Анализ диагностической работы
по литературе9 класс
(в формате ОГЭ)
в 3 четверти 2021-2022 уч года
Диагностическая работа по литературе проводилась согласно плану школы 23.03.22 в формате ОГЭ.
Работа состоит из двух частей. Часть 1 – два альтернативных варианта- анализ текста художественного произведения (1.1 - эпического (или драматического, или лироэпического, 1.2. – анализ лирического (или басни, или баллады). Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы). 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задания 2.1/2.2 требуют анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагают целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведенным фрагментом.
Второй комплекс заданий отнесён к стихотворению, или басне, или балладе. Обучающимся предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2. Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы. Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе.
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1– 5.5), требующих развернутого письменного рассуждения. Объем не менее 150 слов.
На выполнение работы отводится 3 урока.
Определены следующие требования для ответов:
Грамотное изложение мыслей и следование речевым нормам.
Аргументация посредством использования литературных произведений.
Соответствие ответа заданию.
Отсутствие лексических и грамматических ошибок.
Разборчивый почерк.
За успешное выполнение первых четырех пунктов школьник может получить в сумме 6 баллов за задания №1-3.Рекомендуемый объем ответа на задания №1-3 – 3-5 предложений. Но это указание скорее условное и не влияет на количество баллов, если мысль изложена грамотно и соответствует вопросу.Для ответа на задание №4 рекомендуется формулировать в 5-8 предложений. Чтобы набрать максимальное количество баллов в данном упражнении необходимо:
обоснованно сопоставить произведения,
исключить лексические и речевые ошибки,
позиция автора не искажена, аргументированы все ключевые для анализа образы, темы и детали.
Объем сочинения не влияет на предельно допустимое количество ошибок каждого из уровней.
Для получения в этом задании максимального количества баллов (13), требуется отсылка к двум лирическим произведениям. Если школьник опирается только на одно литературное творение, задание не оценивается более чем одним баллом даже при отсутствии речевых ошибок. Среди прочих к этому заданию есть и такие требования:
Раскрытие темы сочинения.
Фактическое отображение мысли автора.
Использование в сочинении литературных понятий.
Логика и последовательность в изложении собственных мыслей.
Отсутствие речевых ошибок.
Баллы
Каждое из пяти заданий ОГЭ по литературе оценивается определенным количеством баллов, которые в итоге и образуют суммарный первичный балл. В 2022 году максимальный первичный балл – 45. Минимальный порог – 16 баллов.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 – 15 | 16– 26 | 27 – 36 | 37 – 45 |
Работу выполнял 1обучающийся–
Часть 1. Критерии оценивания задания 1.1. и 1.2 и
Критерии | Баллы | |
1. Соответствие ответа заданию | | |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 | + |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 | |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 | + |
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 | |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 | |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 | + |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 | |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 | |
Максимальный балл – 6 | | 6 |
Критерии оценивания задания 2.1. или 2.2.
Критерии | Баллы | |
1. Соответствие ответа заданию | | |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 | |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 | + |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 | |
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 | + |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 | |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 | |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 | + |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 | |
Максимальный балл – 6 | | 3 |
Примечание: 1.2.1 и 1.2.2 - написание связного ответа объёмом 3–5 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания заданий 3.1. и 3.2
Критерии | Баллы | |
1. Соответствие ответа заданию | | |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 | |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 | + |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 | |
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 | + |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 | |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 | |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 | + |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 | |
Максимальный балл – 6 | | 3 |
Часть 2. Критерии оценивания сопоставительных заданий 4
Критерии | Баллы | |
1. Сопоставление произведений | | |
Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа,авторская позиция не искажена | 2 | |
Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа,авторская позиция искажена | 1 | + |
Не проведено сопоставление произведения с предложеннымтекстом в заданном направлении анализа | 0 | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | | |
Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 4 | |
Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 | |
Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 | + |
Для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 | |
Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 | |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 | + |
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 | |
0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо отналичия/отсутствия ошибок других видов) | 0 | |
Максимальный балл – 8 | | 5 |
Примечание: Задания - написание связного ответа объёмом 5–8 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 («Сопоставление произведений») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Часть 2. Критерии оценивания заданий 5.1–5.5, требующих написания сочинения
(в объёме не менее 200 слов)
Критерии | Баллы | |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена | 3 | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена | 2 | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена | 1 | + |
Тема не раскрыта | 0 | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекаются для анализа неменьше двух стихотворений), фактические ошибки отсутствуют | 3 | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений), ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений) | 2 | |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение | 1 | + |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки | 0 | |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 | |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 | |
4. Композиционная цельность и логичность | | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 | |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 | + |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 | |
5. Соблюдение речевых норм | | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 | + |
Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 | |
Допущены пять или более речевых ошибок | 0 | |
Максимальный балл за сочинение – 13 | | 2 |
Примечание: Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Грамотность
Соблюдение орфографических норм | Баллы | . |
Орфографически х ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | + |
Допущены 3-4 ошибки | 1 | |
Допущены 5 и более | 0 | |
Соблюдение | | |
Пунктуационных ошибок нет.или допущено не более 2 ошибок | 2 | + |
Допущены 3-5 ошибок | 1 | |
Допущены более 5 ошибок | | |
Соблюдение грамматических норм | | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | + |
Допущены 2-3 ошибки | 1 | |
Допущены 4 и более ошибки | 0 | |
Максимальный балл | 6 | 5 |
Вывод:ь Таким образом, анализ экзаменационных работ показывает, что у учащейся вызывает затруднение анализ лирического произведения (стихотворения).
Ответ на вопрос (2.1. и 2.2) содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента, авторская позиция искажается.
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, или используется текст только одного произведения без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.
В части 2тема сочинения 5.1 раскрывается поверхностно, односторонне.
В целом, анализ выполненной работы показывает, что уровень сформированности у ученика основных учебных умений, соответствующих важнейшим компетенциям (читательской, литературоведческой, коммуникативной), удовлетворительный, но недостаточный.
Затруднения вызывают задания, связанные с:
- умением анализировать эпическое и лирическое произведение;
- умением проводить сопоставительный анализ нескольких произведений;
- владение теоретико – литературными понятиями;
- умение создавать связное письменное высказывание заданного типа
речи по определённой теме;
– способность к смысловому анализу текста: умение формулировать
проблему, поставленную автором прочитанного текста, и определять
позицию автора по отношению к данной проблеме.
23.03.2022 Учитель М.А. Токтарева