СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация и копия рабочей программы по родной литературе (крымскотатарской)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аннотация и копия рабочей программы по родной литературе (крымскотатарской)»

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» для учащихся 6-8 классов МБОУ «Петровская ОШ» Белогорского района Республики Крым составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образо-вания, утвержденным приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюс-том России 01 февраля 2011 года №19644);

2. Примерными программами (под редакцией Аблятипова А.С.) «Крымскотатарский язык, (родной)», одобренными решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 20.05.2015 № 2/15) и включенными в реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации;

3. Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253);

4. Учебным планом МБОУ «Петровская ОШ» Белогорского района Республики Крым на 2021-2022 учебный год.

5.Учебными пособиями:

- «Крымскотатарская литература» 6 класс, Л.Р.Белялова, издательство

«Просвещение»,2018г..

- «Крымскотатарская литература» 7 класс, Ф.М. Асанова, издательство «Просвещение», -

2019г..

- «Крымскотатарская литература» 8 класс, автор А. Кокиева , издательство

«Просвещение»,2017г..

По учебному плану школы для обязательного изучения учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)» отводится:

в 6 классе -34 ч. (из расчета 1учебный час в неделю, 34 учебные недели);

в 7 классе -34 ч. (из расчета 1учебный час в неделю, 34 учебные недели);

в 8 классе -17 ч. (из расчета 0,5учебных часа в неделю, 34 учебные недели);

Интернет-ресурсы:

www.anaurt.com

www.in-yaz-book.ru

www.infourok.ru






Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» для учащихся 6-8 классов МБОУ «Петровская ОШ» Белогорского района Республики Крым составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образо-вания, утвержденным приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюс-том России 01 февраля 2011 года №19644);

2. Примерными программами (под редакцией Аблятипова А.С.) «Крымскотатарский язык, (родной)», одобренными решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 20.05.2015 № 2/15) и включенными в реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации;

3. Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253);

4. Учебным планом МБОУ «Петровская ОШ» Белогорского района Республики Крым на 2021-2022 учебный год.

5.Учебными пособиями:

- «Крымскотатарская литература» 6 класс, Л.Р.Белялова, издательство

«Просвещение»,2018г..

- «Крымскотатарская литература» 7 класс, Ф.М. Асанова, издательство «Просвещение», -

2019г..

- «Крымскотатарская литература» 8 класс, автор А. Кокиева , издательство

«Просвещение»,2017г..

По учебному плану школы для обязательного изучения учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)» отводится:

в 6 классе -34 ч. (из расчета 1учебный час в неделю, 34 учебные недели);

в 7 классе -34 ч. (из расчета 1учебный час в неделю, 34 учебные недели);

в 8 классе -17 ч. (из расчета 0,5учебных часа в неделю, 34 учебные недели);

Интернет-ресурсы:

www.anaurt.com

www.in-yaz-book.ru

www.infourok.ru

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные  результаты

        У обучающегося будут сформированы:

- ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

           Обучающийся получит возможность для формирования:

- гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравст-венного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным пос-тупкам;

- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

  • сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями;

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

  • интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать  художественный  текст  как  произведение  искусства,  послание  автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями

           

  Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Метапредметные  результаты

            Обучающийся научится:

коммуникативные УУД:

- выстраивать устное высказывание;

- аргументировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

 познавательные УУД:

- использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников;

- оценивать свои достижения;

- участвовать в аналитической беседе;

- соотносить изученные понятия с примерами;

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах;

 - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действи-тельности в соответствии с содержанием учебного предмета;

-участвовать в обсуждении содержания прочитанного;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

регулятивные УУД:

- обращаться к способам действий, оценивая свои возможности;

- осознавать уровень и качество выполнения работы;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.             

          Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в заданной ситуации;

- готовить план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления;

- самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой;

- пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам;

- оценивать найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

2. Содержание учебного предмета

6 класс (34ч.)


ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)


КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (3 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.

Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки о волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение

народного характера.

А. Велиев. Детские анекдоты.

Литературная сказка (1 ч)

Э.Селямет «Сказка о золотом топоре»; Б. Мамбетов «Кузнец»,

развязка и её глубокий смысл.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.


ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (3 ч.)

Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

Б.Чобан-заде «Родной язык», «Родился в одном доме»; А. Гирайбай «Родному языку»; Гъ. Булгъанакълы «Родной язык».

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.


УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (6 ч.)

Н. Челебиджихан. «Молитва ласточек». Драматизм произведения.

Ю.Болат. «Топор». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев. Воспитание чувства милосердия и сострадания к людям.

А. Дерменджи. «Таир и Мурат». Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на становление их характера.

Р.Бурнаш. Стихотворения «Судьба лнтяя», «Чтобы мамы не страдали». Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное содержание произведения.

Черкез Али. Рассказ «Цена хлеба». Смысл названия рассказа.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер.Речевая характеристика героев.


РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (4 ч.)

Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром.Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.

Б. Чобан-заде «Облака», «Далёкие горы»; Абляй Шамиль Чонгъарлы «Волна»; Эшреф Шемьи-заде «Летним вечером в поле»; Т.Халилов «Тополя Меджит акая»; Ю. Темиркъая «Время цветов», «Реки», «Фиалка», «Горный родник»;

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Место и роль пейзажа в художественном произведении.

СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (3 ч.)

Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.

И. Асанов. Рассказ «Первая разведка»; Р.Халид. Стихотворения «Смотря на шинель», «Ветеранам войны»; Дж. Аметов. «Песня, прерванная пулей» (отрывок из повести).


ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ (3 ч.)

Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Печаль».

Ш. Селим. Стихотворения«Раненые песни».

И. Паши. Рассказ «Может быть встретимся».

С. Эмин. Стихотворения «Настанет день», «Один хлеб», «Если не будет тебя».

И. Асанин. Стихотворения «Пришли», «Они здесь», «До свидания, любимый Крым!», «Фырсат тапты», «Моя клятва».


ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».

Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).

Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).

Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе (включая отрывок из прозы)

7 класс(34ч.)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль (Ривает).

Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.

Бытовые песни.

Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе.

Обрядовые песни.

Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.

Народные приметы.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (2 ч.)

Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник «Надписи во славу Культеги-на» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюрк-ской письменности. Жанровая особенность и идея произведения. Юсуф Баласагуни. «Благодатное знание».Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская направленность поэмы.

Махмуд Крымский. «Юсуф и Зулейха» (краткие сведения о поэме) Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.

Абдульмеджиди Къырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве любви.

Сейфи Сараий. Газель. Хикяет.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (2 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Менъли Герай. Къыта; Фейзи Кефеви. Газель; Алдулбакъий и Ашыкъ Умер. Семаи. Къошма. Газели. Слово о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.

Джанмухаммед. Поэма «Тогай бей». История создания поэмы. Образ Тогай бея.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.)

Создание первичных представлений о периоде.

Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произ-ведения к народной поэзии.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (3 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.

И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Переводчик». И. Гаспринский и дети.

У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Что есть в мире?», «Что надо?», «Что это ?». Призыв поэта к молодому поколению. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.

Я. Шакир-Али. «Школа и всенародный язык», «Рассвет», «Часы», «Море и ветер». Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (13 ч.)

Б. Чобан-заде. Рассказ «Молчаливый Джемиль». Слово о поэте

А. Гирайбай. Стихотворение «Учителю татарину».Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе.

А. Ильмий. Рассказ «Чубарым, балам». Слово о писателе.

М.Дибагъ. Пьеса «Тайное сватовство». Слово о писателе.

О. Амит. Стихотворение «Моя Родина». Слово о поэте. Восторженная песнь о любви к Родине, красоте родного края.

У. Ипчи. Рассказ «Борьба». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.

Э. Шемьи-заде. Стихотворения «вечером на берегу моря», « Песни». «Весёлая девочка», «Возле арыка»; «Алиме» (отрывок из поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы

Ш. Алядин. Стихотворения «Ранний соловей», «Звук молотка», «Чёрная девочка» «Шум ветра». Слово о писателе.

Э. Селямет. Поэма «Ранняя пшеница». Слово о поэте.

Ю. Болат. «Алим» (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства.

А.Осман. «Слёзы Амета». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.

Р. Муедин. «Асанчик и Къашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки.

У. Эдемова.«Мать пропавшего солдата». Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее художественного произведения.

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Народные песни (по выбору)

Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).

У. Ш. Тохтаргъазы. Одно-два стихотворения (по выбору). А. Лятиф –заде.Одно-два стихотворения (по выбору).

Э. Шемьи-заде.Одно-два стихотворения (по выбору).

Ю. Болат «Алим» отрывок из романа «Алим».

8 классе(17ч.)

Литература как искусство слова(1ч.)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

Крымскотатарский фольклор(1ч.).

Пословицы и поговорки. Легенды.

Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни.

Легенды «Аювдагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», Алтын бешик».

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.

Литература древнего периода(1ч.).

Орхон- Енисей язылары. Памятник Тонъюкъукъу- памятник древнетюркской письменности.

Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ».Основная идея произведения.

Литература периода Золотой Орды(1ч.)

Продолжение изученного. Сейфи Сарайи.Газель.

Литература периода Крымского ханства(1ч.).

Основные направления поэзии ханского времени.

Мехмет Факъри (XVIIIВ.)Иляхи.

Хурреми Челеби. Стихотворения.

Гъазаий(XVIВ.) Любовная лирика.

Ашыкъ Умер.Обзор творчества.

Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРА. Понятие о восточных системах стихосложения.

Литература XVIII- XIX веков.(1ч.)

Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны».

Литература периода «пробуждения» (3ч.)

И. Гаспринский. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз»

О.Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым дюрбеси». Историческая основа повести.

А.Одабаш.Жизнь и творчество.Рассказ «Унутмайджакъ».Повествование о трагической жизни сироты.

А.Чергеев. Жизнь и творчество.Поэма «Такъдир». Судьба девушки, женщины в семье и обществе.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Поэма.

Литература ХХ века(8ч.)

Б.Чобан-зале. Жизнь И творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал».

А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».

Н.Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Кобелек» Разнообразие тематики.

Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек».Рассказ.Драматический сюжет произведения.

У.Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов.

Ю.Темиркъая. «Рабиа».Историческая поэма.

Э.Шемьи-заде. «Озьбекистан балладасы» Аллегория как основной приём раскрытия замысла.

Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Отрывки из повести «Иблиснинъ зияфетине давет»

Ю.Болат «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения.

Ш.Селим. «Учь эсир».Баллада.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел.Повесть.Драматические произведения.

Для заучивания наизусть

Ашыкъ Умер.Лирика( по выбору).

Б.Чобан-заде. Стихи (по выбору).

А.Гирайбай. Стихи (по выбору).

Н.Челебиджхан. Стихи (по выбору).

3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

6 класс


Содержание

Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Введение

Всемирный день приветствий. Урок –общения.

1

-

-

-

Устное народное творчество

Дервиза. Праздник урожая

3

-

-

-

Литературная сказка

Всероссийский день чтения

3

1

1

-

Любовь к Родине и богатство языка

95 лет назад (1926) Ялтинская киностудия выпустила картину «Алим»

3

-

-

-

Уроки нравственности

Урок творчества «За страницами учебников»

8

1

1


Природа в произведениях писателей

Международный день Наврез – праздник весны и земледелия

5

-

1

-

Великая Отечественная война

Урок Памяти, посвященный героям ВОВ

4

1

-

-

Тема депортации в произведениях

День памяти жертв депортации крымскотатарского народа

6

1

1

1

Повторение

Хыдырлез. Праздник земледелия


1

-

-

-

Всего:


34

4

4

1

7 класс

Содержание

Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контроль-ные работы

Устное народное творчество

Всемирный день приветствий. Урок-общения.

6

1


1

Литература древнего периода

Дервиза. Праздник урожая

3


1

1

Литература периода Золотой Орды

Всероссийский день чтения

2




Литература периода Крымского Ханства

95 лет назад (1926) Ялтинская киностудия выпустила картину «Алим»

3




Литература XVIII-XIX века

Урок творчества «За страницами учебников»

2




Эпоха пробуждения

120 лет со времени основания Крымскотатарского театра (1901)

4




Литература XX века

День крымскотатарской журналистики

14

3

1

2

Всего


34

4

2

4



8 класс

Содержание

Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контроль-ные работы

Введение

Всемирный день приветствий. Урок -общения.

1




Крымскотатарский фольклор

Дервиза. Праздник урожая

1

1



Литература древнего периода

Всероссийский день чтения

1




Литература периода Золотой Орды

95 лет назад (1926) Ялтинская киностудия выпустила картину «Алим»

1




Литература периода Крымского ханства

Урок творчества «За страницами учебников»

1




Литература ХVIII-XIX веков

Международный день Наврез – праздник весны и земледелия

1



1

Литература периода «пробуждения»

Урок Памяти, посвященный героям ВОВ

3

1



Литература ХХ

День памяти жертв депортации крымскотатарского народа

8

1

1

1

Всего


17

3

1

2






















Календарно-тематическое планирование

6 класс (34ч.)


п/п

Тема урока

Кол-во ча-сов


Дата проведения

По плану

По

факту

Приме-чание

1

Повторение. Э.Умеров «Чёрные поезда».

Трагические страницы истории.

Введение- 1ч.

Литература- искусство слова

1

01.09



2

Диагностическая контрольная работа.

Устное народное творчество- 4ч.

Устное народное творчество.

Пословицы и поговорки

1

08.09



3

Повторение. Ч.Али «Рябина», « Найти бы маму». Трагические страницы истории. Анекдоты Ахмета акъая. Собирательный образ Ахмет акая как воплощение народного характера.

1

15.09



4-5

Повторение. Ш.Селим «Летним вечером под карагачом»

Народные сказки.

Домашнее сочинение «Моя любимая сказка»

2

22.09



6

Литературные сказки- 1ч.

Литературная сказка.Энвер Селямет. Добро и зло в сказке «Сказка о золотом топоре».

1

29.09



7

Любовь к Родине и красота родного языка- 4ч.

Любовь к Родине и родному языку в стихотворениях «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде»

1

06.10




8

Амди Герайбай. Тема родного языка в стихотворении «Родной язык»

1

13.10



9

Гъ. Булгъанакълы. Стихотворение «Родной язык»

1

20.10



10

Рр №1.Классное сочинение «Любовь к родине и родному языку в произведе-ниях крымскотатарских писателей».

1

27.10



11

Уроки нравственности- 8ч.

Номан Челебиджихан. Проблема образования в рассказе «Молитва ласточек».

1

10.11




12

«Молитва ласточек». Старая и новая школы

1

17.11



13

Юсуф Болат «Топор». Трагедия главного героя

1

24.11



14

Абдулла Дерменджи. Тема нравстенности в рассказе «Таир и Мурат»

1

01.12




15

Вн чт.№1 Рассказы о нравственности

1

08.12



16

Ремзи Бурнаш. В стихотворениях «Судьба лентяя», «Чтобы мамы не страдали». Тема нравственности.

1

15.12



17

Черкез Али «Цена хлеба».Тема и идея рассказа

1

22.12



18.

Р.р. №2.Тема нравственности в произ-ведениях. Что такое нравстенность? Диспут.

1

29.12



19

Природа в произведениях поэтов и писателей- 5ч.

Бекир Чобан-заде Стихотворения «Булутлар», «Узакъ тавлар»

1

12.01



20

Эшреф Шемьи-заде«Чельде яз акъшамы» Тема природы в стихотворении

1

19.01



21

Абляй Шамиль Чонгъарлы «Далгъа». Особенности пейзажа в произведении.

1

26.01



22

Таир Халилов « Тополя Меджит агъа». Особенности пейзажа в произведении

1

11.02



23

Вн чт. №2 Ю.Темиркъая «Время роз», «Реки», «Фиалка», «Горный родник». Красота родной природы

1

18.02



24

Сквозь огонь войны прошедшие- 4ч.

Джевдет Аметов. Тема войны в повести «Песня, остановленная пулей»

1

25.02



25

Идрис Асанин. Тема Великой Отечест-венной войны в рассказе «Первая развед-ка»

1

02.03



26

Риза Халид. Изображение войны в стихотворениях «Смотря на шинель», «Ветеранам войны»

1

09.03



27

Р.р№3. Диспут на тему войны

1

16.03



28

Трагедия депортации в литературе- 6ч.

Эшреф Шемьи-заде «Печаль»

Идрис Асанин В стихотворениях «Пришли», «Они здесь».Тема трагедии депортации

1

30.03



29

Шакир Селим «Раненые песни». Сейтумер Эмин «Придёт день»

Р.р.№4.Тема трагедии депортации

1

06.04



30

Ибраим Паши «Может увидимся». Тема трагедии депортации.

1

13.04



31

Рр №5. Классное сочинение на тему «Трагедия депортации в литературе»

1

20.04



32

Контрольная работа №1. Тестирование

1

27.04



33

Вн.чт.№3 И.Асанин. Стихотворения «Пришли», «Они здесь», «Прощай, любимый Крым!», «Фырсат тапты», «Моя клятва».

1

04.05



34

Повторение- 1ч.

Повторение

1

11.05












7 класс (34ч.)



п/п


Тема урока

Кол- во часов

Дата проведения

По пла-ну

По факту

Приме-

чание

1

Повторение. Ибраим Паши «Может уви димся». Тема трагедии депортации Литература как искусство слова.

1

03.09



2

Диагностическая контрольная работа.

Устное народное творчество-7ч. Крымскотатарский фольклор. Поговорки. Пословицы.

1

10.09



3-4

Повторение. И.Асанин. Стихотворения «Пришли», «Они здесь», «Прощай, любимый Крым!», «Фырсат тапты», «Моя клятва».

Частушки и мане. Лирические песни. Песни на посиделках и праздниках.

Исторические и солдатские песни.

2

17.09

24.09



5

Быль: «Кем был Алим»

1

01.10



6

«Безухий Алим», «Чёрное ухо»

1

08.10



7

Р/р №1. Судьба Алима

1

15.10



8

Контрольная работа №1.Тестирование. Народные песни. Быль.

1

22.10



9

Литература древнего периода-7ч.

Юсуф Баласагуни «Благодатное знание»

1

29.10



10

Менъли Герай «Къыта»

1

12.11



11

Ашыкъ Умер. «Семаи», «Къошма», «Газели»

1

19.11



12

Джанмухаммед. Поэма «Тогъайбей»

1

26.11



13

Контрольное сочинение «Образ Тогъай бея»

1

03.12



14

Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о поэме.

1

10.12



15

Вн чт.№1 Абдульмеджиди Къырымлы «Гъазель»,

1

17.12



16

Литература XVIII-XIX века-2ч.

Литература XVIII-XIX века

1

24.12



17

Эшмырза. Стихи о жизни Кедая

1

14.01



18

Литература эпохи пробуждения-3ч. Гаспринский «Переводчик»

1

21.01



19

У. Шамиль. Тохтаргъазы Слово о поэте . Анализ стихотворений «Что есть на свете?», «Что нужно?», «Что это?»

1

28.01



20

Я.Шакир-Али.Слово о поэте Анализ стихотворений.

1

04.02



21

XX-век-6ч.

Умер Ипчи рассказ «Борьба» тема и идея рассказа

1

11.02



22

Теория литературы.«О рассказе и повести»

1

18.02



23

А. Гирайбай. «Татар оджасына». Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение.

1

25.02



24

О.Амит «Моя родина!».Восторженная песнь о любви к Родине.

1

04.03



25

Б.Чобан-заде Слово о поэте. Рассказ «Молчаливый Джемиль»

1

11.03



26

Контрольная работа №1.Контрольное сочинение «Моя Родина!»

1

16.03



27

Трагедия депортации- 8ч.

Эшреф Шемьи-заде. Слово о поэте. Анализ стихотворений.

1

01.04



28-29

Ю.Болат . Отрывок из романа «Алим».Верная дружба Алима и Февзи.

Р.р.№2. Диспут на тему «Дружба»

Домашнее сочинение «Дружба между Алимом и Февзи»

2

08.04

15.04



30

Рр№3 «Оновные черты характера главных героев: честность и благородство»

1

22.04



31-32

Р.Муедин «Асанчик и Къашкачик». Тема депортации в произведении.

2

29.04

06.05



33

А.Осман «Слёзы Амета». Тема депортации в произведении.

1

13.05



34

Вн.чт. №2 У Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» Тема тяжелой материнской доли в рассказе.

1

20.05





























8 класс (17 часов)

№п/п

Тема

К-во час.

Дата

план

Факт

Кириш-1 саат Введение- 1 час

1

Повторение. Юсуф Болат. Отрывок из романа «Алим». Верная дружба Алима и Февзи.

Эдебият- сёз санаты.

Литература как искусство слова.

1

09.09


Къырымтатар фольклоры- 2 саат. Крымскотатарский фольклор- 2 часа.

2

Повторение. Р. Муедин. «Асанчыкъ ве къашкъачыкъ». Тема депортации в произведении.

Аталар сёзлер ве айтымлар. Эфсанелер. «Аювдагъ», «Еди къую».

Пословицы и поговорки. Легенды. «Аювдагъ», «Еди къую»

1

23.09


3

«Демирджи дагъы», «Арзы къыз» эфсанелери.

Легенды «Демирджи дагъы», «Арзы къыз»

1

07.10


Къадимий девир эдебияты- 1 саат. Литература древнего периода – 1 час.

4

Орхон-Енисей язылары. Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ»- бильги алмагъа чагъырув.

Орхон-Енисей язылары. Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ»- призыв овладевать знаниями.


1

21.10


Алтын Орду девир эдебияты- 1 саат. Литература периода Золотой Орды- 1 час.

5

Сейфи Сарайи. Газель.

1

18.11


Къырым ханлыгъы девир эдебияты- 2 саат. Литература периода Крымского ханства- 2 часа.

6

Мехмед Факъри. Хурреми Челеби.Гъазайи. Шиириетнинъ эсас джерьянлары.

Мехмед Факъри. Хурреми Челеби.Гъазайи.

Основные направления поэзии.

1

02.12


7

Ашыкъ Умер.Мустафа Джехерий .Омюр ве яратыджылыкъ.

Ашыкъ Умер.Мустафа Джехерий Жизнь и творчество.

1

16.12


XVIII- XIX асырнынъ эдебияты- 1 саат. Литература XVIII- XIX веков- 1 часа.

8

Исметий. Шаир акъкъында сёз. «Кефе дестаны»

Исметий.Слово о поэте. «Кефе дестаны»

1

30.12


«Уянув»девир эдебияты- 3 саат. Литература периода «пробуждения»- 3 часов.

9

И.Гаспринский.»Иван ве Сулейман» , «Арслан къыз» икяелери.

И.Гаспринский Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз»

1

13.01


10

О.Акъчокъракълы.Омюр ве яратыджылыгъы. «Ненкеджан ханым дюрбеси». Повестьнинъ тарих негизи.

О.Акъчокъракълы. Жизнь и творчество.

Историческая основа повести «Ненкеджан ханым дюрбеси».

1

27.01


11

А.Одабаш. Омюр ве яратыджылыгъы. «Унутмайджакъ»икяеси. Н.и.№1 «Къырымтатар къыдынларнынъ такъдири»-агъз. инша


А.Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ».

Р.Р.№1 Устн. сочинение «Судьбы крымскотатарских женщин»

1

10.02


ХХ асырнынъ эдебияты. – 6 саат.Литература ХХ века- 6 часов

12

Б.Чобан-заде. А. Гирайбай. Омюр ве яратыджылыгъы. Шиириет.

Б.Чобан-заде.А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Лирика.

1

24.02


13

Н.Челебиджихан.Шаирнинъ фельсефий тюшюнджелери.

Н.Челебиджихан. Философские мысли поэта.

1

10.03


14

Дж.Сейдамет. «Къанлы кольмек» икяеси.Мевзу ве гъае.

Дж.Сейдамет. Рассказ «Къанлы кольмек» Тема и идея.

1

07.04


15

Э.Шемьи –заде. «Озьбекистан балладасы» Мевзу ве гъае.

Э Шемьи-заде. «Озьбекистан балладасы». Тема и идея.

1

21.04


16

Ш.Селим. «Учь эсир».Баллада.


1

05.05


17

Незарет иши. Тестирлев.

1

19.05




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!