СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по обществознанию ОГЭ в Северном районе, Оренбургской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по обществознанию ОГЭ в Северном районе, Оренбургской области»

Приложение 3
ШАБЛОН САО-9



Статистико-аналитический отчет

о результатах государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего образования
в 2023 году
в

Северном районе

(наименование субъекта Российской Федерации)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемый документ представляет шаблон статистико-аналитического отчета о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) в субъекте Российской Федерации (далее – Шаблон отчета).

Целью отчета является

  • представление статистических данных о результатах ГИА-9 в субъекте Российской Федерации;

  • проведение методического анализа типичных затруднений участников ГИА-9 по учебным предметам и разработка рекомендаций по совершенствованию преподавания;

  • формирование предложений в «дорожную карту» по развитию региональной системы образования (в части выявления и распространения лучших педагогических практик, оказания поддержки образовательным организациям, демонстрирующим устойчиво низкие результаты обучения).


Структура отчета

Отчет состоит из двух частей:

Глава 1 включает в себя общую информацию о результатах проведения ГИА-9 в субъекте Российской Федерации в 2022 году.

Глава 2 включает в себя Методический анализ результатов ОГЭ по учебному предмету и информацию о мероприятиях, запланированных для включения в «дорожную карту» по развитию региональной системы образования. Глава 2 заполняется по каждому отдельному учебному предмету: русский язык, математика, физика, химия, информатика, биология, история, география, обществознание, литература, английский язык, немецкий язык1, французский язык2, испанский язык3.


Отчет может быть использован:

  • специалистами органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, для принятия управленческих решений по совершенствованию процесса обучения;

  • специалистами организаций дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации) при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей и руководителей образовательных организаций;

  • методическими объединениями учителей-предметников при планировании обмена опытом работы и распространении успешного опыта обучения учебному предмету и успешного опыта подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации;

  • руководителями образовательных организаций и учителями-предметниками при планировании учебного процесса и выборе технологий обучения.

При проведении анализа необходимо использование данных региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (РИС ГИА-9), а также дополнительных сведений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (ОИВ).



Статистико-аналитический отчет
о результатах государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в 2023 году

в Северном районе

(наименование субъекта Российской Федерации)


Перечень условных обозначений, сокращений и терминов

АТЕ

Административно-территориальная единица

ГВЭ-9

Государственный выпускной экзамен по образовательным программам основного общего образования

ГИА-9

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования

КИМ

Контрольные измерительные материалы

ОГЭ

Основной государственный экзамен

ОИВ

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

ОО

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе

РИС

Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Участники ГИА-9 с ОВЗ, участники с ОВЗ

Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья

Участник ОГЭ / участник экзамена / участник

Обучающиеся, допущенные в установленном порядке к ГИА в форме ОГЭ

Учебник

Учебник из Федерального перечня допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования

ФПУ

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования


ГЛАВА 1. Основные результаты ГИА-9 в регионе


1. Количество участников экзаменационной кампании ГИА-9 в 2022 году в субъекте Российской Федерации


Таблица 1‑1

№ п/п

Наименование учебного предмета

Количество участников ГИА-9
в форме ОГЭ

Количество участников ГИА-9
в форме ГВЭ

Обществознание

77

0

2. Соответствие шкалы пересчета первичного балла за экзаменационные работы ОГЭ в пятибалльную систему оценивания, установленной в субъекте Российской Федерации, рекомендуемой Рособрнадзором шкале в 2022 году (далее – шкала РОН)

Таблица 1‑2

п/п

Учебный предмет

Суммарные первичные баллы

Отметка «2»

Отметка «3»

Отметка «4»

Отметка «5»

Шкала РОН4

Шкала субъекта РФ5

Шкала РОН

Шкала субъекта РФ

Шкала РОН

Шкала субъекта РФ

Шкала РОН

Шкала субъекта РФ

Обществознание

0 – 13


14 – 23


24 – 31


32 – 37


Шкала Оренбургской области не изменилась, оценивание проводилось в соответствии со шкалой РОН



3. Результаты ОГЭ в 2023 году в субъекте Российской Федерации

Таблица 1‑3

п/п

Учебный предмет

Всего участников

Участников
с ОВЗ

Отметка «2»

Отметка «3»

Отметка «4»

Отметка «5»

чел.

%6

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Обществознание

77

0

-

-

47

61

27

35

3

3


4. Результаты ГВЭ-97 в 2022 году в субъекте Российской Федерации

Таблица 1‑4

п/п

Учебный предмет

Всего участников

Участников с ОВЗ

Отметка «2»

Отметка «3»

Отметка «4»

Отметка «5»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Обществознание

ГИА в данной форме Не проводилось










5. Основные учебники по предмету из ФПУ, которые использовались ОО субъекта Российской Федерации в 2021-2022 учебном году.

Таблица 1‑5

п/п

Наименование учебного

предмета

Название учебника / линия учебников

Примерный процент ОО,

в которых использовался данный учебник / линия учебников



Учебник из ФПУ (указать авторов, название, год издания)



Обществознание

А.Ю Боголюбов «Обществознание»,2019г

100





ГЛАВА 2.

Методический анализ результатов ОГЭ
по учебному предмету
Обществознание

(наименование учебного предмета)


Далее приведена типовая структура отчета по учебному предмету


2.1. Количество участников ОГЭ по учебному предмету (за последние годы8 проведения ОГЭ по предмету) по категориям

Таблица 2‑1

Участники ОГЭ

2018 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

чел.

% 9

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам ООО

-

-

-

-


15


21%

22

28%

Выпускники лицеев и гимназий









Выпускники СОШ

-

-

-

-

55

78%

55

71%

Обучающиеся на дому









Участники с ограниченными возможностями здоровья










ВЫВОД о характере изменения количества участников ОГЭ по предмету (отмечается динамика количества участников ОГЭ по предмету в целом, по отдельным категориям, видам образовательных организаций)

Количество участников ОГЭ по учебному предмету «Обществознание» в 2023 году изменилось в положительную сторону. В сравнении с 2022 годом число сдающих ОГЭ по обществознанию возросло на 7 человек.

2.2. Основные результаты ОГЭ по учебному предмету


2.2.1. Диаграмма распределения первичных баллов участников ОГЭ по предмету
в 2023 г.


2.2.2. Динамика результатов ОГЭ по предмету

Таблица 2‑2

Получили отметку

2019 г.

2020 г.

2022 г.

2023 г.

чел.

%10

чел.

%

чел.

%

чел.

%

«2»





0

0

0

0

«3»





25

36

47

61

«4»





38

54

27

35

«5»





7

10

3

3




2.2.3. Результаты ОГЭ по АТЕ региона

Таблица 2‑3

№ п/п

АТЕ

Всего участников

«2»

«3»

«4»

«5»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1.

МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа №2»


18

0

0

10

58

5

28

3

16

2

МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

29

0

0

16

55

13

45

0

0

3

МБОУ «Русскокандызская средняя общеобразовательная школа»

8

0

0

7

87

1

13

0

0

4

Большедорожный филиал МБОУ "Северная СОШ №2"

1

0

0

1

100

0

0

0

0

5

Красноярский филиал МБОУ "Севернсая СОШ"

1

0

0

0

0

1

100

0

0

6

Кряжлинский филиал МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

1

0

0

0

0

1

100

0

0

7

Рычковский филиал МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа №2»

6

0

0

3

50

3

50

0

0

8

Староборискинский филиал МБОУ «Бакаевская средняя общеобразовательная школа»

2

0

0

2

100

0

0

0

0

9

Секретарский филиал МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа №2»

10

0

0

8

80

2

20

0

0




2.2.4. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки
с учетом типа ОО11

Таблица 2‑4

п/п

Тип ОО

Доля участников, получивших отметку

«2»

«3»

«4»

«5»

«4» и «5»
(качество
обучения)

«3», «4» и «5»
(уровень
обученности)

ООШ

0

14

8

0

36

100

СОШ

0

33

19

3

40

100

Лицей

-

-

-

-

-

-

Гимназия

-

-

-

-

-

-

Коррекционные школы

-

-

-

-

-

-

Интернаты

-

-

-

-

-

-





2.2.5. Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ по предмету12

Выбирается от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:

  • доля участников ОГЭ, получивших отметки «4» и «5», имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);

  • доля участников ОГЭ, получивших неудовлетворительную отметку, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации).


Таблица 2‑5

п/п

Название ОО

Доля участников, получивших отметку «2»

Доля участников, получивших отметки «4» и «5»

(качество обучения)

Доля участников, получивших отметки

«3», «4» и «5» (уровень обученности)

1


Красноярский филиал МБОУ "Севернсая СОШ"


0%

100%

100%

2


Кряжлинский филиал МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»


0%

100%

100%

3


Рычковский филиал МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа №2»


0%

100%

100%




2.2.6. Выделение перечня ОО, продемонстрировавших низкие результаты ОГЭ по предмету5

Выбирается от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:

  • доля участников ОГЭ, получивших отметку «2», имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);

  • доля участников ОГЭ, получивших отметки «4» и «5», имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации).



Таблица 2‑6

п/п

Название ОО

Доля участников, получивших отметку «2»

Доля участников, получивших отметки «4» и «5»

(качество обучения)

Доля участников, получивших отметки

«3», «4» и «5» (уровень обученности)

1.

Большедорожный филиал МБОУ "Северная СОШ №2"

0%

0%

100%

2

Староборискинский филиал МБОУ «Бакаевская средняя общеобразовательная школа»

0%

0%

100%



2.2.7 ВЫВОДЫ о характере результатов ОГЭ по предмету в 2023 году и в динамике.
Контрольную работу выполняли 77 обучающихся 9 классов, что составляет 63% от общего количества обучающихся 9 классов в районе. Успеваемость по предмету составила – 100%, качество знаний –39 %..По сравнению с прошлым учебным годом, качество знаний снизилось на 25%. Анализ контрольных работ показывает, что успеваемость и качество при написании контрольной работы остаётся на том же уровне, что и результаты пробного ОГЭ .



2.3. Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ


Анализ выполнения КИМ в разделе 2.3 проводится на основе результатов всего массива участников основного периода ОГЭ по учебному предмету в субъекте Российской Федерации вне зависимости от выполненного участником экзамена конкретного варианта КИМ.

Анализ проводится в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по предмету (например, по группам заданий одинаковой формы; по умениям, навыкам, видам познавательной деятельности; по тематическим разделам).

Рекомендуется рассматривать задания, проверяющие один и тот же элемент содержания / умение, навык, вид познавательной деятельности, в совокупности с учетом их уровня сложности. Анализ проводится не только на основе среднего процента выполнения, но и на основе процентов выполнения заданий группами участников ОГЭ с разным уровнем подготовки (группа обучающихся, получивших неудовлетворительную отметку, получивших отметки «3», «4» «5»).

При статистическом анализе выполнения заданий, система оценивания которых предполагает оценивание по нескольким критериям, следует считать единицами анализа отдельные критерии.



2.3.1. Краткая характеристика КИМ по предмету

Описываются содержательные особенности, которые можно выделить на основе использованных в регионе вариантов КИМ ОГЭ по учебному предмету в 2023 году
(с учетом всех заданий, всех типов заданий) в сравнении с КИМ ОГЭ прошлых лет по этому учебному предмету.

Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)). В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: распознавание, воспроизведение и извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов .

аданий с развёрнутым ответом. К каждому заданию 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания). Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Каждое задание проверяет определённое умение / комплекс умений. Задание 1 – понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития / формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации. Задания 2, 3, 10, 13 – понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития / приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений. Задания 4, 9, 11, 14, 18, 19 – развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Задание 5 – освоение приёмов работы с социально значимой информацией (по заданной теме из фотоизображения), её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации. Задания 6, 8, 17 – приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений. Задания 7, 16 – понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития. Задание 12 – освоение приёмов работы с социально значимой информацией (по заданной теме из диаграммы/таблицы), её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности. Задание 15 – приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений/формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности. Задание 20 – развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин / формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации. Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку освоения приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; уровня развития способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса (задания 21–23); составлять план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).

2.3.2. Статистический анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ в 2022 году


Для анализа основных статистических характеристик заданий используется обобщенный план варианта КИМ по предмету с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе

Таблица 2‑7

Номер

задания
в КИМ

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания


Средний процент выполнения13

Процент выполнения6 по региону в группах,
получивших отметку

«2»

«3»

«4»

«5»

1

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития / формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации

п

58%

-















57%















85%















100%

2

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития / приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений

б

50%

-



















65%



















85%



















66%

3

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития / приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений

п

37%

-











61%











74%











66%

4

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

б

63%

-






65%






62%






66%

5

Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации

б

32%

-
















51%
















48%
















66%

6

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений (финансовая грамотность)

б

94%

-














95%














96%














100%

7

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития

б

35%

-







59%







59%







66%

8

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений

б

63%

-













68%













70%













100%

9

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

п

70%

-






63%






70%






100%

10

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития / приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений

б

75%

-



















61%



















85%



















100%

11

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

п

68%

-






46%






77%






66%

12

Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

п

60%

-











78%











92%











100%

13

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития / приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений

б

56%

-






68%






70%






66%

14

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

п

77%

-






70%






81%






100%

15

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений/формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

б

27%

-










48%











62%











66%

16

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития

б

63%

-







53%







77%







66%

17

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений

б

46%

-













36%













59%













33%

18

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

п

62%

-



55%



70%



100%

19

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

б

48%

-






34%






62%






66%

20

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин / формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации

б

49%

-





















38%





















66%





















66%

21

Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса

п

52%

-












91%












92%












100%

22

Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса

б

46%

-













82%













88%













100%

23

Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений

в

15%

-



34%



77%



66%

24

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин / формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

в

25%

-








61%








81%








100%


Задания повышенного и высокого уровня с процентом выполнения ниже 15 % – нет. Задания базового уровня с процентом выполнения ниже 50: №5,7,15, 17,.19,20,22. Успешно усвоенные элементы содержания: Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений (финансовая грамотность)-94%;приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений-75%; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин-77%.

Недостаточно усвоенные элементы содержания: формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности-27%; понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития-35%; освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации-32%




2.3.3. Содержательный анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ



Содержательный анализ выполнения заданий КИМ проводится с учетом полученных результатов статистического анализа всего массива результатов экзамена по учебному предмету.


  • На основе данных, приведенных в п. 2.3.2, приводятся выявленные сложные для участников ОГЭ задания, указываются их характеристики, разбираются типичные при выполнении этих заданий ошибки, проводится анализ возможных причин получения выявленных типичных ошибочных ответов и путей их устранения в ходе обучения школьников предмету в регионе


Анализ проведённой итоговой контрольной работы в форме ОГЭ выявил следующие сложные задания:

- задание 5. Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации-32%

-задание 15. Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений/формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности-27%

- задание 24. Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин / формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности- 25%

-задание 23. Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений-15%



Большие сложности вызывают задания, в которых требуется аргументировать свое мнение. Недостает умения применять теоретический материал на практике: для анализа, объяснения, конкретизации примерами явлений общественной жизни..

  • Соотнесение результатов выполнения заданий с учебными программами, используемыми в субъекте Российской Федерации учебниками и иными особенностями региональной/муниципальной систем образования


  • В 9 классе в УМК под редакцией

Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И., Жильцова Е. И.. 2019, которые используется в большинстве образовательных организаций, выделяется достаточное количество часов на изучение предмета биологии.



2.3.4. Анализ метапредметных результатов обучения, повлиявших на выполнение заданий КИМ

Рассматриваются метапредметные результаты, которые могли повлиять на выполнение заданий КИМ.

Согласно ФГОС ООО, должны быть достигнуты не только предметные, но и метапредметные результаты обучения, в том числе:

«2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».

В данном пункте приводятся задания / группы заданий, на успешность выполнения которых могла повлиять слабая сформированность метапредметных умений, навыков, способов деятельности, и указываются соответствующие метапредметные результаты. Указываются типичные ошибки при выполнении заданий КИМ, обусловленные слабой сформированностью метапредметных результатов.


На достаточном уровне обученности (более 75%) оказались сформированы такие предметные и метапредметные умения, проверяемые в результате выполнения заданий 6,14:

- Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

-Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений (финансовая грамотность)


Недостаточный уровень обученности продемонстрирован обучающимися по следующим критериям проверки:

- Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

-Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений


2.3.5 Выводы об итогах анализа выполнения заданий, групп заданий:


  • Перечень элементов содержания / умений, навыков, видов познавательной деятельности, освоение которых всеми школьниками региона в целом можно считать достаточным.

  • Анализ содержания заданий 1-24 позволяет говорить о достаточном уровне сформированности следующих умений учащихся Северного района:

– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

- Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп.


Перечень элементов содержания / умений, навыков, видов познавательной деятельности, освоение которых всеми школьниками региона в целом, а также школьниками с разным уровнем подготовки нельзя считать достаточным.


Анализ содержания заданий, вызвавших наибольшие затруднения у обучающихся, позволяет говорить о недостаточном уровне сформированности следующих умений:


-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) Выводы о вероятных причинах затруднений и типичных ошибок обучающихся субъекта Российской Федерации;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников, включая статистические материалы).

Следует уделить внимание развитию у школьников умения работать с социальной информацией, представленной в различных в разных знаковых системах. Для этого необходимо организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, диаграммами, таблицами, содержащих научную информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из различных источников. Следует уделить внимание мысленному моделированию типичных социальных ситуаций, установлению связей между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний. Большую помощь в овладении содержанием курса может оказать обращение к материалам СМИ, их анализ и интерпретация.

Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте),объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ), типы и сложность заданий экзаменационной работы соответствуют целям экзамена.


2.4. Рекомендации14 по совершенствованию методики преподавания учебного предмета


Рекомендации составляются на основе проведенного (п. 2.3) анализа выполнения заданий КИМ и выявленных типичных затруднений и ошибок.

Основные требования:

  • рекомендации должны содержать описание конкретных методик / технологий / приемов обучения, организации различных этапов образовательного процесса;

  • рекомендации должны быть направлены на ликвидацию / предотвращение выявленных дефицитов в подготовке обучающихся;

  • рекомендации должны касаться как предметных, так и метапредметных аспектов подготовки обучающихся.



2.4.1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся

  • уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста;

  • использовать технологию критического мышления при анализе актуальных обществоведческих проблем, что позволит учащимся получить опыт аргументации различных точек зрения, подтверждения фактическими примерами из социальной реальности теоретических положений текста;

  • научить учащихся работать не только с заданиями, представленными в сборниках по подготовке к ОГЭ, но и с критериями оценивания, такая работа поможет им лучше усвоить структуру ответа, научиться контролировать количество компонентов собственного ответа, научиться понимать систему оценивания заданий экспертами на этапе проверки;

  • проводить анализ результатов ОГЭ для каждой образовательной организации, который позволит выявить недостатки работы текущего периода, с учѐтом данной информации необходимо планировать работу на следующий учебный год;

  • организовать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста;

  • учить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа;

  • развивать умение составлять план фрагмента текста;

  • при планировании работы учитывать элементы знаний, проверяемые в ходе ОГЭ и содержащиеся в кодификаторе, спецификации и демоверсии по обществознанию.



2.4.2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки


  • совершенствовать процесс обучения обществознанию на основе ориентации на прочное усвоение базовых обществоведческих знаний, дифференциации обучения, разработки стратегии обучения с учетом уже имеющегося у каждого школьника уровня знаний;

  • совершенствовать методическую сторону урока с позиции деятельности каждого ученика с учетом его способностей и возможностей.

  • уделять внимание урокам обобщения, систематизации знаний, умений, навыков; работать над осознанным усвоением материала, выработкой прочных умений, навыков работы с текстовой информацией; продолжить систематическую работу над формированием прочной системы основных понятий всех разделов;

  • включить в практику проведения учебных занятий нетрадиционные формы работы, мотивирующие детей к активному диалогу, дискуссии, диспуту.

  • усилить работу над заданиями, вызвавшими особые затруднения у обучающихся как группы «риска» так и высокомотивированных.

- организовать систематическую работу со слабоуспевающими учащимися по отработке навыков решения экзаменационных заданий с целенаправленным использованием справочных материалов.


2.5. Информация о публикации (размещении) на открытых для общего доступа на страницах информационно-коммуникационных интернет-ресурсах ОИВ (подведомственных учреждений) в неизменном или расширенном виде приведенных в статистико-аналитическом отчете рекомендаций по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки.





2.6.1. Адрес страницы размещения __________________________________________________



2.6.2. Дата размещения (не позднее 12.09.2022) ________________________________________


СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету _____________________________________:


Наименование организации, проводящей анализ результатов ГИА ____________
_____________________________________________________________________

Ответственные специалисты:


Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ГИА-9 по предмету

ФИО, место работы, должность, ученая степень, ученое звание

Принадлежность специалиста к региональной ПК по учебному предмету, региональным организациям развития образования, повышения квалификации работников образования (при наличии)

1.





Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ГИА-9 по предмету

ФИО, место работы, должность, ученая степень, ученое звание

Принадлежность специалиста к региональной ПК по учебному предмету, региональным организациям развития образования, повышения квалификации работников образования (при наличии)

1.



2.







1 При количестве участников экзамена по учебному предмету в субъекте Российской Федерации суммарно по всем дням экзамена от 10 человек

2 При количестве участников экзамена по учебному предмету в субъекте Российской Федерации суммарно по всем дням экзамена от 10 человек.

3 При количестве участников экзамена по учебному предмету в субъекте Российской Федерации суммарно по всем дням экзамена от 10 человек.

4 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 14.02.2021 г. № 04-36 «Рекомендации по определению минимального количества первичных баллов основного государственного экзамена в 2022 году, включая Рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы основного государственного экзамена в пятибалльную систему оценивания в 2022».

5 Заполняется в случае изменения значений по сравнению со шкалой РОН.

6 % - процент участников, получивших соответствующую отметку, от общего числа участников по предмету

7 При отсутствии участников ГВЭ-9 в субъекте Российской Федерации указывается, что ГИА в данной форме не проводилась.

8 Здесь и далее: ввиду того, что в 2021 гг. ОГЭ по предметам по выбору обучающихся не проводился, данный столбец заполняется только в отчетах по русскому языку и математике. В учебных предметах по выбору рассматриваются результаты ОГЭ 2018, 2019, 2022 гг.

9 % - Процент от общего числа участников по предмету

10 % - Процент от общего числа участников по предмету

11 Указывается доля обучающихся от общего числа участников по предмету.

12 Рекомендуется проводить анализ в случае, если количество участников в этом ОО достаточное для получения статистически достоверных результатов для сравнения.

13 Вычисляется по формуле , где N – сумма первичных баллов, полученных всеми участниками группы за выполнение задания, n – количество участников в группе, m – максимальный первичный балл за задание.

14 Составление рекомендаций проводится на основе проведенного анализа результатов ЕГЭ и анализа выполнения заданий

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!