СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическое задание по предмету "История искусств". Тема: "Сравнительный анализ натюрмортов мастеров XVII и XVIII вв. (Ф. Снейдерс и Ж.Б.С. Шарден)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе по предмету "История искусств" на тему: "Сравнительный анализ натюрмортов мастеров XVII и XVIII вв. (Ф. Снейдерс и Ж.Б.С. Шарден)

Просмотр содержимого документа
«Аналитическое задание по предмету "История искусств". Тема: "Сравнительный анализ натюрмортов мастеров XVII и XVIII вв. (Ф. Снейдерс и Ж.Б.С. Шарден)»

Сравнительный анализ натюрмортов мастеров XVII и XVIII вв.

(Ф. Снейдерс и Ж.Б.С. Шарден)



Натюрморт» - слово французское в буквальном переводе означает «мертвая натура». По голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь».Как самостоятельный жанр, натюрморт возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков.Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени, выразительность и своеобразиепластических средств, присущих той или иной эпохе, индивидуальности живописцев.

Сравним натюрморты знаменитого художника ФландрииXVIIв. - Франса Снейдерса, чье имя вошло в историю искусства в самый яркий период развития фламандского натюрморта и натюрморты французского живописца XVIII в. Ж.Б. С. Шардена.

Картины Франса Снейдерса (1579-1657 гг.) - фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.Его работы представляют собой огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород.Полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший название «лавки» («Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем»). Снейдерс с мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, располагая дары природы в неожиданных сочетаниях и при резком освещении, и объединяет их в роскошные декоративно-целостные циклы картин. Широкомасштабные композиции, впечатляющие своими огромными размерами, объединили в себе натюрморт, анимационный жанр и бытовые сцены. Живописец облагородил сюжет, придав обычным рыночным сценам характер грандиозного и яркого зрелища.Размер каждого полотна составляет более трех метров в длину и более двух в высоту, что придает им признаки монументально-декоративного искусства.

Художник писал свои произведения для именитых заказчиков, среди их числа был испанский король Филипп IV, а также для зажиточных сограждан, желавших видать в своих апартаментах необычайно красивые натюрморты, пробуждающие аппетит и как бы говорящие о достатке владельцев дома. Как правило, такими монументальными картинами украшали столовые.
Глядя на грандиозные полотна Снейдерса, возникает ассоциация с рогом изобилия из которого на прилавки в хаотичном порядке высыпаны различные фрукты и овощи, груды всевозможной лесной дичи и заморские диковинные деликатесы.

На ряду с мертвыми животными, птицами, рыбой написаны живые представители животного мира. Это обезьяны, попугаи, белки, кошки, охотничьи собаки, привлеченные запахом свежего мяса, орехов и сладких фруктов.

Практически все работы художника перенасыщены объектами и образами, однако он очень мастерски сумел завести все это изобилие в целостный композиционный ряд, чем совершенно не отяготил свои картины.
Воспевая в красках богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс с необыкновенным проникновением передавал форму, фактуру и цвет объектов, компонуя их в роскошные декоративные композиции. Выдерживая при этом богатую цветовую гамму. Во времена Снейдерса на самом деле не было такого изобилия в торговых лавках. В большинстве своем художник руководствовался вымыслом и своей фантазией. Он пытался всего-навсего подчеркнуть насколько земля богата на дары природы.

Например, в Эрмитаже хранится полотно Франса Снейдерса «Рыбная лавка», которое завораживает своим изобилием морской и речной снеди. Художник скомпоновал на прилавке огромную массу обитателей подводного мира. Здесь и готовые стейки красной рыбы, камбала и щука, угри и карпы, крабы и омары, окуни и различная крупная и мелкая рыбешка. Всевозможная рыба везде: на прилавке и под ним, в корзинах и на подвесном сооружении. Приглядевшись под прилавок, видим и черепаху, пытающуюся тихонько сбежать, и тюленя, оскалившегося на кота, и убегающих крабов, и касатку, невероятно малых размеров, бьющую хвостом по полу. Меньше всего заметен в этом хаосе сам лавочник. Одна из причин та, что Снейдерс не любил рисовать людей и на его холстах их часто дописывали другие художники.

Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу низменных жанров, но именно в XVIII веке во Франции появляются полотна Ж.Б. С. Шардена (1699 - 1779 гг.).

Утверждение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозначившийся в 60-70-х годах интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жан-Батист Симеон Шарден, Шарден начал с натюрморта, ранее совсем не развитого жанра во Франции. Сначала это натюрморты с битой дичью в голладском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой. Затем художник находит свою тему - это полные тихого очарования, вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, из которых он составлял строгую и ясную композицию («Медный бак», «Трубки и кувшин»). Краски художника или яркие, или приглушенные, на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материю вещей их подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их.Полотна Шардена всегда исполнены в неяркой цветовой гамме. Главным завоеванием его колорита были цветовые рефлексы, создававшие единое тональное звучание красок. Благодаря их мягкой гармонии достигается живописная связь пластически объемно написанных предметов, рождается чувство духовного единства человека и окружающей его среды. В натюрморте с серебряным кубком глубокие гармоничные коричневые и синие тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево-красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое ценность и значение. В своих натюрмортах Шарден показывает желание познания жизни предметов, восторг от разнообразия естественных вещей и их красоту. Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность, как на картине «Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами». Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

    Иногда на натюрмортах Шардена можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен - не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта.  Все предметы Шарден писал исключительно с натуры. Искусство Шардена как нельзя лучше отражает идеалы эпохи Просвещения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!