МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить «да» (+) или «нет» (-).
1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
3. Я чувствую себя легко ранимым.
4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
7. Часто ли вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
8. Я довольно нервный.
9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
10. Я довольно раздражительный.
11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
12.Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
14. У меня были очень странные и необычные переживания.
15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
17. Легко ли изменить Ваше настроение?
18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
22. Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
23. Критика ли выговор меня очень ранят.
24. Временами я бываю тек беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
26. Я часто испытываю недовольство.
27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
29. Большей частью я счастлив.
30. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
32. Часто я чувствую себя просто скверно.
33. Я много копаюсь в себе.
34. Я страдаю от чувства неполноценности.
35. Иногда у меня все болит.
36. У меня бывает гнетущее состояние.
37. У меня что-то с нервами.
38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой
40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?
1. Если бы я был директором, то я_______________________________________________________
2. Если бы я был завучем по учебной работе, то ____________________________________________
3. Если бы я был завучем по воспитательной работе, то я ____________________________________
4. Чтобы Вы предложили изменить в работе школы для большей удовлетворенности своей работой._______________________________________________________________________________
5. Чтобы Вы предложили для улучшения работы профсоюзного комитета________________________
6. Если бы была возможность сменить место работы, остались бы Вы в школе или нет_____________
7. Какие проблемы Вы предлагаете обсудить на будущих педсоветах___________________________
8. Ваши предложения по улучшению работы школьного психолога______________________________
ВОЗРАСТ | 6-7 ЛЕТ | 7-10 ЛЕТ |
КЛАСС | 1 КЛАСС | 2-4 КЛАСС |
Особенности возрастного периода | Возрастной перелом (кризис) | Стабильное психическое развитие |
Социально-педагогичес-кая ситуация | Меняющаяся | Стабильная |
Основные задачи развития | Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития. | Развитие познавательных возможностей детей, прежде всего – образного и логического мышления; формирование социальной позиции школьника; формирование чувства полноценности и умелости у каждого ребенка; овладение навыками конструктивного общения со сверстниками. |
Перспективные задачи развития | Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического мышления, освоение культурного опыта. Формирование чувства полноценности – умелости, прежде всего – в предметной деятельности и общении со значимыми взрослыми. Развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды. К решению этих задач в первом классе можно приступать на фоне успешной адаптации, при постоянной поддерживающе-профилактической работе. | Достижение детьми такого уровня социальной и личностной зрелости, который бы позволил детям успешно занять новую социальную позицию в среднем звене: развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам учебных требований, формирование навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности. |
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Возможны нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости), агрессивно-конкурентной установкой в общении, разрушением познавательной мотивации, ориентацией не на реальный мир, а на мир фантазий. | Возможно комплексное психолого-педагогическое нарушение, «хроническая школьная неуспешность»: снижение учебной мотивации и самооценки, неэффективная учебная деятельность, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. |
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможен регресс на предшествующую стадию возрастного развития, фиксация на семье или других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения), снижение способности к произвольному контролю поведения и психических процессов, школьная дезадаптация. | При хронической школьной неуспешности все еще возможен регресс на стадию дошкольного детства. Часто неуспешность вызывает состояние школьной дезадаптации, как в первом классе. |