Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»______ (назва ўстановы адукацыі) | | ЗАЦВЯРДЖАЮ Нам. кіраўніка _______________ Бузун Л.С. (подпіс, П.І.І.) «___»______________20_23__г. | Каляндарна-тэматычны план па вучэбнай дысцыпліне (прадмеце)/практыцы Анатомия,физиология , гигиена с основами ___медицинских знаний___ ______________________ __________________________________________________________Курс_____2__________ Выкладчык____Говоренко Галина Викторовна Колькасць вучэбных гадзін па вучэбнаму плану________________84 | Тэарэтычныя | Лабараторныя, практычныя | Курсавое праектаванне | Усяго | №№ груп | ДО-231с | | | | ДО-231с | | | | | | | | | На вучэбную дысцыпліну (прадмет) | 24 | | | | 6 | | | | | | | | 30 | У т.л. на семестры | 30 | | | | 24 | | | | | | | | 54 | | | | | | | | | | | | | | Фактычна выканана | | | | | | | | | | | | | | АКР № _1_вуч.занятак №_25__; АКР № __вуч.занятак №___; АКР № __вуч.занятак №___ Складзены ў адпаведнасці з вучэбнай праграмай, зацверджанай ___директором ______ (кім і калі) учреждения образования «Солигорский государственный колледж» 30.08.2023 Разгледжаны на пасяджэнні метадычнай (прадметнай/цыклавой) камісіі______________ ______________общеобразовательных дисциплин________________________________ Пратакол № __1___ ад _________________________ 20_23___ г. Старшыня метадычнай (прадметнай/цыклавой) камісіі ___________/ Шилович В.С. (П.І.І.) Распрацоўшчык __________________ /__Говоренко Г.В.__________________ (П.І.І.) №№ вучэбных заняткаў | Назва раздзелаў, назвы тэм па вучэбнай праграме, назвы тэм асобных вучэбных заняткаў | Колькасць вучэбных гадзін | | 1 | 2 | 3 | | | Раздел 1.Морфофункциональная организация, рост и развитие организма. 6 | | | | Тема 1.1 Введение. Уровни организации живой системы. 1 | | | 1 | Значение и роль анатомии, физиологии и гигиены в организации образовательного процесса. Уровни организации живой системы. Ткани, краткая характеристика. Системы органов. | 1 | | | Тема 1.2 Общие закономерности роста и развития организма. 5 | | | 2 | Понятие о росте и развитии детского организма. | 1 | | 3-4 | Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития. | 2 | | 5-6 | Практическая работа № 1 Оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в учреждении общего среднего образования | 2 | | | Раздел 2. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность (ВНД) детского организма. Регуляция функций в организме 16 | | | | Тема 2.1. Структурно-функциональная характеристика нервной системы детского организма.4 | | | 7-8 | Нервная ткань физиологические свойства. Понятие о раздражении и раздражителях, возбуждении и торможении. Значение НС. | 2 | | 9-10 | ЦНС Строение и функции головного и спинного мозга. Вегетативный и соматический отделы нервной системы. | 2 | | | Тема 2.2.Высшая нервная деятельность. 6 | | | 11-12 | И.М.Сеченов,И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов | 2 | | 13-14 | Физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти. Сигнальные системы | 2 | | 15-16 | Практическая работа №2 Определение типа ВНД | 2 | | | Тема 2.3 Морфофункциональные особенности и гигиена сенсорных систем детского организма. 6 | | | 17-18 | Морфофункциональные особенности строения детского организма. Зрительный анализатор. Профилактика нарушения зрения. | 2 | | 19-20 | Структурно-функциональная организация слухового анализатора. Профилактика нарушения слуха. | 2 | | 21-22 | Вестибулярная, вкусовая, обонятельная, осязательная сенсорные системы, возрастные особенности | 2 | | | Раздел 3. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детского организма. 9 | | | | Тема 3.1. Строение, функции и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата 5 | | | 23-24 | Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека | 2 | | 25 | Строение и функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений. | 1 | | 26-27 | Лабораторная работа № 1 Диагностика и оценка уровня физического развития | 2 | | 28 | Обязательная контрольная работа №1 | 1 | | | Тема 3.2. Физическое развитие детей. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. 3 | | | 29 | Анализ ОКР .Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата | 1 | | 30-31 | Лабораторная работа № 2 Диагностика нарушения осанки и плоскостопия у детей | 2 | | Тып вучэбных заняткаў Вучэбна-метадычныя матэрыялы, сродкі навучання Заданне для навучэнцаў на дом Заўвагі 4 5 6 7 КУ Плакат: Виды тканей [ 1 ] c. 6-14 Зарисовать эпителиальную ткань. Составить краткую характеристику тканей: строение, фукнкции ,виды. 1 УФНЗ [ 1 ] c. 22-67, [ 7 ] c. 3-14 2 КУ [ 1 ] c. 14-22 3-4 УППЗ Плакат, ИМК видеосюжет [ 1 ] c. 14-22 Оформить отчет 5-6 КУ Плакат «Виды нейронов».Презентация [ 1 ] c. 64-67,325-334 Составить таблицу виды возбуждений и торможений 7-8 КУ Плакат «Строение головного мозга» Видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» [ 1 ] c. 334-387. Зарисовать отделы головного мозга 9-10 УФНЗ Презентация о деятельности ученых И.М.Сеченова,И.П.Павлова [ 1 ] c. 387-399 . Подготовить сообщения об ученых 11-12 УФНЗ Плакат «Типы сигнальных систем» [ 1 ] c.399-420 Сообщение ” Приемы для развития памяти”. 13-14 УППЗ ИМК [ 1 ] c.401-403 Оформить отчет 15-16 УФНЗ Презентация « Профилактика болезней органов зрения». Плакат « Строение глаза». Муляж глазного яблока видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» в[ 1 ] c. 420-429 сообщения «Профилактика нарушения зрения». Зарисовать строение глаза. 17-18 УФНЗ Плакат: « Строение слухового анализатора» Муляж уха. видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» [ 1 ] c. 431-439429 сообщения “Профилактика наруш.слуха”. 19-20 УФНЗ Презентация .Плакат «Сенсорные системы» [ 1 ] c. 438-446 21-22 УФНЗ Плакат «Строение скелета» Плакат « Строение черепа» Модель черепа Подготовить гигиенические рекомендации по формировапнию ребенка скелета -5 пунктов[ 1 ] c. 70-106 Зарисовать череп и отметить парные и непарные кости мозгового и лицевого отделов черепа 23-24 УФНЗ Плакат «Строение опорно-двигательного аппарата», «Строение мышечной системы» [ 1 ] c. 122-159 25 УППЗ ИМК Оформить отчет . Подготовка к ОКР 26-27 УКЗ Материалы ОКР Повторение материала 28 УФНЗ Составить 5 пунктов по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата 29 УППЗ ИМК Оформить отчет . 30-31 №№ вучэбных заняткаў Назва раздзелаў, назвы тэм па вучэбнай праграме, назвы тэм асобных вучэбных заняткаў Колькасць вучэбных гадзін 1 2 3 Раздел 4. Морфофизиологические особенности пищеварительной, дыхательной и выделительной систем детского организма. 17 Тема 4.1. Строение, функции, возрастные особенности и гигиена пищеварительной системы. Физиологические основы питания дете1 32-33 Строение и функции пищеварительной системы 2 34 Физиологические основы питания детей. Гигиена пищеварительной системы 1 Тема 4.2. Обмен веществ и энергии. 6 35-36 Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности энергетического обмена 2 37-38 Гормональный механизм регуляции функций организма 2 39-40 Лабораторная работа № 3 Составление суточного пищевого рациона 2 Тема 4.3. Строение, функции, возрастные особенности и гигиена дыхательной системы. Болезни органов дыхания. 4 41-42 Строение, функции дыхательной системы, гигиена дыхательной системы. Болезни органов дыхания. 2 43-44 Лабораторная работа № 4 Определение и оценка функционального состояния дыхательной системы 2 Тема 4.4. Строение, функции, возрастные особенности и гигиена мочевыделительной системы. 4 45-46 Возрастные особенно ти органов выделения. Строение и функции кожи 2 Тема 4.5. Строение и функции кожи. Личная гигиена 47-48 Личная гигиена. Уход за кожей, ногтями, волосами. Профилактика кожных болезней 2 Раздел 5. Морфофизиологические особенности системы крови и кровообращения детского организма. 6 Тема 5.1. Система крови. Иммунитет. 2 49-50 Система крови. Иммунитет. 2 Тема 5.2 Строение, функции и гигиена сердечно-сосудистой системы. 4 51-52 Строение, функции и гигиена сердечно-сосудистой системы 2 53-54 Лабораторная работа № 5. Диагностика и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы 2 Раздел 6. Инфекционные болезни 6 Тема 6.1 Учение об инфекции. Кожные инфекции. Воздушно-капельные инфекции. Кишечные инфекции. Вирус иммунодефицита человека 6 55-56 Учение об инфекции. Кожные инфекции. Воздушно-капельные инфекции. Кишечные инфекции. Вирус иммунодефицита человека 2 57-58 П.з. Изучение симптомов кожных инфекций, составление правил профилактики кожных инфекций в дошкольном учреждении 2 59-60 П.з. Изучение симптомов воздушно-капельных инфекций, составление правил профилактики воздушно-капельных инфекций в дошкольном учреждении 2 Раздел 7. Детские болезни 10 Тема 7.1. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности 2 61 Функциональные нарушения высшей нервной деятельности 1 62 П.з.Изучение симптомов нарушений ВНД у детей дошкольного возраста и правил поведения воспитателя с детьми при функциональном нарушении ВНД 1 Тема 7.2. Нарушение обмена веществ 2 63 Нарушение обмена веществ 1 64 П.з Изучение симптомов и профилактики пищевых отравлений детей в ДУ 1 Тема 7.3. Болезни органов дыхания 2 65 Болезни органов дыхания 1 Тып вучэбных заняткаў Вучэбна-метадычныя матэрыялы, сродкі навучання Заданне для навучэнцаў на дом Заўвагі 4 5 КУ Плакат «Пищеварительная система человека» видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» [ 1 ] c. 161-201 32-33 КУ Презентация «Гигиена пищеварительной системы» Подготовить рекомендации-5 пунктов 34 УФНЗ Видеосюжет «Энергетический обмен» [ 1 ] c. 494-520 составить тест 35-36 КУ Плакат «Железы внутренней секреции». [ 1 ] c. 277-297, Составить таблицу “Железы внутренней секреции и их гормоны” 37-38 УППЗ ИМК Оформить отчет 39-40 КУ видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез»Плакат «Дыхательная система человека» [ 1 ] c. 202-222 Оформить календарь проветривания помещений 41-42 УППЗ ИМК Оформить отчет 43-44 КУ Плакат «Строение кожи», «Анализаторы кожи» [ 1 ] c. 443-446 5 рекомендаций по гигиен. уходу за кожей 45-46 УФНЗ Презентация «Личная гигиена» [ 1 ] c. 423-443 сообщение о кожных заболеваниях 47-48 КУ Плакат «Строение крови». Видеосюжет из группы «Анатомический ликбез» [ 1 ] c. 297-325 49-50 КУ Видеосюжет из группы «Анатомический лик ез» [ 1 ] c. 287-292. Зарисовать схему кругов кровообращения. 51-52 УППЗ ИМК Оформить отчет 53-54 КУ [ 7 ] c.214-221 55-56 УППЗ ИМК,,раздаточный материал Оформить отчет 57-58 УППЗ ИМК, раздаточный материал Оформить отчет 59-60 УФНЗ Плакат «Строение ЦНС» [ 7 ] c. 201-205 61 УППЗ ИМК, раздаточный материал Оформить отчет 62 КУ [ 7 ] c. 168-180 63 УППЗ ИМК, раздаточный материал Оформить отчет 64 УФНЗ Плакаты «Строение органов дыхания» [ 7 ] c.180-189 65 №№ вучэбных заняткаў | Назва раздзелаў, назвы тэм па вучэбнай праграме, назвы тэм асобных вучэбных заняткаў | Колькасць вучэбных гадзін | | 1 | 2 | 3 | | 66 | П. з. Изучение симптомов и профилактики заболеваний системы дыхания детей в учреждении дошкольного образования | 1 | | | Тема 7.4. Болезни органов кровообращения 2 | | | 67 | Болезни органов кровообращения | 1 | | 68 | П. з. Изучение заболеваний органов кровообращения у детей дошкольного возраста | 1 | | | Тема 7.5. Болезни органов пищеварения. Гельминтозы 2 | | | 69 | Болезни органов пищеварения. Гельминтозы | 1 | | 70 | П. з. Изучение гельминтозных заболеваний и их профилактики у детей дошкольного возраста | 1 | | | Раздел 8. Детский травматизм 6 | | | | Тема 8.1. Первая помощь при травмах 3 | | | 71-72 | Первая помощь при травмах | 2 | | 73 | П. з. Изучение правил поведения на игровых площадках. Оказание первой помощи при травмах | 1 | | | Тема 8.2. Первая помощь при ранениях и кровотечениях 1 | | | 74 | П. з. Изучение правил наложения кровоостанавливающего жгута. Наложение асептической повязки | 1 | | | Тема 8.3. Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состоянии | | | 75 | Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состоянии | 1 | | 76 | П. з. Изучение методики проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца | 1 | | | Раздел 9.Гигиена образовательного процесса. Гигиеническое воспитание. 8 | | | | Тема 9.1.Физиолого-гигиенические основы построения образовательного процесса и режима дня детей. 4 | | | 77-78 | Режим дня и его физиологические основы. | 2 | | 79-80 | Практическая работа №3 Составление режима дня детей дошкольного возраста | 2 | | | Тема 9.2. Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания | | | 81-82 | Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания. | 2 | | 83-84 | Практическая работа № 4 Составление планов работы по гигиеническому и валеологическому воспитанию | 2 | | Тып вучэбных заняткаў | Вучэбна-метадычныя матэрыялы, сродкі навучання | Заданне для навучэнцаў на дом | Заўвагі | 4 | 5 | 6 | 7 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 66 | | | | | КУ | Плакат «Строение сердца» | [ 7 ] c.190-201 | 67 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 68 | | | | | КУ | Плакаты «Строение органов пищеварения» | [ 1 ] c. 180-189. | 69 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 70 | | | | | | | | | КУ | Плакат: «Скелет человека» | [ 1 ] c. 238-240 | 71-72 | УПЗУ | ИМК | Оформить отчет | 73 | | | | | УПЗУ | Схема наложения повязок | Составить схему оказания ПМП | 74 | | | | | УФНЗ | | Составить алгоритм ПМП при несчастных случаях | 75 | УПЗУ | ИМК | Оформить отчет | 76 | | | | | | | | | УФНЗ | | Составить режим дня для детей дошк.возраста на выходной день | 77-78 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 79-80 | | | | | УФНЗ | СанПиН | Составить сценарий мероприятия по ЗОЖ в ДДУ Составить перечень гигиенич.условий | 81-82 | УППЗ | ИМК | [ 2 ] c. 294-303 | 83-84 | Сетка вучэбных гадзін № вучэбных заняткаў | Назва скарочаных тэм | Да скарачэння | Пасля скарачэння | тэарэтычных | лабараторных, практычных | | | | | | | | | | | | | | | Літаратура (Інфармацыйна-аналітычныя матэрыялы) Навуковыя выданні №№ п/п | Название | Автор (составитель) | Издательство, год издания | 1. | Анатомия и физиология детей и подростков | Сапин М.Р.,.Брыксина З.Г | М.,2004г. | 2. | Основы валеологии и школьной гигиены | Ворсина Г.Л. | М.,2005г. | 3. | Возрастная физиология и школьная гигиена | Хрипкова А.Г. | М.,2000г. | 4. | Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста | Дорошкевич М.П. | Мн.,2002 | 5 | Основы медицинских знаний | Зборовский, К.Э. | Мн.,2002 | 6 | Основы медицинских знаний | Федюкович, Н.И. | Мн.,2011 | 7 | Основы медицинских знаний | Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. | М.,2001г. | 8 | https://vk.com/club157141124 (АНАТОМИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ) | Группа преподавателя Говоренко Г.В. | 2022 | 9 | ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМ: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯИ ГИГИЕНА https://o3gubovich.wixsite.com/anatomy | Говоренко Г.В. | 2022г. | |