Просмотр содержимого документа
«Анализ лирического произведения»
Восприятие, толкование, оценка лирического произведения.
1. Автор и название.
История создания (время создания, причина, кому посвящено).
Место стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.д.)
Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение)
Выписать цитату, которая выражает идею и трактовать.
Тема: пейзаж, общественно-политическая тема, любовная, философская.
Выписать цитату, которая выражает идею стихотворения и её объясняет.
Сюжет: есть сюжет (развиваются события),
нет сюжета (когда выражаются только чувства).
Форма стихотворения: элегия, стансы, послание другу, сонет.
Композиция:
определить ведущие переживания, чувства, настроения;
выяснить подчиненность композиции определенной мысли;
определить лирическую ситуацию (конфликт героя с собой, внутренняя несвобода, открытость миру и т.д.)
определить жизненную ситуацию, которая предположительно могла вызвать это переживание;
выделить основные части стихотворения, показать их связь;
указать, на сколько строф делится стихотворение;
представляет ли каждая строфа мысль или с каждой строфы начинается новая мысль;
сопоставлены или противопоставлены эти строфы;
значима ли для раскрытия стихотворения последняя строфа, содержит ли она вывод;
размер рифма ритм
__ _/_ ямб аабб – парная силлабо-тонический
_/_ __ хорей абаб – перекрёстная
_/ _ __ __ дактиль абба – кольцевая
__ _/_ __ амфибрахий анафора – одинаковое начало (единоначатие)
__ __ _/_ анапест
Свободный, белый стих Строки: мужская / женская
Средства выразительности.
Лексические: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, оксюморон (несовместимость понятий: сладкая горечь, железный поток), перефраз(а) (царь зверей вместо лев), метонимия («скушай тарелочку ещё»), антитеза (противопоставление).
Синтаксические: анафора (единоначатие), эпифора (повтор в конце стиха, строфы, предложений), параллелизм конструкции предложений, градация (усиление по возрастающей), инверсия, эллипсис (пропуск), перенос синтаксической конструкции (предложение переходит на другую строку), парцелляция (дробление предложений на части);
экспрессивная пунктуация:
! – восторг, гнев, сильное удивление
? – вопрос, внутреннее недоумение
… - молчание, задумчивость
- (тире) – широта, неожиданность вывода
3) Фонетические:
ассонанс – нагнетение гласных
аллитерация – нагнетение согласных.
Лирический герой и автор.
Автор и лирический герой часто выступают в одном лице. Но рассказ может вестись от лица персонажа.
Своеобразие творческой манеры поэта.
Литературное направление (не всегда обязательно): классицизм сентиментализм, романтизм, реализм, модернистские направления (символизм, акмеизм, футуризм).
Моё личное мнение, восприятие.