СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ лирического произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План анализа лирического произведения в 10 - 11 классах. Рекомендуется при изучении лирики в 10 - 11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Анализ лирического произведения»

Восприятие, толкование, оценка лирического произведения.

1. Автор и название.

  1. История создания (время создания, причина, кому посвящено).

Место стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.д.)

  1. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение)

Выписать цитату, которая выражает идею и трактовать.

Тема: пейзаж, общественно-политическая тема, любовная, философская.

Выписать цитату, которая выражает идею стихотворения и её объясняет.

Сюжет: есть сюжет (развиваются события),

нет сюжета (когда выражаются только чувства).

  1. Форма стихотворения: элегия, стансы, послание другу, сонет.

  2. Композиция:

    1. определить ведущие переживания, чувства, настроения;

    2. выяснить подчиненность композиции определенной мысли;

    3. определить лирическую ситуацию (конфликт героя с собой, внутренняя несвобода, открытость миру и т.д.)

    4. определить жизненную ситуацию, которая предположительно могла вызвать это переживание;

    5. выделить основные части стихотворения, показать их связь;

    6. указать, на сколько строф делится стихотворение;

    7. представляет ли каждая строфа мысль или с каждой строфы начинается новая мысль;

    8. сопоставлены или противопоставлены эти строфы;

    9. значима ли для раскрытия стихотворения последняя строфа, содержит ли она вывод;

    10. размер рифма ритм

__ _/_ ямб аабб – парная силлабо-тонический

_/_ __ хорей абаб – перекрёстная

_/ _ __ __ дактиль абба – кольцевая

__ _/_ __ амфибрахий анафора – одинаковое начало (единоначатие)

__ __ _/_ анапест

Свободный, белый стих Строки: мужская / женская

  1. Средства выразительности.

    1. Лексические: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, оксюморон (несовместимость понятий: сладкая горечь, железный поток), перефраз(а) (царь зверей вместо лев), метонимия («скушай тарелочку ещё»), антитеза (противопоставление).

    2. Синтаксические: анафора (единоначатие), эпифора (повтор в конце стиха, строфы, предложений), параллелизм конструкции предложений, градация (усиление по возрастающей), инверсия, эллипсис (пропуск), перенос синтаксической конструкции (предложение переходит на другую строку), парцелляция (дробление предложений на части);

экспрессивная пунктуация:

! – восторг, гнев, сильное удивление

? – вопрос, внутреннее недоумение

… - молчание, задумчивость

- (тире) – широта, неожиданность вывода

3) Фонетические:

ассонанс – нагнетение гласных

аллитерация – нагнетение согласных.


  1. Лирический герой и автор.

Автор и лирический герой часто выступают в одном лице. Но рассказ может вестись от лица персонажа.


  1. Своеобразие творческой манеры поэта.

  2. Литературное направление (не всегда обязательно): классицизм сентиментализм, романтизм, реализм, модернистские направления (символизм, акмеизм, футуризм).

  3. Моё личное мнение, восприятие.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!