Приемы, способы, методы семейного воспитания | Обостренное внимание и забота, ограничение и запреты, потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное обожание, повышенная тревога за ребенка | Послушный ребенок, «удобный» для родителей, ребенок постоянно находится рядом. | Ребенок не может взаимодействовать с детьми, редко выражает свои чувства, эмоции. Появляется скрытность, начинает лгать, хитрить. | Дать возможность ребенку самостоятельно решать проблемы, не ограничивать общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками. Создавать ситуации, при которых ребенок сам признается во лжи. Проигрывать с ребенком различные выходы из конфликтов со сверстниками. |
Индивидуально-специфические качества родителя, тип родительского отношения (анализируются по желанию специалиста/педагога) | Страх одиночества, Инертность родительского отношения к ребенку: тревожность, чувство вины, навязчивые страхи, заниженная самооценка. | Организованность родителей, планирование своей жизни, семья и ребенок часто в центре внимания окружающих. | Ребенок не пользуется популярность среди сверстников. | Не сравнивать ребенка с другими детьми («ты лучше всех»), вывести ребенка из зоны комфорта |
Объективные семейные обстоятельства, которые влияют на выбор стиля семейного воспитания | Поздний ребенок, долго ждали появление ребенка. Родители копируют поведение своих родителей и воспитывают своего ребенка точно так же. | Традиции семьи. Мотивация к изменениям | Отсутствие у родителей необходимых компетенций воспитания | Повышение компетенций родителей. Формирование навыков конструктивного решения конфликтов. Формирование стиля взаимодействия с ребенком |