Анализ
урока географии
Дата проведения: 05.11. 2019 г.
Класс: 7, вторник, 7- й урок в расписании
Учитель: Бедлинская Елена Даниловна, учитель высшей квалификационной категории.
Всего в классе – 13 учащихся. Присутствовали – 13 учащихся.
Цель посещения: применение учителем новых технологий на уроках географии для развития творческой мотивации учащихся с целью повышения качества образования
Тема урока: Почвы.
Цели урока:
• Выявить причины, определяющие разнообразие почв на Земле.
• Сформировать знания о зональных типах почв.
• Формировать умение анализировать схему «Почвы природных зон Земли».
• Продолжить формирование умения анализировать тематические карты.
• Сформировать убеждение в необходимости охраны и восстановления почв.
Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;
- обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;
- развивать географическую культуру речи;
-способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока;
-оценить качество и определить уровень знаний и умений по теме
- усовершенствовать навык работы с компьютером и интерактивной доской;
-содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.
Развивающие:
-содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;
-создать условия для развития логического мышления, грамотной письменной и устной речи;
- развивать познавательный интерес;
-содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Воспитательные:
-содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
-содействовать развитию у детей умений общаться;
- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами
Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом
Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Основное содержание: почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Проверка домашнего задания:
1. Как связаны животные и растения с природными условиями?
2. Каковы основные причины различия флоры и фауны на материках?
3. Почему важно сохранять биоразнообразие Земли?
4. Какие виды человеческой деятельности приводят к сокращению биоразнообразия? Изучение нового материала:
В начале урока необходимо обеспечить положительную мотивацию темы, показав значение почвы в природе и жизни человека.
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить. А. Тетивкин
- Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
- Предположите тему сегодняшнего урока? Какие у вас есть ожидания по предстоящей работе?
Вопросы к кроссворду:
Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).
Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).
Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).
Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).
Жидкое вещество почвы (вода).
Работа с учебником на стр.70. Самостоятельно прочитать и заполнить кластер №1 «Почвообразующие факторы».
Почвообразующие факторы
При выявлении закономерностей распространения главных типов почв Земли, а также связей между природными условиями, свойствами почв и характером их использования человеком полученные знания можно систематизировать в таблице.
Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия
Перед заполнением таблицы учитель ознакомил учащихся с почвенной картой мира в атласе. Затем работу можно организовал по группам. Каждая группа учащихся получила задание составить таблицу характеристики одного из типов почв.
В ходе этой работы учащиеся выполнили следующие учебные действия:
1. Проследить по картам смену типов почв с севера на юг.
2. Определить, какой природной зоне соответствует определенный тип почвы.
3. Установить, в каких условиях происходит почвообразование данного типа почвы.
4. Выявить связи между условиями образования типов почв и их свойствами.
5. Выделить свойства почв, имеющие значение для их использования в хозяйственной деятельности.
6. Выявить взаимосвязи в системе «почва — человек»: что дает почва человеку, как человек использует природные условия и свойства данного типа почвы? Установить обратную связь в этой системе, ответив на вопрос: «Какие мероприятия проводятся по улучшению природных свойств и поддержанию плодородия рассматриваемых почв?»
В процессе работы над таблицей учащиеся используют в качестве источников знаний различные карты (почвенную, климатическую, природных зон), текст § 19 и рисунок 51 учебника.
Далее рассматривается вопрос об изменении почв в процессе хозяйственной деятельности.
При рассмотрении проблемы мелиорации земель было предложено учащимся ответить на следующие вопросы:
1. Уменьшится ли зависимость человека от плодородия почв с развитием НТП?
2. Почему орошение может привести к вторичному засолению?
3. Считаете ли вы необходимым проводить регулярное орошение черноземов для повышения урожайности?
4. Какое значение в орошении почв имеет рельеф?
Понятия «эрозия почв», «мелиорация» можно рассмотреть после анализа содержания опорных схем. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на самом важном в изучаемом материале, наглядно вскрыть сложные взаимосвязи в цепочке «почва — человек — почва».
Таблица
Виды эрозии
Таблица
Виды мелиорации
Подведения итогов урока.
1. На какие вопросы, поставленные в начале урока, ответили?
2. Что показалось трудным?
3. Интересные факты для вас?
Домашнее задание: 1) изучить § 19, ответить на вопросы
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ: Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению цели урока. Разнообразие видов деятельности, и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Все этапы урока продуманы, логично связаны друг с другом, соответствуют типу урока и работают на достижение цели. От этапа к этапу возрастала трудность, и повышалась степень самостоятельности учащихся в работе при выполнении ими разных тренировочных заданий.
Распределение времени на уроке рационально, что позволило решить поставленные перед учащимися задачи. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
На уроке использовались частично-поисковые, исследовательские методы обучения. Формы контроля: самоконтроль. Применялись разнообразные источники приобретения знаний (учебник, атлас). Задания способствовали развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Благодаря заинтересованности учащихся ходом урока поддерживалась хорошая психологическая атмосфера.
Анализ провела ЗДУВР Огиенко Я. В.
С анализом ознакомлена____________________ Дата _______Подпись_____