СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов по биологии ВПР 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец анализа результатов ВПР по биологии  

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов по биологии ВПР 6 класс»

МБОУ Вершинотейская СОШ

Анализ

Всероссийской проверочной работы

по биологии 6 а класса

Дата 22 сентября 2020 года


Назначение ВПР по биологии – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО: осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной и познавательной практике.

Цель проведения ВПР по биологии:

осуществления входного мониторинга качества образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования;

совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях;

корректировки организации образовательного процесса по учебным предметам на 2020/2021 учебный год.


Каждый вариант ВПР состоит из 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. На выполнение проверочной работы было отведено 45 минут. Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствовали формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

  1. Критерии оценивания ВПР по биологии 6 классы ( по материалам 5 класса)


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–11

12-17

18-23

24-29


  1. Качественная оценка результатов выполнения проверочной работы по биологии

Количественные показатели


Класс

Кол-во человек

Кол-во выполнявших работу

«2»

«3»

«4»

«5»

Качество знаний

Ср. балл

16

13

-

12

1

-

7,7

3,1

Сравнительный анализ показателей


Подтвердили годовую отметку

Получили оценку выше

Получили оценку ниже

Средний балл

количество

%

количество

%

количество

%

Годовая оценка

Оценка ВПР

5

38

-

0

8

62

3,6

3,1


Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов 2019-2020 и ВПР


Вывод.

Из представленных в таблицах и диаграмм данных видно, что результаты ВПР ниже, чем за 2019-2020 учебный год. Трое обучающихся отсутствовали по болезни (находились на амбулаторном лечении). Причина такого расхождения в том, что в результате дистанционного обучения не предоставлялось возможным полноценно отрабатывать понятия тем последней учебной четверти, это «Природные зоны», экологические факторы обитания живых организмов.


Проблемно-ориентированный анализ итогов ВПР - 2020 по биологии

Работа состояла из 10 заданий. Правильный ответ на каждое из заданий1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2, 4.3, 6.1, 6.2,10.1,10.2,10.3 оцениваются 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.2,1.3, 3.1, 5, 7.1, 8 и 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Правильный ответ на задание 5 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.

Задание 7.2 оценивается 3 баллами.



Максимальное количество баллов (29 баллов) - нет. Минимальный порог (12 баллов) набрали все учащиеся.

Типы заданий и результаты выполнения заданий


Содержание

Проверяемые элементы

Справились с заданием

Не справились с заданием

1.1

Признаки биологических объектов

выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов

12 чел.–92,3 %

1 человека – 7,7 %

1.2

Умение соотнести части объекта с выполняемой функцией

4чел. 2б. -30,8 %

6 чел. 1б – 46,1%

3 человек -23,1%

1.3

название «выпадающего» из логического ряда органа животного и указание его функции

4чел. 2 б. – 30,8%

6 чел. 1б.-46,1%

3 чел.-23,1 %

2.1

Важнейшие признаки живого

умение использовать важнейшие признаки живого для объяснения того или иного природного явления.

8 чел.-61,5%

5 чел. -30,5%

2.2

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

4 чел. -30,8%

9 чел. 69,2%

3.1

Биология как наука.

Методы изучения живых организмов. Роль биологии

в познании окружающего

мира и практической

деятельности людей.

Правила работы в кабинете биологии, с

биологическими

приборами и

инструментами.

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде

9 чел.-69,2%

4 чел.-30,8%


3.2

Знание биологических наук

2 чел.-15,4%

11чел.-84,6 %

4.1

Строение клеточных структур. Устройство микроскопа

Знание устройства оптических приборов, например, микроскопа, штативной лупы.


10 чел. 77%

3 чел. -23

4.2

8 чел. 61,5 %

5 чел. -38,5%

4.3

11 чел. -84,6%

2 чел. -15,4%

5

Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Многоклеточные организмы

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии

10 чел. 2б. – 76,9%

2 чел. 1б. -15,4%

1 чел.-7,7%

6.1

Работа с табличными данными

Умение анализировать статистические данные

10 чел.-77 %

3 чел.-23%

6.2

Умение применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач

8 чел.-61,5 %

5 чел. -38,5%

7.1

Анализ текста с биологическим содержанием

Смысловое чтение.

Умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации

4 чел.2б.-30,8%

2 чел. 1 б. – 15,4%

7 чел. – 53,8%

7.2

Умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану.

1 чел 2 б. -7,7%

1 чел. 1 б.- 7,7%

11 чел. -84,6%

8

Описание природных зон

Умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон.

5 чел. 2 б. -38,5%

2 чел. 1 б. – 15,4 %

6 чел. -46,1%

9

Правила природопользования

Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных. Понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования.

7 чел. 2 б. -53,8%

4 чел. -30,8%

2 чел. – 15,4%

10.К1

Профессии, связанные с биологией

Умение определять по изображению профессии, связанные с применением биологических знаний

1 чел. -7,7 %

12 чел.-92,3%

10.К2

Знание особенностей профессии, связанной с применением биологических знаний

1 чел. -7,7 %

12 чел.-92,3%

10.К3

Понимание значимости профессии, связанной с применением биологических знаний


100%


В задании 1.1.

Справились 92,3 %, 1 учащийся не справился. Выявлялся уровень овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов.

Задание 1.2

Выполнило 76,9 % учащихся, не справилось 3 человек. Проверялось умение соотнести части объекта с выполняемой функцией.

С заданием 1.3

Не справились 76,9 % 3 человек. Проверялось умение находить у одного из объектов отсутствующий признак.


Задание 2.1

Выполнило 61,5 % учащихся, не справилось 5 человек. Проверялось умение использовать важнейшие признаки живого для объяснения того или иного природного явления.


Задание 2.2.

Выполнило 30, 8 % учащихся, не справилось 9. Проверялось умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.


Задание 3.1

Выполнило 100% учащихся , полностью 57% и частично 43%. Проверялось умение использовать методы биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.


Задание 3.2

Выполнило 15,4 % учащихся, не справилось 11 человек . Проверялись знания о роли биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей, правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.


Задание 4.1-4.3

Выполнило 4.1- 77%, 4.2-61,5%, 4.3 -84,6% учащихся, не справились 2 человека. Проверялось знание устройства оптических приборов, например, микроскопа, штативной лупы. Знания об устройстве штативной лупы носят теоретический характер, так как данное оборудование отсутствует в кабинете.


Задание 5.

Выполнило 92,3% учащихся, не справился 1 человек. Проверялось формирование первоначальных представлений о систематике биологических объектов и владение понятийным аппаратом биологии.


Задание 6.1

Выполнило 77% учащихся, не справилось 3 человека. В задании проверялось умение анализировать статистические данные, использовать знаково­символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.



Задание 6.2

Выполнило 61,5 % учащихся, не справилось 5 человек. Проверялось умение применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач


Задание 7.1.

Выполнило 46,2 % учащихся , не справилось 7 человек. Проверялось умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации.


Задание 7.2.

Выполнило 2 учащихся, из низ 1 учащийся задание выполнил полностью, а 1 частично. Проверялось умение делать сравнительное описание двух незнакомых биологических объектов по заданному плану.


Задание 8.

Выполнило 43,9%, не выполнило 6 человек. Проверялось умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон.


Задание 9. 84,6% учащихся, не справилось 2 человека. Проверялись уровень сформированности основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных, понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования.


Задание 10.1 -10.3

Выполнило 1 учащихся. Вызвало наибольшую трудность при выполнении, всего 7,7% учащихся справились с заданием. Остальные не смогли по рисунку определить правильно профессии, объяснить можно неоднозначностью изображения.

Правильный ответ: учитель биологии (вариант 1), дрессировщик (вариант 2).

Анализ достижения планируемых результатов освоения программ по биологии показывает, что наибольшие затруднения вызвали задания базового уровня сложности 2(2), 3(2), 7(1), 7(2), 10К.

Результаты выполнения заданий показывают недостаток сформированности следующих проверяемых требований (умений) по предмету «Биология»: понимать процесс фотосинтеза (изучается в курсе 6 класса), его механизм; знание устройства штативной лупы (на практике не применяется); сравнительная характеристика незнакомых растений.


ВЫВОД

Таким образом,100 % учащиеся 6а класса справились с ВПР по биологии: доля учащихся на «4» и «5» составила – 7,7 %.

Результат ВПР показал, что не все учащиеся подтвердили свои итоговые оценки за 2019-2020 год. У большинства учащихся (68%) результаты ВПР ниже чем годовые, это объясняется тем, что в четвертой четверти обучение проходило в дистанционном формате, но не у всех учащихся были одинаковые условия по организации дистанционной формы обучения.

Выявлены направления работы по развитию умений работать с текстом предметного содержания и умения аргументировать свое мнение по заданной теме.

По результатам ВПР определены основные направления работы по повышению качества обучения учащихся. На основании ВПР составлены индивидуальные рекомендации по преодолению пробелов в знаниях каждого учащегося.


На достаточном уровне сформированы такие умения и знания как:

-выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

-знание устройства оптических приборов, например, микроскопа;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии;

-умение анализировать статистические данные, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

-понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования.

На недостаточном уровне

-умение соотнести части объекта с выполняемой функцией;

-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации;

-умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану;

-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей.


Рекомендации:

1. Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных учащихся.

2. Спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержания урочных занятий.

3. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.

4. Разработать на 2020-2021 учебный год план мероприятий по подготовке учащихся к ВПР по биологии.


Учитель ____________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!