ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ с РАС.
Констатирующий эксперимент.
Добрый день, уважаемый родитель!
Для эффективного взаимодействия и планирования работы прошу ответить Вас на предложенные вопросы. Данный перечень может служить для Вас подсказкой для желаемых достижений Вашего ребенка.
Ф.И.О. ребенка________________________________________________
Дата рождения____________________________
Уровень развития навыка «слушателя»:
Откликается ли ребенок на свое имя?__________________
Сколько раз из 10?________________________
Выполняет ли просьбу «подойди ко мне»?_______________
2. Уровень развития навыка «просьбы»:
2.1. Как ребенок добивается того, что хочет (какими словами, звуками, действиями)?____________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Уровень развития навыка «Социальное поведение»:
3.1. Есть ли у ребенка самостоятельная игра?__________________________
3.2. Какая игра любимая если есть?__________________________________
3.3. Играет ли ребенок в обществе других детей?_______________________
3.4. Если играет, то как?____________________________________________
3.5. Может ли имитировать/ повторять движения?_____________________
3.6. Может ли имитировать звуки, слова?______________________________
3.7. Если может, то какие?___________________________________________
3.8. Может ли отвечать на простые вопросы?___________________________
3.9. Может ли продолжить стихи?____________________________________
3.10. основные проявления в поведении ребенка дома, в гостях?____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.11. имеется ли у ребенка зависимость от поощрений?__________________
3.12. Какие поощрения Вы используете?_____________________________
_________________________________________________________________
3.13. Какие наказания используете?____________________________________
3.14. Сформированы ли навыки «туалета»?_____________________________
3.15. Его особенности:_______________________________________________
__________________________________________________________________
4. Прочитайте следующие высказывания, которые соответствуют Вашему ребенку, обведите подходящий балл:
Критерии оценки для навыка «просьбы» 1 уровня.
Обращается с 1-ой просьбой с помощью слов, жестов или карточек PECS - ½ балла.
Обращается двумя просьбами с помощью 2-х слов, жестов или карточек PECS – 1 балл.
Обращается с 3-я просьбами без подсказок, без эхо, без имитации – ½ балла.
Обращается с 4-я просьбами без подсказок – 1 балл.
Обобщает 3 разные просьбы с 2-я разными людьми – ½ балла.
Обобщает 6 разных просьб с 2-я разными людьми – 1 балл.
Спонтанно, без подсказок, обращается с 2-я просьбами в течении одного часа – ½ балла.
Спонтанно, без подсказок, обращается с 5-ю разными просьбами в течение одного часа. – 1 балл.
Обращается с 8-ю разными просьбами, без подсказок, когда предмета нет в поле видимости – ½ балла.
Обращается с 10-ю разными способами, без подсказок, когда предмета нет в поле видимости. – 1 балл.
Критерии оценки для навыка «просьбы» 2 уровня.
Просит 10 разных отсутствующих предметов без подсказок – ½ балла.
Просит 20 разных отсутствующих предметов без подсказок – 1 балл.
Просит о 2 различных действиях, без подсказок – ½ балла.
Просит о 5 различных действиях (мотивационных), без подсказок – 1 балл.
Обращается с 2 различными просьбами, которые состоят из 2 или более слов в течение 60 минутного наблюдения – ½ балла.
Обращается с 5 различными просьбами, которые состоят из 2 или более слов – 1 балл.
Спонтанные реакции происходят 8 раз в течение 30 минутного наблюдения, так же засчитать, если ребенок просит спонтанно один и тот же предмет разными словами – ½ балла.
В репертуаре ребенка 15 различных спонтанных просьб, которые происходят в течение 30 минутного наблюдения – 1 балл.
Критерии оценки для социального навыка 1 уровня.
Провожает взглядом людей, которые находятся рядом, 2 раза. – ½ балла.
Провожает взглядом людей, которые находятся рядом, 5 раз в течение 30 минут. – 1 балл.
Может показать каким-нибудь образом, что хочет физической интеракции со взрослым, 1 раз. – ½ балла.
Может показать каким-нибудь образом, что хочет физической интеракции со взрослым, 2 раза в течение 60 минут. – 1 балл.
Спонтанно смотрит на других детей, 2 раза. – ½ балла.
Спонтанно смотрит на других детей, 5 раз в течение 30 минут. – 1 балл.
Может играть параллельно с другими детьми в течение одной минуты (например, в песочнице) – ½ балла.
Может играть параллельно с другими детьми в течении 2-х минут – 1 балл.
Следует спонтанно за сверстниками или имитирует их действия 1 раз (например, возит машину) – ½ балла.
Следует спонтанно за сверстниками и имитирует их действия, 2 раза. – 1 балл.
Критерии оценки для социального навыка 2 уровня.
Проявляет инициативу для физической интеракции со сверстником 1 раз в течение наблюдения - ½ балла
Вступает по собственной инициативе во взаимодействие со сверстником 2 раза– 1 балл.
Спонтанно обращается к сверстникам с просьбой, 2 раза. – ½ балла.
Спонтанно обращается к сверстникам с просьбами 5 раз в течение 60 минут – 1 балл.
Играет со сверстниками в социальную игру, в течение 2 минут, без подсказок взрослого. – ½ балла.
Играет со сверстниками в социальную игру, в течение 3 минут, без подсказок взрослого. – 1 балл.
Спонтанно реагирует на просьбы детей 2 раза в течение наблюдения. – ½ балла.
Ребенок реагирует как минимум на 2 различных просьбы сверстников 5 раз в течение наблюдения. – 1 балл.
Ребенок спонтанно просит сверстников принять участие в социальной деятельности 1 раз в течение 60 минут. – ½ балла
Ребенок спонтанно просит сверстников принять участие в играх 2 раза в течение 60 минут. – 1 балл.
Критерии оценки для навыка «поведение слушателя» 1 уровня
Поворачивается и обращает внимание на голос говорящего 2 раза в течение наблюдения. – ½ балла.
Поворачивается и обращает внимание на голос говорящего 5 раз в течение наблюдения. – 1 балл.
Реагирует на собственное имя 5 раз и на голос говорящего. – 1 балл.
Различает 2 привлекательных предмета. – ½ балла.
Различает отдельный предмет при выборе из 2-х, для 5 привлекательных предметов. – 1 балл.
Выполняет 2 разных моторных движения по просьбе, без подсказок. – ½ балла.
Выполняет 4 разных моторных движения. – 1 балл.
Различает или выбирает предмет из 4-х для 15 различных предметов (на столе 4 предмета). – ½ балла.
Различает предмет из 4-х для 20 различных предметов. – 1 балл.
Критерии оценки для навыка «поведение слушателя» 2 уровня
Выполняет 5 действий по просьбе. – ½ балла.
Выполняет 10 действий по просьбе. – 1 балл.
Выполняет 25 двухкомпонентных инструкций. – ½ балла.
Выполняет 50 двухкомпонентных инструкций. – 1 балл.
Методика представлена в VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program – оценка вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства). Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития Марк Сандберг, ВСВА (2007-2011).