СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ речевой карты для обследования ребёнка дошкольного возраста, составленная петербургским логопедом Ольгой Игоревной Крупенчук.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста, составленная петербургским логопедом Ольгой Игоревной Крупенчук.

Просмотр содержимого документа
«Анализ речевой карты для обследования ребёнка дошкольного возраста, составленная петербургским логопедом Ольгой Игоревной Крупенчук.»

Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста, составленная петербургским логопедом Ольгой Игоревной Крупенчук.

Как указывает сама автор, данная карта имеет ряд особенностей:

1. рассчитана на обследование детей 4-6 лет с самыми частыми видами нарушений речи;

2. результаты многих видов обследования сведены в таблицы, что даёт возможность прослеживания динамики речевого развития ребёнка;

3. представлены все традиционные виды обследования речи и исключены обследования, не являющимися принципиальными для постановки логопедического заключения;

4. в разделе «словоизменение» приводится таблица согласования падежных окончаний всех трёх склонений русского языка;

5. имеется система обозначений;

6. рисунки, подобранные к обследованию, освобождают от поиска необходимого наглядно материала;

7. представлена примерная схема логопедического заключения.

Данная речевая карта предполагает сбор анамнеза, исследование состояния речевого аппарата, голосовой функции и просодики, мимической и артикуляционной мускулатуры, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, грамматического строя, лексического запаса, понимания речи, связной речи.

Речевая карта удобна тем, что есть возможность фиксировать результат. Обрабатывать полученные результаты позволяет система баллов: каждый раздел оценивается по четырёхбальной системе, после обследования баллы сводятся в таблицу, суммируются. Чётких инструкций проведения обследования – нет.

Речевая карта эффективна, если требуется экспресс – диагностика речи ребёнка, средняя продолжительность обследования – 20 минут.

Задания на исследование состояния артикуляционной моторики О.И. Крупенчук предлагает на каждый возраст.

При оценке состояния фонематического восприятия автор рекомендует использовать иллюстративный материал.

Задания на обследование лексического компонента речи, классифицированы по темам, лексические темы – дифференцированы по возрастам детей, но автор не предоставляет для исследования такие трудные категории как «ягоды», «насекомые», «транспорт».

На исследование уровня обобщений в данной речевой карте наглядного материала нет. Автор предлагает ребёнку ряд слов и задание: «назови одним словом». Задания распределены по степени трудности, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Подбор антонимов к словам. Данную пробу О.И. Крупенчук рекомендует проводить с 4 лет.

На активный глагольный словарь Крупенчук предлагает задания, в зависимости от возраста детей: для детей четырехлетнего возраста имеются картинки. Для детей пяти и шести лет звучат словесные инструкции.

Употребление существительных именительного падежа в единственном и множественном числе исследуется с опорой на наглядный материал. Логопед называет первую пару картинок, даёт образец, а дети, по аналогии, образуют множественное число остальных существительных.

Проверка согласования падежных окончаний с опорой на таблицу позволяет исследовать окончания всех трёх склонений русского языка (склонение слов лиса, ёжик, рысь).

Проба на исследование употребления предложно-падежных конструкций проводится в зависимости от возраста ребёнка, ему предъявляется одна сюжетная картинка, с опорой на которую ребёнок должен назвать расположение объектов.

Проверка согласования существительных с числительными ведётся также с использованием наглядного материала, но у Крупенчук имеется возможность проверки правильного согласования с числительными существительных только двух родов – мужского и женского.

Диагностировать образование ребёнком притяжательных прилагательных автор рекомендует после шестилетнего возраста. Опоры на наглядный материал нет.

Состояние процесса образования приставочных глаголов автор рекомендует исследовать после шести лет. В речевой карте даны три сюжетные картины, на которых изображены происходящие действия. Работа требует определённой подготовки: предварительно следует сформулировать вопросы.

Исследование состояния звукослоговой структуры слов осуществляется на материале слов разной звукослоговой структуры: она усложняется в зависимости от возраста ребёнка. В данной речевой карте наглядный материал отсутствует, дети могут не узнать слово на слух и допустить ошибки.

Звукопроизношение исследуется на основе предметных картинок. Правильность произнесения звуков исследуется в трёх позициях в слове: в начале, в середине и в конце.

Исследование состояния фонематических процессов не сопровождается наглядным материалом.

После всех проведенных обследований пишется логопедическое заключение с указанием диагноза и необходимый план коррекционной работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!