Просмотр содержимого документа
««Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение».»
МОУ «Средняя школа №36»
Конспект урока: «Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение».
Составить урока: Овчинникова Людмила Викторовна
учитель истории и обществознания.
Ярославль, 2016 год.
Тема урока: «Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение.
Аудитория для 10 класса (повторительно - обобщающий).
Цель урока: Исследовав жизнь и деятельность двух выдающих личностей в истории нашего государства, выяснить причины из разного отношения, с ордой преследуя во имя спасения Отечества. Воспитание уважения и любви к своему Отечеству.
Умения и навыки: уметь систематизировать материал выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, показывать роль личности в истории, уметь делать выводы и обобщения, составлять сравнительную характеристику.
Понятия: иго, ярлык, ордынский выход, феодальная раздробленность, личность орда.
Литература:
1)Борис Н.С. Русские полководцы XII – XYI вв. – М., 1993.
2)Рыбаков Б.А. Мир истории. – М., 1993. Разд. XYII.
3)Синовский В.Д. «Родная старина» Москва, 1992.
4) Ишимова А.О. «История России».
5) Поселянин Е.С. «Сказание о святых вождях земли Русской».
«Александр Невский и Дмитрий Донской – две личности, две судьбы одно предназначение.
Сравнительная характеристика исторических деятелей
Александр Невский (1220-1263 гг.) Крылатые выражения: «Не в силе бог, но в правде» Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | Дмитрий Донской (1350-1389 гг.) Крылатые выражения: |
Исторические условия жизни и деятельности князей |
1)Феодальная раздробленность, междоусобные войны, своеволие боярства. 2)Монголо-татарское иго. 3) Борьба с нашествием Запада. 4) Смерть отца в 1246 г. | 1) Слабость и распад орды 2) Усиление Московского княжества (1/2 всей Северо-Восточной Руси) 3)Борьба Москвич и Твери за великокняжеский ярлык. 4) Борьба с Великим Литовским княжеством. |
Личные качества |
Смелость, сила воли, мужество, патриотизм, мудрость, суровость, ум, непреклонность в борьбе, талант полководца, суровость, хитрость, выносливость, деспотизм, твердость. |
Задачи, которые стремится решить каждый из князей. |
1) Возродить Русь и подготовить её к освобождению (избежать карательных экспедиций, право собирать «выход»). | 1) Отрытая борьба с ордой за освобождение. |
В интересах, каких социальных групп действует |
Всего русского народа (всех социальных групп) |
Пути решения задач |
1) Открытая борьба с Западом. 2) Гибкая, дипломатическая политика с Востоком. | 1)Открытая борьба с монголо-татарами. 1377г.- взятие г. Булгар. 1377 г.- неудачи на р. Пьяне. 1378 г.- сражение на р. Воже. 1382г.- поход на Москву |
Оценка деятельности князей его современниками и исторической наукой |
«Закатилось солнце земли Русской. Такого как Александр нельзя было встретить «ни в цари царя, ни в князях князя» Автор «Жития» с 1547 года к лику святых Мощи перенесены в Петербург в 1723 году. | «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство» (на памятнике в 1850 г. на Куликовом поле). |
Вывод: В минуту опасности русские люди всегда с благодарностью вспоминали своих защитников и благоговейно хранили в памяти их образы.