СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ занятия преподавателя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Просмотр содержимого документа
«Анализ и самоанализ занятия преподавателя»

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ


Уважаемые коллеги, темой нашего предыдущего занятия был «Урок» со всеми его разновидностями, этапами, видами и прочими очень важными особенностями. И, прежде чем приступить к детальному разбору особенностей различных методов и приёмов обучения при различных типах занятия, хотелось бы остановиться на одной из важнейших тем нашего курса. «Анализ и самоанализ занятия. Рефлексия»

Без рассмотрения данной темы и постоянного применения техник и упражнений невозможен дальнейший профессиональный рост. Как бы не был велик наш опыт, наши знания, сколько бы довольных нами выпускников мы собрали, всегда важное значение будет иметь анализ собственной деятельности.

После проведённого занятия каждый из нас испытывает разные чувства. Например: после проведённого занятия нам кажется, что сегодня на занятии группа была не собрана. Постоянно приходилось одёргивать того или иного студента, повышать голос, использовать различные приёмы привлечения внимания. Ощущение опустошённости и упадка сил после проведённой одной пары. Где взять силы на вторую? А завтра с этой же группой работается легко и непринуждённо, они сами задают вопросы, внимательно слушают, и мы делимся с ними опытом, слушаем их истории по изучаемой теме, даже после звонка не хочется уходить. Что изменилось сегодня? Почему одна и та же группа в рамках одной темы ведёт себя совершенно по-разному? Я что-то сделал сегодня так, а вчера не так? Что изменилось в моём поведении или отношении, что у нас всё получилось?

Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.


Реальная ценность занятия — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала студентами.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. В данный момент устанавливается, своевременно ли приходит педагог в кабинет, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли студенты к уроку. На начальном этапе работы самоорганизация педагога играет ключевое значение. Важно соблюдение самим преподавателем требований предъявляемых к обучающимся. Необходимо начинать и заканчивать урок строго по звонку. Не допускается ни в коем случае задержка обучающихся после звонка. Все этапы занятия должны быть строго регламентированы по времени.

2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) обращается внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения педагога на уроке. Не меньший интерес представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками. Здесь важно не допустить на начальном этапе работы ошибочного представления о поведении и общении преподавателя со студентами. Необходимо соблюдать субординацию и уважение.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор проводимых занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.


Анализ занятия – это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся. К числу основных критериев оценки занятия относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности образовательного учреждения, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать:

1. само построение учебного процесса на уроке,

2. выявить оптимальность задач,

3. рациональность избранного педагогом содержания занятия, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать педагог, а тем, что получили студенты во время занятия. Поэтому при оценке занятия надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития обучающихся.

Анализ и самоанализ занятия должен быть направлен на сопоставление выдвинутых целей и задач с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и обучающихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы педагога и обучающихся.

Виды анализа занятия.

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов занятия;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов занятия с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели занятия во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся;

10 – комплексный анализ — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации занятия.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.


Основные требования к анализу занятия педагогом:

• цель и задача анализа темы;

• знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

• умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

• характеристика особенностей обучающихся и их учет в работе на уроке;

• обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач занятия;

• обоснованность намеченного плана занятия, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

• психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых обучающимися на уроке;

• оценка развития самостоятельности мышления обучающихся на различных этапах занятия;

• выполнение намеченных задач занятия;

• оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

• умение показать взаимосвязь этапов занятия и оценить их;

• удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

• намечаемые меры по устранению недостатков.

Самоанализ занятия

Анализ и самооценка занятия есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства педагога позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать педагогу помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.


Самоанализ занятия — это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Самоанализ занятия дает возможность:

— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельностиобучающихся на уроке;

— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

— формировать самосознание обучающегося, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом занятия.

Можно выделить четыре уровня самоанализа занятия:

1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2. Оценочный — когда оценивается соответствие результата занятия намеченному целям и плану.

3. Методический — когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4. Рефлексивный — когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Самоанализ проведённого занятия — это настроение педагога после занятия. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Самоанализ занятия — это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Без самоанализа невозможно:

• построить целостную систему обучения;

• повысить мастерство, развить творческие способности;

• обобщить передовой педагогический опыт;

• обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога.

Самоанализ занятия, как один из инструментов самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

*формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся;

*развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

*формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

*формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом занятия.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа занятия во многом зависят педагогическое мастерство педагога, производительность его педагогического труда.

При самоанализе занятия преподаватель дает:

• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

• информацию об объеме материала и качестве его усвоения обучающимися;

• характеристику применяемых методов работы с обучающимися и оценивает их;

• оценку активности обучающихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с обучающимися).


В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества занятия и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие педагоги затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры занятия, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками занятия, уровнем подготовки обучающихся. Чаще всего, ответственность за качество проведённого занятия перекладывается на иные внешние факторы: Я использовал эти средства обучения, потому что они были в наличии; я выбрал такой тип занятия, потому что лекция готовилась быстрее, чем эвристическая беседа; они пришли не готовы, поэтому мы начали изучать новую тему. При проведении анализа собственной деятельности всегда выстраиваются пути дальнейшего её совершенствования. Если группа систематически не готовит задания дома, может быть следует поискать иной вариант заданий, тот при котором они будут выполняться в аудитории, и для этого придётся изменить «устоявшиеся» в рамках определённых тем типы занятия.

Не существует правильного ответа «как лучше» или «как эффективнее» провести урок, когда есть его постоянный анализ и совершенствование деятельности преподавателя и студентов

Упражнение в рамках рассматриваемой темы


Заполните лист анализа проведённого занятия по одному из последних занятий, проведённых вами.

Постарайтесь во время выполнения данного упражнения быть максимально объективны в оценке собственной деятельности..

В пункте 2 необходимо чётко расписать какие цели вы ставили перед собой во время проведения данного занятия. Чему хотели научить студентов? Как реализовывали достижение этих целей (через подбор методов, средств, приёмов)? Всё ли вам удалось реализовать за урок (В данном случае не стоит бояться, если не все цели были достигнуты в ходе занятия, а необходимо проанализировать почему так случилось, чтобы исключить в дальнейшем повторения ситуации)

В последнем пункте постарайтесь указать на плюсы проведённого вами занятия и минусы, над которыми необходимо в дальнейшем работать.

Помните ваша объективность в рамках данного упражнения позволит вам максимально грамотно подходить к построению занятий в дальнейшем.




Приложение 1

Примерная общая схема самоанализа занятия (дидактический аспект):

1. Общая структура занятия.

К какому типу занятия может быть отнесен данный урок? Каково место занятия в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы занятия данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть занятия?

2. Реализация основной дидактической цели занятия.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были обучающиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе занятия)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков обучающихся (каким был охват обучающихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение обучающихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие обучающихся?

4. Воспитание в процессе занятия.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность педагога и деятельность обучающихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся и т.п.)?

7. Работа педагога на уроке.

Какие виды деятельности педагога имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь обучающимся и др.)? Был ли достигнут контакт с группой?

8. Работа обучающихся на уроке.

Какой была активность обучающихся на разных этапах занятия? Какими были виды деятельности обучающихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия занятия.

Достаточна освещенность классной комнаты? Сидят ли обучающиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анализировать урок применительно к различным целям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!