Григорьева Елена Николаевна
МБОУ «Средняя школа № 68»
АВТОРСКАЯ КАРТИНА МИРА В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
«Для Горького отправной точкой исследования внутреннего мира человека является его отношение с окружающей действительностью. Это же его отношение определяется синтезом рассудочного и чувственного в человеке, от самых элементарных и до сложнейших проявлений такого синтеза» -так определял задачу изучения творчества М. Горького А. Волков.
Однако, как мыслитель и философ, Горький-писатель в отличие, скажем, от Достоевского, еще мало раскрыт и почти не познан. Проблема духовности связана с философскими представлениями творца о жизни. Основное содержание всякой духовности составляет мысль или идея, которую несет или выражает писатель. Основу же миросозерцания А. М. Горького составляет идея жизни. Ее сформулировал сам писатель как «радостный зов...»
Мысль о жизни доминирует, проходит через все творчество писателя, выражена через образы многих героев, она многомерна и многоаспектна. Она первична и связана с разными направлениями художественного содержания творчества писателя: о любви к человеку, об активном отношении к окружающему миру, о преобразовании действительности, о смысле и назначении человеческой жизни. Но, сама концепция жизни не стала предметом исследования.
Весь рассказ «Рождение человека» удивительно тонко пронизан единой мыслью о жизни как таковой, о жизни, данной человеку самой природой. В рассказе два главных действующих лица, и сообщается о них ровно столько, сколько надо для объяснения их случайной встречи. Образы этих героев воспринимаются почти как абстрактные лица. И не на них, а на самом событии держится художественный замысел писателя: рассказывается о том, как кто-то принимает роды у какой-то очень простой русской женщины. Все в рассказе ведет к рождению человека, и все сосредоточено вокруг сюжета, заранее определенного автором в названии.
Обычный биологический (физиологический) и несколько натуралистически переданный процесс деторождения возвышен писателем до исключительного, праздничного, космически маштабного события. Ребенок родился на лоне природы: просто на земле, где ему предстоит жить, его, маленького, обогрело солнце, искупала теплая волна, приласкала морская пена, убаюкал шум моря, накормила родная мать. Поэтические компоненты, входящие в описание его рождения: Земля, Море, Солнце, - воспринимаются в рассказе как образы-символы. Они призваны восславить природу, давшую человеку жизнь.
Волнение, страдание, забота, нежность, страх, тревога за неведомую судьбу новорожденного - вся гамма чувств, ненавязчиво и лаконично переданных автором через жесты, выражения глаз и действия, создают в рассказе образ матери. Ее сияющий и ясный взгляд, почтительное отношение юноши к ней, яркое небо, шум моря передают восторженное отношение писателя к женщине-матери как дарительнице и хранительнице жизни.
Полнота духовной жизни заключается для Горького в способности человека принимать жизнь во всей ее красоте - от окружающей природы и внешности людей до постижения их внутренней силы. Так раскрывает себя проходящий. Сначала он видит красочный мир природы — горы, море; затем — желтый платок на голове женщины, цвет сам по себе неподходящий для украшения. Но он превращается у героя в подсолнечник, изменяя всю тональность портрета героини — от раздражающего в радостный. А в конце рассказа герой был поражен удивительным огнем неисчерпаемой материнской любви. Он открыл для себя сокровенное в человеке. Испытать удовольствие, наслаждаться прекрасным так, как это умеет герой, мыслить, ощущать, воспринимать окружающий мир — значит у Горького жить.. Давать жизнь и помогать ее рождению эту простую, мудрую и вечную истину постигает герой.
В рассказе использованы слова «жил», «житель» и «поживает». Первые два употреблены в одном и том же значении — жить в какой-либо местности, а «поживает» в значении судьбы. Но слово «жизнь» вообще не встречается в тексте. Однако слово это вошло в повествование косвенно через развернутый положительный психологический параллелизм. Яркое солнце, плеск морских волн, пестрый покров осенних листьев, на которых спит новорожденный,— все напоминает торжественный праздник, устроенный природой в честь появления нового жителя на земле. Восторженное настроение героя «...а в груди тихо поют какие-то славные птицы...» звучит в горьковском описании как гимн ликующей жизни. На гамлетовский вопрос – быть или не быть – М. Горький прямо и недвусмысленно отвечает: «…превосходная должность быть на земле человеком…».
В произведении мало сказано о самих героях, а ребенок только появился на свет. Для автора рассказа изображение героев и их роли на земле не было основным. И хотя слово «жизнь» отсутствует в тексте, его главное и прямое значение раскрыто с абсолютной точностью: жить – это значит жить, быть живым, «быть не земле». Фраза «быть на земле» является главной для понимания всего рассказа. Она передает авторскую мысль о значимости самой жизни, о радости самого пребывания человека на земле, о его праве «быть»!
А. М. Горький исследовал в своем творчестве жизнь как форму физического, духовного и социального существования человека. Он выявлял нравственные представления о жизни людей разных типов и социальных категорий. Его привлекала в человеке неистребимая жажда жизни, он размышлял о ее защите, сохранении и самосохранении. Жизнь и обстоятельства, смысл жизни, утомление жизнью, жизнь, состоявшаяся и никчемная, жизнь как подвиг или как бремя… Все это составляет горьковскую картину мира.