять сравнительную характеристику.

Понятия: иго, ярлык, ордынский выход, феодальная раздробленность, личность орда.

Литература:

1)Борис Н.С. Русские полководцы XII – XYI вв. – М., 1993.

2)Рыбаков Б.А. Мир истории. – М., 1993. Разд. XYII.

3)Синовский В.Д. «Родная старина» Москва, 1992.

4) Ишимова А.О. «История России».

5) Поселянин Е.С. «Сказание о святых вождях земли Русской».

  • Работа в командах. Класс делиться на две команды и заполняет таблицу





  • Выдать раздаточный материал каждую парту.

  • В конце урока собрать таблицу и проверить.

«Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение.

Сравнительная характеристика исторических деятелей

Александр Невский (1220-1263 гг.)

Крылатые выражения:

  • «Не в силе бог, но в правде»

  • Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

Дмитрий Донской (1350-1389 гг.)

Крылатые выражения:

  • «Сегодня же пойдёт за Дон и там или победит и весь русский народ от гибели сохраним, или сложим свои головы за нашу родину»

Исторические условия жизни и деятельности князей

1)Феодальная раздробленность, междоусобные войны, своеволие боярства.

2)Монголо-татарское иго.

3) Борьба с нашествием Запада.

4) Смерть отца в 1246 г.

1) Слабость и распад орды

2) Усиление Московского княжества (1/2 всей Северо-Восточной Руси)

3)Борьба Москвич и Твери за великокняжеский ярлык.

4) Борьба с Великим Литовским княжеством.

Личные качества

Смелость, сила воли, мужество, патриотизм, мудрость, суровость, ум, непреклонность в борьбе, талант полководца, суровость, хитрость, выносливость, деспотизм, твердость.

Задачи, которые стремится решить каждый из князей.

1) Возродить Русь и подготовить её к освобождению (избежать карательных экспедиций, право собирать «выход»).

1) Отрытая борьба с ордой за освобождение.

В интересах, каких социальных групп действует

Всего русского народа (всех социальных групп)

Пути решения задач

1) Открытая борьба с Западом.

2) Гибкая, дипломатическая политика с Востоком.

1)Открытая борьба с монголо-татарами.

1377г.- взятие г. Булгар.

1377 г.- неудачи на р. Пьяне.

1378 г.- сражение на р. Воже.

1382г.- поход на Москву

Оценка деятельности князей его современниками и исторической наукой

«Закатилось солнце земли Русской. Такого как Александр нельзя было встретить «ни в цари царя, ни в князях князя» Автор «Жития»

с 1547 года к лику святых Мощи перенесены в Петербург в 1723 году.

«Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство»

(на памятнике в 1850 г. на Куликовом поле).



Вывод: В минуту опасности русские люди всегда с благодарностью вспоминали своих защитников и благоговейно хранили в памяти их образы.


Скачать

© 2016 3473 26

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!