СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Данный самоанализ поможет провести комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС эффективно и быстро.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.»


Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС (самоанализ)

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Артеева Т. Р.

2

Дата/тема урока

Род несклоняемых существительных

3

Предмет

Русский язык

4

Класс

6

5

Учащихся по списку

28

6

Учащихся по факту

28

7

Цель посещения урока

Контроль преподавания в рамках реализации ФГОС

8

Своевременность явки учителя на урок.

+

9

Готовность учителя к началу урока.

+

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

+

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Авторы: М. Т. Баранов, Т.А Ладыженская Т.А., Л. А. Тростенцова – 5 –е изд. – М.: Просвещение, 2015.

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

+

13

Наличие технологической карты урока.

+

14

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию

+

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО

ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Тип урока: открытие новых знаний.

Урок имеет следующую структуру:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построения проекта

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8.Физкультминутка

9.Включение в систему знаний и повторение

10.Рефлексия учебной деятельности.

Результативность урока: учащиеся формулируют имеющиеся и новые знания своими словами, владеют терминами и формулировками понятий. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы.

Ребята отвечают на вопросы, выполняют задания, оценивают работы товарищей. Подводят итоги урока. Определяют своё эмоциональное состояние. дневники достижений

Урок является продолжением уроков блока «Морфология. Орфография. Культура речи».

Цели и задачи соответствуют теме урока. Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие. На протяжении всего урока работа строилась с учетом принципов деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, а также вариативности и творчества.

2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

3

Тип урока. Урок применения предметных умений.

Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.


6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

Организация проверки домашнего задания:

  • полнота и глубина проверки;

  • методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса;

  • объективность оценки, аргументация отметки.

Проверены теоретические знания о существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых, несклоняемых. Проведён блиц-опрос. Охвачены все учащиеся, выполнявшие работу индивидуально (заполнение таблицы). Работали в парах (взаимопроверка).

Индивидуальные сообщения учащихся о материках (осуществление межпредметных связей) оценивал класс, отметку аргументировал учитель.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Урок построен с учетом психологических и возрастных особенностей детей. Подобран доступный для понимания дидактический материал, необходимая терминология.

Сообщение в начале урока предполагаемого порядка организации учебной деятельности (план урока в путевом листе) формирует целенаправленный характер учебной деятельности, осознанное отношение к учебной деятельности, актуализирует субъектный опыт учащихся, что способствует эффективности проведения урока.

Эта работа способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу, позволяет актуализировать опорные знания.

При повторении использовался частично – поисковый метод, осуществлялись межпредметные связи.

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Объема воспроизводящей деятельности учащихся – 10 мин., творческой – 20 мин., самостоятельной – 15 мин.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

Самостоятельная постановка проблемы и поиск путей её решения.

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

В ходе урока вёлся контроль качества усвоения материала, на каждом этапе работы учащиеся получали аргументированную оценку деятельности, а также ставилась отметка за выполнение самостоятельных заданий. Осуществлялся самоконтроль и взаимоконтроль.

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Учащиеся вспоминали изученный материал, но в большей степени происходила нагрузка на мышление.

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Активизирует мыслительную деятельность нестандартное начало урока, постановка и решение проблемы, эвристические приёмы. Учитель организует исследовательскую деятельность учащихся.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Осуществлён дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в сочетании его с коллективной работой в классе

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

Используемые на уроке задания позволили проявить себя детям с разной степенью обученности и обучаемости. Сравнение выведенного понятия с формулировкой, данной в учебнике, показывает, что ученики могут самостоятельно делать выводы. Это имеет сильный мотивационный эффект: дети убеждаются в том, что они способны к серьёзной «взрослой» работе.

9

Выполнение санитарных норм:

  • Предупреждение утомления и переутомления.

  • Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

  • Своевременное и качественное проведение физминуток.

  • Соблюдение правильной рабочей позы.

Чередование видов деятельности позволило избежать утомляемости учащихся. Занимательный материал о материках способствовал развитию интереса к теме.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учащимися, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Осуществлялся учёт динамики результатов обучения учащихся относительно самих себя. Осуществлялась оценка промежуточных результатов обучения.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

Метод стимулирования и мотивации.

В начале урока с целью мотивации учащимся было предложено нестандартное задание. Метод проблемного обучения. Исследовательская деятельность, которая нацелена на прирост научного знания; поэтапность процесса исследования (от осознания поля проблематизации до создания текста – продукта исследования). Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа.

2

Групповые формы деятельности учащихся

Групповая формы работы создает воспитательный эффект, условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения учеников, в том числе с низким уровнем обученности.


3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

При восприятии соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание; наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены; речь учителя информативна, выразительна, понятна. Устойчивое внимание поддерживается личной заинтересованностью учащихся к материалу, изучаемому на уроке.

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

На этапе применения знаний в стандартной ситуации основной учебно-воспитательной задачей было закрепить и обобщить умения находить несклоняемые существительные. Для этого я использовала дидактический материал «Путешествие» (аудирование, зрительный образ, моторика: услышать, увидеть, записать).

Постепенно охватывала все аспекты изучаемой темы, повышала степень самостоятельности учащихся при выполнении упражнений.

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

На этапе актуализации знаний, целеполагания использованы беседа, индивидуальный опрос,

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и

Система вопросов, создание проблемной ситуации, использование задания с недостающими данными, создание преодолимых затруднений в ходе самостоятельной работы, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся.



самостоятельность мышления учащихся


7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

На этапе применения знаний в нестандартной ситуации произошло формирование умений и навыков поисковой и творческой деятельности, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; развивает у учащихся потребность в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Связь с географией, биологией, литературой, ИЗО. Урок-путешествие.

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Четкие и уместные формулировки заданий.

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

Учитель использовал эвристический приём с целью создания условий для изучения в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей определения рода несклоняемых существительных. Учащиеся выдвигали версии, обсуждали их в группе, затем сравнивали их с материалом учебника. Это была групповая работа над образовательным продуктом и сравнение его с культурно-историческим аналогом.

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Выдвижение гипотез.

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Познавательная: Ученик:

-принимает проблемную ситуацию, созданную на уроке;

-ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;

-выбирает алгоритм решения задачи;

-выбирает необходимые ресурсы;

-самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий.

Коммуникативная: Ученики задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.

Регулятивная: Ученики работают с материалом, планируя свою работу; включаются в обсуждение ответа, высказываются по результату урока.

13

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа;

– дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

Объем соответствует норме, посильное, творческого характера, четко сформулировано, представлено письменно, дифференцировано с учетом реальных учебных возможностей учащихся: разноуровневые задания (по степени сложности).

Домашнее задание вытекает из хода урока.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Оптимальное соотношение

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Интерес на протяжении всего урока, уделено внимание познавательной потребности учащихся

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп оптимальный

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда. Учащиеся преодолевали трудности.

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

+

6

Соблюдение единого орфографического режима

+

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

+

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

+

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

+

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

+

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,

Использованы рационально, уместно.


технических средств)


12

Результаты урока:

- ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

- подведение итога урока;

- выполнение намеченного плана урока;

- достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

- качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

– ориентир на самооценку обучающегося (на среднем уровне), формирование адекватной самооценки (на среднем уровне);

– подведение итога урока(рефлексия);

– выполнение намеченного плана урока (выполнен в соответствии с планом);

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока (достигнуты);

– качество знаний, умений, навыков учащихся (отслежено частично) – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).


Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Самоанализ урока и его результативности

Структура урока содействовала достижению конечного результата урока.

Каждый из этапов работал на конечный результат урока.

На уроке прослеживалось установление межпредметных связей (география, биология, литература, ИЗО).

На уроке задействуются креативные (творческие) способности учеников: воображение, инициативность, умение видеть знакомое в незнакомом;

когнитивные (познавательные) способности – любознательность, вдумчивость, аналитичность, способность находить аналогии, выполнять теоретические исследования, делать выводы и обобщения, способность обозначать своё понимание и непонимание по изучаемым вопросам;

оргдеятельностные: целеполагание и рефлексия, навыки самоорганизации учебной деятельности, коммуникативность.

Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через созда­ние дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учи­теля и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимо­проверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы и сотрудничества.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учащимися, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.

Результатом урока является прочное усвоение знаний. Считаю, что урок цели достиг.

Ра

здел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!