СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчёт- это результат работы педагога со всеми субъектами образовательного процесса с использовании игровых технологий для развития связной речи детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий"»


Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Радость»

структурное подразделение - детский сад № 145







АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период

с 2015 по 2020 годы

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»

Составитель:

Макеева Вера Петровна


Должность:

воспитатель МАДОУ «Радость»















Нижний Тагил

2020 г

Оглавление



Введение 3

1.Аналитическая часть 7

1.1.Методологические основы аналитического отчёта

1.2. Анализ влияния педагогической деятельности на развитие связной речи детей 14

2. Проектная часть 22

2.1. Проблемы и противоречия

2.2. Проектная деятельность на 2020-2025 г.г. 25

Заключение 26

Список литературы 27

Приложение





























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь.

Дошкольный возраст является важным периодом для речевого развития ребенка. В ходе своего развития, речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. При помощи речи, общения, ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Т.е. развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Вопросами развития речи ребенка дошкольного возраста занимались выдающиеся ученые Л.С Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой и др.

Ученые в своих исследованиях указывают на то, что речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта дошкольника, от объема и динамичности его знаний. На процесс становления связной речи влияет ряд факторов.

Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему. Об этом убедительно свидетельствуют исследования Т.В. Большевой, Т.А. Ткаченко, В.П. Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьевой

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

В сложившейся ситуации педагоги находятся в поиске педагогических технологий и новых инновационных методик, основанных на развитии не только связной речи дошкольников, но и всех психических процессов.

В дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.

Предварительный анализ образовательной деятельности по направлению работы выявил основное противоречие:

  • между современными требованиями к организации образовательного процесса, и недостаточным использованием современных технологий, методов и приемов речевого развития дошкольников.

Актуальность и обозначенная проблема определили направление и тему исследования: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Объект исследования: процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровые технологии, как средство обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Цель аналитического отчета: проанализировать, обобщить результаты работы с детьми дошкольного возраста по формированию связной речи через использование игровых технологий.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по направлению работы;

2.Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию связной речи детей;

3.Разработать дидактические и методические материалы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

4. Проследить эффективность использования игровых технологий направленных на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

5. Спроектировать педагогическую деятельность на следующий межаттестационный период (2020 – 2025 г.г)

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования. Обобщение систематизация материала по речевому развитию.

Эмпирические: наблюдение, педагогическая диагностика, описание работы, составление аналитического отчёта.

























1.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


    1. Методологические основы аналитического отчёта


Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированные в трудах Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М Шахнаровича и др. Взгляды ученых на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности заключается в следующем:

  • речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой деятельности;

  • речь и язык рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;

  • ведущее направление в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного осознания явления языка и речи;

  • ориентировка ребенка на языковых явлениях создает условия для саморазвития его речи [25, 6].

Результаты психолого-педагогических исследований О.С. Ушаковой, А.М. Бородич, Л.М. Гурович, и др. показывают, что связная речь детей дошкольного возраста не развивается спонтанно, а формируется в процессе общения с взрослыми и детьми.

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи [17, 58].

Ситуативная речь – это разговорная речь, которая направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, новых формах построения – это зависит от содержания речи и характера общения.

В развитии связной речи центральными являются понятия «диалогическая» и «монологическая» речь. Для диалогической речи характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик (по лингвистической энциклопедии).

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенка подводят к пониманию того, что речевое наполнение диалога (выбор слов, интонации, фраз) зависит от речевой ситуации. Речевые диалогические формы ребенок усваивает в ситуации приветствия, прощания, прощения, просьбы и т.д. У детей наблюдаются реплики параллельные друг другу. Первый из говорящих обращается к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового. В диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики. Наблюдается непоследовательность в содержании беседы, а также уход от разговора.

В старшем дошкольном возрасте большинство детей овладевают основными диалогическими умениями: умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с вопросом. Старшие дошкольники получают удовольствие от вступления в беседу.

Монологическая речь – развернутый, организованный вид речи. Говорящий «программирует» не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

Используется монологическая форма речи при описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чем- либо.

Отличие этой формы речи от диалогической определяется характером логической связи предложений внутри контекста. Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно-следственной связи (отношениях) друг с другом. Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности. Сообщение о фактах, существующих одновременно, называют описанием. Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называют повествованием. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называют рассуждением.

Детей надо учить монологической речи, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. Начинать учить монологу в школе поздно. Предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной.

Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба) [3, 16].

Основы методики развития речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой и др.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Авторами определены цели и задачи развития речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различными видами связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми речью [6, 33].

Важным направлением педагогической работы воспитателя с детьми дошкольного возраста является создание условий для речевого развития детей на каждом возрастном этапе.

Задачами образовательной области «Речевое развитие» являются:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [26, 5].

Целевые ориентиры ФГОС ДО включают, как результат освоения образовательной программы, владение ребенком устной речью, его умение правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения [26, 11].

Таким образом, связная, грамматически правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения, а работа в данном направлении в дошкольном возрасте, является значимой и эффективной.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Понятие «современные игровые технологии» в развитии речи включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении [24, 8].

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи, и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания ребенка.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников реализовывались реализовать на основе театрализованной игры, когда ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

• игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре, «артистами» являлись игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, колобковый, бибабо, театр картинок, кукольный, пальчиковый...

Пальчиковые игры являлись средством для переключения детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной; стимулирует слуховое восприятие, способствует развитию мелкой моторики рук и связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Целью обучения детей с использованием мнемотехники являлось развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); а также психических процессов - мышления, воображения, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального [13, 20].

Особенность мнемотехники заключается в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Работа по развитию связной речи дошкольников ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение пересказу и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несёт в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.

Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время обучения детей связной речи. Они учатся составлять рассказы, загадки, сказки любой сложности, соблюдая тематичность, логичность и последовательность.

Коллаж - это поверхность, на которую наносятся различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты.

Интересным приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки. К пиктограммам можно отнести и рисование книжки – раскладушки. Её могут рисовать сами дети методом «быстрого рисунка» по ходу рассказывания педагогом литературного произведения, загадки, стихотворения [5, 14].

Таким образом, можно сделать выводы, что развитие речи с использованием игровых технологий дает большой результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе общения, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас детей, развивается умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

1.2. Анализ влияния педагогической деятельности на развитие связной речи детей

В межаттестационный период с 2015 по 2020 г.г. на базе с.п. д/с № 145 МАДОУ «Радость», мною был реализован педагогический проект, целью которого являлось создание условий для развития связной речи детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

Задачи педагогической деятельности заключались в следующем:

-изучить и проанализировать научно - методическую и педагогическую литературу по направлению работы;

-создать развивающую предметно-пространственную среду способствующую развитию связной речи детей;

-разработать дидактические и методические материалы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Основная деятельность ведётся по Основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.

Научно - методической и педагогической литературой по направлению работы являлись:

-Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие /под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М., 2014 г.

-И.С Якиманской «Основы личностно - ориентированного образования», Л.В.Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии ДОУ»,

-Л.С.Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»,

-Т.В.Большевой «Учимся по сказке».

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа в каждой возрастной группе:

  1. Организационно-подготовительный. На этом этапе создавались условия для протекания процесса в заданном направлении, решались задачи по целеполаганию, диагностике, прогнозирование результата, проектирование и планирование педагогического процесса.

  2. Содержательный этап. Этап включал активную деятельность участников педагогического процесса по достижению поставленных целей, планов.

  3. Заключительный этап, когда шло выявление и оценка результатов, определение эффективности используемый форм и средств образовательного процесса.

Создала развивающую предметно - пространственную среду группы, соответствующую требованиям ФГОС ДО: с учетом интеграции образовательных областей, доступности, вариативности, трансформируемости пространства, полифункциональности, безопасности, учитывая возрастные особенностей, индивидуальный подход, личностное развитие детей. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е.И. Тихеева. Следовательно, среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Организовала речевой центр «Будем говорить правильно», который пополнила методическими пособиями, дидактическими и настольно-печатными играми, направленными на развитие связной речи детей дошкольного возраста, формированию правильного звукопроизношения, расширение словаря: «Волшебная коробочка», «Чудесный мешочек», «Кого не стало?», «Что для чего?», «Четвёртый лишний», «Один - много», «Кто между кем?», Собери картинку», «Мамы и малыши», «Звуковые часы», «Составь рассказ по картинке», «Кто что ест?».

Оформила лэпбуки «В гостях у сказки» и «Развиваем речь дошкольников», состоящие из игр и игровых упражнений, способствующих развитию словотворчества и активизации познавательного интереса детей дошкольного возраста: «Расскажи сказку», «Кто за кем?», «Составь сказку из частей».

Создала картотеки: физкультминуток, коммуникативных игр, а также пальчиковых игр по темам календарно-тематического планирования.

Созданы центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр».

Книжный уголок пополняется художественной литературой согласно темам календарно - тематического планирования: стихи, сказки, рассказы, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов. Оформляются авторские выставки по литературным произведениям писателей и поэтов. Собрана аудио и видеотека по литературным произведениям.

Изготовлены маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок, разные виды театров (картинок, настольный, кукольный, колобковый, би-ба-бо), ширма для настольного театра.

В развивающей среде группы используются мнемотехнические средства: коллажи, мнемодорожки, мнемотаблицы по заучиванию стихов и составлению описательных рассказов.

Таким образом, речевой центр способствует расширению связной речи детей дошкольного возраста в свободной игровой деятельности, стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности каждого воспитанника.

В работе с детьми использую активные формы работы с использованием современных педагогических технологий (здоровьесберегающие, метод проектной деятельности, ИКТ, мнемотехника, игровые).

Благодаря введению в совместную деятельность игровых проблемных ситуаций с игрушками, с литературными персонажами, по типу путешествий («Телефонный звонок», «Помоги Зайке», «Сказочные приключения» и пр.), обращала внимание детей на явления, которые расширяли круг их представлений, обогащали словарь. Вместе с тем, развивается любознательность, потребность в усвоении знаний и получение практического опыта детей через игру.

В НОД и режимных моментах ежедневно использую дыхательную, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, направленные на развитие силы голоса, речевого  дыхания и мелкой моторики рук. Эти игры помогают стимулировать зрительное и слуховое восприятие детей дошкольного возраста, обогащают их словарный запас и развивают связную речь. Активно применяю художественное слово, потешки и пословицы в организационных моментах педагогического процесса.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, пользовалась авторскими схемами. Разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

Данные схемы служили своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогали детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Схемы помогали детям определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков.

Следует отметить, что дети испытывали некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану мнемотаблицы. Очень часто первые рассказы получались очень схематичными. Поэтому, в программное содержание каждой мнемотаблицы вводила задачи по активизации и обогащению словаря.

Использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов и стихов. Овладение приемами работы с мнемодорожками (в младшем дошкольном возрасте), в старщем дошкольном возраст с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру.

Разработала методические и дидактические материалы по речевому развитию детей дошкольного возраста, включающий в себя: конспекты интегрированной совместной деятельности, мнемодорожки, мнемотаблицы по заучиванию стихов и составлению описательных рассказов; картотеки речевых физкультминуток и пальчиковых игр по темам календарно – тематического планирования. «Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для детей слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему»(6)

Проведённый анализ речевого развития детей дошкольного возраста на первом этапе, позволил выявить следующее: у детей младшего дошкольного возраста речь очень экспрессивна, динамична, энергична. Для речи трех-, четырехлетних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких простых предложений. типичные особенности речи – частая замена существительного местоимением; недостаточно умений подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов. Недостаточно умений описывать предмет, изображенный на картинке, умений пересказывать короткие рассказы, сказки с незнакомым ранее содержанием. В младшем дошкольном возрасте речь детей носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своём развитии. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту через образы, а не через слова.

Целенаправленная систематическая работа с использованием игровых технологий (дидактических, теарализованных, режиссерских, пальчиковых игр, а также технологии мнемотехника) способствовала эффективному развитию связной речи дошкольников. Для получения дополнительной информации осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, театрализованной при восприятии художественной литературы и фольклора.

Итогом педагогической диагностики на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и учебно-методического комплекта образовательной программы «От рождения до школы», авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева являются стабильные результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования: в области «Речевое развитие» — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: в 2017 г. — 48%, в 2018 г. — 50%, в 2019 г. — 54%; развитие звуковой речи, фонематического слуха: в 2017 г. — 47%, в 2018 г. — 51%, в 2019 г. — 56%; в области «Социально-коммуникативное развитие» — развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками: в 2017 г. — 52%, в 2018 г. — 56%, в 2019 г.— 61%; умение подчиняться правилам и социальным нормам: в 2017г. — 46%, в 2018 г. — 60%, в 2019 г. — 65%; в образовательной области «Познавательное развитие» — формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира: в 2017 г. — 52 %, в 2018 г. — 56%, в 2019 г. — 61%; развитие внимания, памяти, способности анализировать, сравнивать: в 2017 г. — 48 %, в 2018 г. — 52%, в 2019 г. — 57 % (см. Приложение)

Достигнутые результаты по речевому развитию воспитанников способствовали их активному участию в конкурсах различного уровня: Городские литературно - поэтические марафоны МБУК «ЦГБ» Библиотека №1: «Это надо не павшим, это надо живым», 2016 г., «Богатырская наша сила», 2019 г.; Всероссийский конкурс видеороликов им. Выготского, 2019 г.

Достичь качественного результата стало возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи (когда обе стороны направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий для его полноценного и гармоничного развития).

В межаттестационный период реализовывала проект «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке» по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению, книжной культуре и способствованию формирования устойчивого интереса ребёнка к литературе, как к виду искусства. За время участия в проекте, воспитанники группы вместе с родителями стали активными посетителями библиотеки, участниками литературных викторин, тематических выставок рисунков и поделок по детским книгам. Это способствовало воспитанию у детей интереса и любви к книге, стремлению к общению с ней не только в детском саду, но и в семье, гармоничному развитию каждого ребёнка, умеющего воспринимать литературное произведение во всем его богатстве.

С целью информирования родителей по вопросам развития связной речи дошкольников подобрала и провела консультации «Читаем книжки дома и в детском саду», «Учим ребёнка общаться», «Книга в жизни ребёнка»; практикумы в форме круглого стола «Играем с пальчиками – развиваем речь», «Развитие речи младших дошкольников посредством использования произведений художественной литературы». Материалы мероприятий опубликованы на сайте Всероссийского издания «Слово педагога», 2019 г. Разработала серию практикумов для родителей: «Тактильные книжки малышам», «Изготовление книжек своими руками», «Рисуем стихотворение». Сформировала электронную копилку тематических видеороликов по разучиванию стихов с использованием технологии «Мнемотехника».

Анкетирование родителей выявило следующие результаты: 82% заинтересованы в работе по развитию речи и активно взаимодействуют по данной теме, 86% родителей положительно оценивают работу в данном направлении.

Эффективность работы по организации речевого развития детей предполагает не только взаимодействие с родителями, но и обмен педагогическим опытом с коллегами. С целью распространения педагогического опыта по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством игровых технологий провела мастер-класс «Мнемотехника, как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников» 2018г., «Экологическая тропа, как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»2019г. Материалы опубликованы на сайте Мультиурок - сайт для педагогов.

Опыт работы «Использование технологии Мнемотехника для развития познавательных способностей младших дошкольников» был обобщен и представлен для педагогического сообщества города на Марафоне педагогических идей «Познавательное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации»,2019.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование игровых технологий помогает организовывать  работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме; наблюдается желание детей участвовать в процессе общения, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас детей, развивается умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, а это, в свою очередь, способствует повышению качества образовательного процесса.






ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Главной целью дошкольного образования является овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности.

ФГОС ДО ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку ИГРА – является ведущим видом деятельности, самым интересным и доступным для ребёнка. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога, возможно, расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности. Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, активизируют речь ребенка. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам, определяет организацию игрового пространства в группе. Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества.

Анализ образовательной деятельности в межаттестационный период по речевому развитию детей выявил ряд проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь («ситуативная» речь).

  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас.

  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

  • Неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

ФГОС ДО ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра – является ведущим видом деятельности, самым интересным и доступным для ребёнка. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога, возможно, расширять и развивать речь детей дошкольного возраста. Поэтому на следующий межаттестационный период выбрала тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Цель: разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по данной теме.

2. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию речи детей дошкольного возраста.

3. Разработать и реализовать систему работы по развитию речи дошкольников через игровую деятельность.

Гипотеза исследования: если в своей практической деятельности с детьми я буду использовать эффективные формы, методы и приемы работы по развитию речи через игровую деятельность, то это будет способствовать:

  • повышению качества разных сторон речи дошкольников;

  • повышению активности родителей в участии организации и проведении совместных мероприятий;

  • совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды.






















ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА 2020-2025 Г.Г.



Этапы, сроки

Содержание

деятельности

Планируемый

результат

Организационный


Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.

Определение начального уровня сформированности речевых и игровых умений детей.

Разработка перспективного плана работы.

Анализ и пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Анкетирование родителей.

Проведение консультаций для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях, используя различные виды игры.

Повышение квалификации на курсах по теме проекта.

Теоретическое и методическое обоснование темы проекта.

Получение объективной информации о состоянии начального уровня сформированности речевых и игровых умений детей.

Определение критериев сформированности речевых и игровых умений детей.

Разработанный перспективный план работы.

Оформление и пополнение игровой среды группы.

Мотивирование участников проекта на активное

сотрудничество.

Внедренческий


Реализация проекта, проектирование свой деятельности на каждый год.

Систематизация и предъявление опыта работы.

Решение задач проекта.

Организация совместной деятельности по развитию речи посредством разных видов игровой деятельности.

Проведение индивидуальной работы с детьми.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития и организации игровой деятельности дошкольников, участие родителей в мероприятиях ДОУ.

Успешное участие детей в конкурсах, выставках, Олимпиадах.

Оценка промежуточных результатов, корректировка содержания.

Реализация плана по самообразованию воспитателя

Аналитический

(2023-2025г.г)

Мониторинг развития речи детей.

Рефлексия своей деятельности.

Представление опыта работы.

Составление

аналитического отчета за

межаттестационный период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речевое развитие ребенка представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя множество различных аспектов. В дошкольном возрасте закладывает фундамент речевого развития личности. Именно по этой причине речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста должна пронизывать всю их жизнь в детском саду.

В аналитическом отчете, я проанализировала результаты профессиональной деятельности, условия их получения, а также спроектировала план деятельности на следующий межаттестационный период.

В прошедший межаттестационный период проведена работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Выявлена его положительная динамика по всем показателям с тенденцией повышения.

Для достижения поставленных целей и задач была реализована система работы по развитию речи на основе использования игровых технологий.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дала свои результаты, который могут в полной мере свидетельствовать об эффективности выбранных форм организации педагогического процесса.

Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.






ЛИТЕРАТУРА

  1. Августова Р.Г. Говори! Ты это можешь: Книга для родителей. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 297 с.

  2. Аграновский В.А. Ради единого слова. Изд: М.: Мысль 2007. 213 с.

  3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2007. 514 с.

  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 185 с.

  5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. /Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

  6. Бочкарева О.И. Младшая группа. Занимательные материалы / Сост. О.И. Бочкарева. Волгоград: ИТД «Корифей», 2003. 96 с.

  7. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. Минск: Сфера, 2009. 194 с.

  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. /А.Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007; М.: ТЦ Сфера, 2007. — 470 (1) с.

  9. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16.

  10. Коваленко В.В., Коваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради». – М.: Гном-пресс, 2000. – 16 с.

  11. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

  12. От рождения до школы/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.

  13. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Полянская Т.Б. — СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.-64с.

  14. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

  15. Пятница Т.В., Прончак Т.И. «По секрету всему свету расскажу…»: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования /Пятница Т.В., Прончак Т.И. — Мозырь: Белый Ветер, 2012.74 с.

  16. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий.// Под. Ред. О.С. ушаковой. – М: ТЦ Сфера, 2003.

  17. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. — 2-е изд., испр. и доп. — Мозырь: Содействие, 2007. -100с.

  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

  19. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. /В.И. Селивёрстов. -М.: Владос, 1994. 344 с.

  20. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

  21. Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования : [из опыта работы учителя-логопеда дет. сада № 342 г. Челябинска] / Строгова С.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. — 2010. — № 8 (48). — C. 10-16.

  22. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ Ил. Трубицына Ю. / Ткаченко Т.А. -М.:Эксмо,2008.-136с.

  23. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

  24. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А.. – М., 2004. –16 с.

  25. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. и др. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

  26. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М: Владос, 2004. 288 с.

  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/.

  28. Ядешко В.И. Развитие речи от пяти до семи. М.: Просвещение, 2006. 95с.











Приложение










































Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать оптимальное развитие и воспитание Ваших детей.

Надеемся на ваши искренние ответы, так как ваше мнение важно для нас!!!

1.  Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольников?

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

  Научить детей полноценно общаться с взрослыми  и сверстниками;

  Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;

  Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

  Развивать мышление, память, внимание, воображение;

  Речь развивается самостоятельно.

2. Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка?

​  Соответствует возрасту;

  Частично соответствует возрасту;

  Не соответствует возрасту;

  Затрудняюсь ответить.

3. Каким образом Вы были ознакомлены с программой детского сада в области речевого развития?

 На сайте ДОУ

 На родительском собрании

 На информационных стендах в раздевалке группы

 Свой вариант_____________________________________________________

4.  По каким признакам Вы отмечаете, что в детском саду ведется работа по развитию речи? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

 Ребенок рассказывает новые стихи; пересказывает литературные произведения,

 Речь ребенка обогащается новыми словами, выражениями, пословицами…

 Из бесед с воспитателями;  Свой вариант ответа_________________________

5. Часто ли  Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес  к речевым играм, чтению книг?

  Да, часто;

  Иногда;

  Не проявляет;

6. Чем Вы руководствуетесь в выборе книг для чтения ребенку?

____________________________________________________________________________

7. Что Вы лично делаете для развития речи Вашего ребенка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 8. Ваша оценка работы воспитателей по работе в данном направлении 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Ваши предложения и пожелания по работе детского сада в данном направлении _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за участие!     



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!