СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ ЕГЭ по обществознанию»

Анализ ЕГЭ по обществознанию.

Максимальный балл – 92

Минимальный балл-44.

На выполнение ЕГЭ отводилось 3 часа 55 минут.

Количество обучающихся по списку: 11

Количество обучающихся, сдававших ЕГЭ- 4(36%).

Успеваемость-100%

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

Структура варианта КИМ ЕГЭ.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; – задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Ответ на каждое из заданий части 1 даётся в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на эти задания формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

Распределение заданий варианта КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий.

Задание 1 – понятийное задание базового уровня – нацелено на проверку сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов. На первой позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.

Задания 2–16 базового и повышенного уровней направлены на проверку сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, сформированности представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества, сформированности представлений о методах познания социальных явлений и процессов, владения базовым понятийным аппаратом социальных наук; умения применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Задания 2–16 представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: «Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру» (задания 2–4), «Экономика» (задания 5–7), «Социальные отношения» (задания 8, 9), «Политика» (задания 10, 11, 13), «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» (задания 12, 14–16). Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же тематического модуля, находятся под одинаковыми номерами. Отметим, что задание 12 во всех вариантах проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию), а задание 13 – позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию

Задания части 2 (17–25) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней школы (социальную философию, экономику, социальную психологию, социологию, политологию, правоведение).

Задания 17–20 объединены в составное задание с фрагментом научнопопулярного текста или нормативного правового акта. Задание 17 направлено на выявление умений находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание 18 проверяет владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки ключевых обществоведческих понятий, объяснять существующие между ними связи.

Задание 19 нацеливает на применение полученных знаний, в том числе выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию (иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт.

Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с соответствующим рисунком.

Задание-задача с порядковым номером 22 требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией Российской Федерации. Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме.

Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений. План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной теме.

Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: – для каждого из заданий 1–16 – 2–3 минуты; – для каждого из заданий 17–25 – 3–8 минут.

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 13, 15 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 16 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 17, 18 выставляется по 2 балла; заданий 19–21, 23 – по 3 балла; заданий 22 и 24 – по 4 балла, задания 25 – 5 балло . Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 57. На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.

Анализ типичных ошибок


Задание

% выполнения

1

Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов (соотнесение видовых понятий с родовыми)

100% выполнили

2

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

100% справились

3

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

100%-выполнили

4

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

100%-справились

5

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

100%-справ

6

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

25%-1б

2б-75%.


7

Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

75%-справ


8

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

75%-2б

0б-25%.


9

Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа (таблица, диаграмма) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

1000%-справ

10

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

100%-справ

11

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

100%- справились с данным заданием

12

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук с научных позиций. Основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ

100% справились

13

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

25% справились

14

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

25%-1б

2б-75%.


15

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

100% справились

16

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

100%-справ

17

Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

100%

18.1

Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов

75%

18.2

Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

75%

19.1

Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

50% справились

19.2

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

50%

20.1

Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

50%

20.2

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

50%

21

Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа (график) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

100%- выполнили верно

22

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

100% справились

23.1

Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

75% справились

23.2

Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных


50% справились

23.3

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

50% справились

24

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов


50%- выполнили задание

25.1

Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

50%-справились с заданием

25.2

Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

50% справились с заданием


Таким образом, мы видим, наибольшее затруднения вызывали следующие задания,:

  • задания базового уровня – нацелены на владение базовым понятийным аппаратом социальных наук и умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (№6,7,8,13)

  • Задание 19 Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

  • Задание 23 нацеленное на сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

  • Задание 24 Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

  • Задание 25 Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

  • Выводы и рекомендации:

В улучшении качества образования по самому массово выбираемому предмету заинтересованы все участники образовательного процесса. Необходимо общее понимание того, что обучение обществознанию может быть результативным только при условии организации эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения предмету, при сохранении баланса между знаниями, умениями и компонентами процесса, при координации деятельности педагогов, обучающихся, родителей и администрации образовательных организаций. При подготовке к ЕГЭ учащимся следует выбирать стратегию, которая определяется причиной выбора. Для поступления в вуз необходим более высокий балл, следовательно, серьезное внимание уделяется заданиям повышенного и высокого уровней заданий.

С целью совершенствования преподавания обществознания в школе, педагогу рекомендовано:

  • способствовать усилению освоения базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения, использовать более эффективные способы организации образовательной деятельности школьников, особенно в разделах «Экономика», «Политика», «Основы философии», «Право», «Финансовая грамотность» (проводить уроки-практикумы, дискуссии, разработку и защиту учебных и социальных проектов и т. п.) с целью повышения их практической направленности и мотивации школьников к освоению сложного учебного содержания данных блоков.

  • обратить внимание на преподавание ряда тем, по которым у выпускников 9 и 11 классов обнаружены устойчивые обыденные представления, нередко противоречащие положениям науки. С этой целью усилить интеграцию курса обществознания с курсами истории, литературы, биологии, географии, мировой художественной культуры, а также внутрипредметную интеграцию в процессе обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!