СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ВПР по русскому языку в 6 классе 2022-2023 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение ВПР по учебному предмету «Русский язык» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся соответствии с требованиями ФГОС.     КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Просмотр содержимого документа
«Анализ ВПР по русскому языку в 6 классе 2022-2023 учебный год»

Аналитическая справка

по итогам проведения ВПР по русскому языку в 6 классе

2022-2023 учебный год


Дата: 12 .04. 23 г.

Учитель: Стародубцева Л.Х.


 Назначение ВПР по учебному предмету «Русский язык» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся соответствии с требованиями ФГОС.     КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

    Содержание и структура проверочной работы определяется на основе ФГОС ООО с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

     Всероссийская проверочная работа основана на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

     Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:



Личностные результаты: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные результаты: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тексты заданий в КИМ соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ.

Цель анализа получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений по ряду предметов, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОУ, а также для учеников и их родителей.

ВПР по русскому языку включала 14 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения. Задания 1–3, 7–12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4–6, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов). Максимальный балл за все правильно выполненные задания – 51. Все задания относятся к базовому уровню сложности. На выполнение ВПР по русскому языку отводилось 90 минут.


Результаты:


Количество писавших

Получили «5» 45-51 б.

Получили «4» 35-44 б.

Получили «3» 25-34б.

Получили «2»

 0-24 б.

Средний балл

Общая успеваемость

Качество знаний

4

0

1

3

0

3

100%

25%


Подтвердили отметку

 за 3 учебную четверть

Получили отметку выше

Получили отметку ниже

4 обучающихся

нет

нет


Результаты ВПР обучающихся 6 класса приведены в таблице 1.

Таблица 1




п/п

Ф.И.О.

Код

Ооценка по предмету за 3 четверть

Оценка за ВПР, выставленная школой

Итоговый балл

1


60001

4

3

27

2


60002

4

3

26

3


60003

4

3

32

4


60004

4

4

41



Характеристика заданий ВПР-2023 по русскому языку в 6 классе

представлена в таблице 2.

Таблица 2.


Блоки ПООП ООО

выпускник научится /получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС

Уровень сложности

Макс
балл



Справились

Успеваемость

%


1 К1



Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка /совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма.

Б

4

0

0%

3

1

25%

2

3

75%

1

2

25%

0

0

0%

1К2




Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Б

3

3

75%

2

0

0%

1

1

25%

0

0

0%

1К3



Умение правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Б

2

3

75%

1

1

25%

0

0

0%

2К1

Умение проводить морфемный анализ слов, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними, определять признаки основных языковых единиц и выявлять уровень владения базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями.

Б




3


4

100%

2К2

Умение проводить словообразовательный анализ слов, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними, определять признаки основных языковых единиц и выявлять уровень владения базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями.

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий.

Б



3



3

75%

2К3


Умение осуществлять морфологический разбор, выявлять уровень предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать языковые единицы с точки зрения морфологических и синтаксических признаков.

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий.

Б









3







1

25%

2К.4

Умение осуществлять синтаксический разбор, выявлять уровень предметного учебно-языкового аналитического уме-ния анализировать различные виды предложений с точки зрения их струк-турной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), по-знавательных (осуществлять логичес-кую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию), универсальных учебных действий.

Б



3






2

50%

3.1





Умение распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью). Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава.

Б


1



3

75%




3.2

Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

Б




1





3

75%

4




Умение проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога. Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам/осуществлять речевой самоконтроль

Б




2





4

100%

5





Умение распознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы в указанном предложении, определять отсутствующие изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия. . Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними

Б





3





3

75%

6


Предметные умения: распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения

Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам /осуществлять речевой самоконтроль


Б



2


2

50%

7.1





Умение анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей, распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже (предметные умения). Cоблюдать/ совершенствовать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка, соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль

Б





1








2

50%

7.2


Умение обосновывать выбор предложения с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; соблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль


Б







1



3

75%

8.1



Умение распознавать предложения с обращением; опираться на грамматический анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Соблюдать в речевой практике основные орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка/ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки

Б



2



2

50%

8.2



Умение обосновывать выбор предложения с

обращением

Б

1

2

50%

9









Умение анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка.

Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)/соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма.

Б







2


0

0%

10



Умение информационно перерабатывать прочитанный текст и представлять его в виде плана в письменной форме; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма, передавая его содержание в виде плана.

Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное).

Б






3





1

25%

11





Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме на поставленный вопрос.

Б


2

0

0%

12.1



Распознавать и адекватно формулировать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними.

Б




1

2

50%

12.2





Умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предложении). Соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль.

Б

2

1

25%

13.1





Умение распознавать стилистическую окраску слова. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль.

Б

1

2

50%

13.2


Умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы). Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Б

1

1

25%

14.1





Умение распознавать значение фразеологической оборота. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства для объяснения значения фразеологической единицы.

Б

2

0

0%

14.2


Умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в письменной форме. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации.


Б

2

0

0%









Задания проверочной диагностической работы в 6 классе были направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными и аналитическими умениями, предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Задание 1 проверяло традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и было нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

− морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

− словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;

− синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Помимо предметных умений задание предполагало проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.

Задание 3 было нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

Задание 4 было направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствовало проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

В задании 5 проверялось учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.

Задание 6 проверяло умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.

Задание 7 проверяло (предметное умение) учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Задание 8 проверяло умение находить обращение, однородные члены предложения, сложное предложение (учебно-языковое опознавательное умение), применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).

В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверялись предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 проверяло предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание было направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).

Задание 11 также предполагало ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.

Задание 12 выявляло уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

В задании 13 проверялись: учебно-языковые умения распознавать стилистическую окраску заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задание 14 предполагало распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание было нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Выводы:

1.Наиболее успешно выполнены учащимися задания:

Задание 2К1- Умение проводить морфемный анализ слов

№ 3.2.- Распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава

№ 4 - Умение проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога.

№ 5 Умение распознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы в указанном предложении

№ 7.2- Умение обосновывать выбор предложения с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже



2.Затруднения вызвали задания:


Задание 9 - Умение анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка

№ 10 - Умение информационно перерабатывать прочитанный текст и представлять его в виде плана в письменной форме ( составление плана текста)

№ 11- Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме на поставленный вопрос.

№ 12.2. - Умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании

№ 13.2.- Умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы)

№ 14.1- Умение распознавать значение фразеологической оборота.

№ 14.2- Умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма



Для устранения ошибок необходимо продолжить работу:

    • по совершенствованию видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами;

    • по овладению основными нормами литературного языка;

    • выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;

  • по заданиям на формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам ВПР были выявлены как проблемные;

  • усилить работу по лексике (фразеологизмы, антонимы и синонимы).

  • по развитию речи обучающихся, связанной с ориентированием в содержании текста, пониманием его целостного смысла, нахождением в тексте требуемой информации, подтверждением выдвинутых тезисов  (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.





Учитель: Стародубцева Л.Х. / _____ ./



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!