СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ диагностической работы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ диагностической работы»

Анализ диагностической работы

по литературе9 класс

(в формате ОГЭ)

в 3 четверти 2021-2022 уч года


Диагностическая работа по литературе проводилась согласно плану школы 23.03.22 в формате ОГЭ.

Работа состоит из двух частей. Часть 1 – два альтернативных варианта- анализ текста художественного произведения (1.1 - эпического (или драматического, или лироэпического, 1.2. – анализ лирического (или басни, или баллады). Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы). 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задания 2.1/2.2 требуют анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагают целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведенным фрагментом.

Второй комплекс заданий отнесён к стихотворению, или басне, или балладе. Обучающимся предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2. Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы. Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе.

Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1– 5.5), требующих развернутого письменного рассуждения. Объем не менее 150 слов.

На выполнение работы отводится 3 урока.

  • Определены следующие требования для ответов:
    Грамотное изложение мыслей и следование речевым нормам.

  • Аргументация посредством использования литературных произведений.

  • Соответствие ответа заданию.

  • Отсутствие лексических и грамматических ошибок.

  • Разборчивый почерк.

  • За успешное выполнение первых четырех пунктов школьник может получить в сумме 6 баллов за задания №1-3.Рекомендуемый объем ответа на задания №1-3 – 3-5 предложений. Но это указание скорее условное и не влияет на количество баллов, если мысль изложена грамотно и соответствует вопросу.Для ответа на задание №4 рекомендуется формулировать в 5-8 предложений. Чтобы набрать максимальное количество баллов в данном упражнении необходимо:
    обоснованно сопоставить произведения,

  • исключить лексические и речевые ошибки,

  • позиция автора не искажена, аргументированы все ключевые для анализа образы, темы и детали.

Объем сочинения не влияет на предельно допустимое количество ошибок каждого из уровней.

  • Для получения в этом задании максимального количества баллов (13), требуется отсылка к двум лирическим произведениям. Если школьник опирается только на одно литературное творение, задание не оценивается более чем одним баллом даже при отсутствии речевых ошибок. Среди прочих к этому заданию есть и такие требования:
    Раскрытие темы сочинения.

  • Фактическое отображение мысли автора.

  • Использование в сочинении литературных понятий.

  • Логика и последовательность в изложении собственных мыслей.

  • Отсутствие речевых ошибок.

Баллы

Каждое из пяти заданий ОГЭ по литературе оценивается определенным количеством баллов, которые в итоге и образуют суммарный первичный балл. В 2022 году максимальный первичный балл – 45. Минимальный порог – 16 баллов.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 15

16– 26

27 – 36

37 – 45

Работу выполнял 1обучающийся–

Часть 1. Критерии оценивания задания 1.1. и 1.2 и

Критерии


Баллы



1. Соответствие ответа заданию



Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена

2

+

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена

1


Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0


2. Привлечение текста произведения для аргументации



Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

2

+

Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки

1


Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок

0


3. Логичность и соблюдение речевых норм



Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

+

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок

1


Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0


Максимальный балл – 6


6



Критерии оценивания задания 2.1. или 2.2.

Критерии


Баллы



1. Соответствие ответа заданию



Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена

2


Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена

1

+

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0


2. Привлечение текста произведения для аргументации



Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

2


Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки

1

+

Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок

0


3. Логичность и соблюдение речевых норм



Отсутствуют логические, речевые ошибки

2


Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок

1

+

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0


Максимальный балл – 6


3

Примечание: 1.2.1 и 1.2.2 - написание связного ответа объёмом 3–5 предложений.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.

Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.



Критерии оценивания заданий 3.1. и 3.2

Критерии


Баллы



1. Соответствие ответа заданию



Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена

2


Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена

1

+

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0


2. Привлечение текста произведения для аргументации



Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

2


Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки

1

+

Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок

0


3. Логичность и соблюдение речевых норм



Отсутствуют логические, речевые ошибки

2


Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок

1

+

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0


Максимальный балл – 6


3

Часть 2. Критерии оценивания сопоставительных заданий 4

Критерии


Баллы



1. Сопоставление произведений



Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа,авторская позиция не искажена

2


Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа,авторская позиция искажена

1

+

Не проведено сопоставление произведения с предложеннымтекстом в заданном направлении анализа

0


2. Привлечение текста произведения для аргументации



Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

4


Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3


Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ для аргументации используется текст только одного

произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

2

+

Для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных

для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1


Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

0


3. Логичность и соблюдение речевых норм



Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

+

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок

1


0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо отналичия/отсутствия ошибок других видов)

0


Максимальный балл – 8


5

Примечание: Задания - написание связного ответа объёмом 5–8 предложений.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 («Сопоставление произведений») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.

Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Часть 2. Критерии оценивания заданий 5.1–5.5, требующих написания сочинения

(в объёме не менее 200 слов)

Критерии


Баллы



1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие



Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена

3


Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена

2


Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена

1

+

Тема не раскрыта

0


2. Привлечение текста произведения для аргументации



Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекаются для анализа неменьше двух стихотворений), фактические ошибки отсутствуют

3


Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений),

ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений)

2


Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки,

ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки,

И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение

1

+

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки

0


3. Опора на теоретико-литературные понятия



Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

2


Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1


Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий

0


4. Композиционная цельность и логичность



Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3


Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2


В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1

+

В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0


5. Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок

2

+

Допущены три-четыре речевые ошибки

1


Допущены пять или более речевых ошибок

0


Максимальный балл за сочинение – 13


2

Примечание: Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.

Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Грамотность

  1. Соблюдение орфографических норм

Баллы

.

Орфографически х ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

+

Допущены 3-4 ошибки

1


Допущены 5 и более

0


  1. Соблюдение



Пунктуационных ошибок нет.или допущено не более 2 ошибок

2

+

Допущены 3-5 ошибок

1


Допущены более 5 ошибок



  1. Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

+

Допущены 2-3 ошибки

1


Допущены 4 и более ошибки

0


Максимальный балл

6

5



Вывод:ь Таким образом, анализ экзаменационных работ показывает, что у учащейся вызывает затруднение анализ лирического произведения (стихотворения).

Ответ на вопрос (2.1. и 2.2) содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента, авторская позиция искажается.

Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, или используется текст только одного произведения без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.

В части 2тема сочинения 5.1 раскрывается поверхностно, односторонне.

В целом, анализ выполненной работы показывает, что уровень сформированности у ученика основных учебных умений, соответствующих важнейшим компетенциям (читательской, литературоведческой, коммуникативной), удовлетворительный, но недостаточный.

Затруднения вызывают задания, связанные с:

- умением анализировать эпическое и лирическое произведение;

- умением проводить сопоставительный анализ нескольких произведений;

- владение теоретико – литературными понятиями;

- умение создавать связное письменное высказывание заданного типа

речи по определённой теме;

– способность к смысловому анализу текста: умение формулировать

проблему, поставленную автором прочитанного текста, и определять

позицию автора по отношению к данной проблеме.

23.03.2022 Учитель М.А. Токтарева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!