Аннотация
к рабочей программе по «Музыке» 5-7 класс
Место учебного предмета (курса) в структуре основной образовательной программы школы.
Рабочая программа основного общего образования по музыке 5-8 классы рассчитана на 140 часов (5-7 классы – по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю), что соответствует образовательной программе МБОУ г.Астрахани « СОШ №13»
Программа составлена на основе
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электрон. ресурс] // fgosreestr.ru
Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций /(Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э. Кашекова).– 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013.-104 с.
2.Цели и задачи изучения музыки:
● становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
● формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
● развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
● развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
● освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,
классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
● овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
● воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
3.Структура учебного предмета.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.
Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература”
Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Тема 2-го полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”
Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
4.Основные образовательные технологии.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося: (презентации, сообщения, исследовательские проекты).
4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию»(фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных), караоке..
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
5.Требования к результатам освоения учебного предмета.
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
6.Общая трудоемкость учебного процесса
Учебный предмет рассчитан на 34 часов, 1 час в неделю
7.Формы контроля:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
В процессе обучения используются следующие учебники:
Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. -6-е изд.-М.: «Просвещение»,2016.- 159 с. : ил.
Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. -5-е изд.– М.: Просвещение, 2016.-168 с.: ил.
Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.– 5-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-159 с.: ил.
Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова., Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
8.Составитель: Колесникова С.В., учитель физики и математики высшей категории.