СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП по технологии для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" 4 класс YIII вид

Просмотр содержимого документа
«АООП по технологии для 4 класса»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Пижменская основная общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________З.Р.Ахмадиева

«____»_________________2019г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: _________________М.Н.Краев

«____»_______________2019г.



Адаптированная рабочая программа

по предмету «Технология» 4 класс

составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

для 1-4 классов.

под редакцией И.М. Бгажноковой


Составила:

учитель технологии

Шерстнева Г.Ю.



д. Пижма, 2019


Адаптированная индивидуально-ориентированная

общеобразовательная программа по технологии  4 класса 

для детей с  ОВЗ   VIII ВИДА

Пояснительная записка

Рабочая адаптированная программа курса «Технология» для  4  класса на 2019-2020 учебный год составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года;

  • Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»;

  •  СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189;

  • Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО по технологии для образовательных учреждений с русским языком обучения;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО;

  • Индивидуального учебного плана МОБУ Пижменской ООШ для обучающихся по адаптивным программам для детей с задержкой психического развития на 2019 – 2020 учебный год, принятого на педагогическом  совете (Протокол №1 от 01.09.2019г.,  

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии».

         

Данный учебный предмет реализует следующие цели:

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

развитие сенсорики мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического       мышления;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической  деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

умение выделять признаки и свойства предмета;

умение высказывать суждения на основе сравнения качеств   предметов;

практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счёт  введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы. Учебная программа по предмету «Технология» составлена с учетом решения двух основных коррекционных целей:

− формирование навыков элементарной грамотности и основных учебных умений и навыков, общения, начальных представлений об отечественной и мировой культуре;

− коррекция задержанного психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся, преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.

  Задачи обучения:

учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов  и ряда их свойств;

учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;

-  самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;

учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.

Наряду с этими задачи на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

  1. Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  2. Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  3. Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

  4. Коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательные координации, регуляции мышечного усилия);

  5. Компенсация развития недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи);

  6. Коррекция познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.


Место курса  в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, МОБУ Пижменская ООШ предмет «Технология» изучается в 4 классе в объеме 1 час в неделю (34 ч. в год)

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы начального общего образования

Результаты освоения  обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися  с задержкой психического развития  трех видов результатов:  личностных, метапредметных и предметных. 

Личностные результаты  освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные  (жизненные)  компетенции  обучающегося,  социально значимые ценностные установки,  необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.                                  

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1)  формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

2)  формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

3)  формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)

4)  приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,

сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;  

5)  использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.  


       

Содержание образовательной программы.

          На основании  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой 2007 года издания в программу 4 класса по труду включены следующие разделы:

       

Раздел

Кол.

час.

Темы

I четверть (9 ч)

1.Работа с природным материалом

  • Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

  • Поделки из природного материала. Изготовление сувениров.

  • Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина и семян арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.

  • Составление декоративных букетов – композиции из сухих веток, листьев, цветов.

  • Выполнение панно из засушенных листьев на плотной бумаге.

  • Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге.

2.Работа с пластилином

  • Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

  • Лепка посуды из жгутиков.

  • Лепка посуды при помощи стеков.

Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические

II четверть (16ч)

2. Работа с бумагой и картоном

6 ч

  • Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

      -Модель планера

  • Выполнение мебели из спичечных коробок, обклеенных бархатной бумагой.

  • Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.

  • Подготовка елочных украшений.

- «Фонарик».

-«Звездочка».

  • Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями

III четверть(20ч)

1.Работа с металлоконструктором

  • Конструирование различных моделей автомашин. Игра «Правила дорожного движения».

2.Работа с тканью.

  • Экскурсия в швейную мастерскую.

  • Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.

  • Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.

  • Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  

  • Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.  

  • Ремонт одежды.  Стачивание распоровшегося шва.

3. Работа с бумагой и картоном

3 ч

  • Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.

  • Оригами «Рыба». Украшение водоёма.

  • Оригами «Лебедь»

  • Оригами « Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

IVчетверть(17ч)

1.Работа с тканью

6 ч

  • Изготовление игольницы «Подсолнух», украшенной орнаментом из тамбурных стежков.

  • Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Отделка деталей тамбурным стежком.

  • Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.


Требования  к уровню подготовки обучающихся.

I уровень.

Учащиеся должны знать:

  • названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;

  • названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;

  • планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и        предметную инструкционную карту;

  • составлять эскиз и пользоваться   им при самостоятельной работе;

  •  сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;

  • дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.

П уровень.

Учащиеся должны знать:

  • названия и основные свойства материалов;

  • названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  • организовать работу по устной инструкции учителя;

  • называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;  

  • составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;

  • дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).

Всего: 34 ч.



Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению для 4 класса.

       Тема урока

Кол- во

  ча

сов

 Социально-бытовое ориентирование

 

Предметно-

практическая

деятельность

Оборудование

         Дата


РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ  (5 ч.)





фактически

по плану

1.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала

1 ч.

Виды природных материалов

Природа и человек.Сезонные изменения в природе

Распределе

ние индивидуальных заданий по сбору ПМ,

сортировка материалов, подготовка к хранению

Образцы природного материала, коробочки для сбора природного материала



2.

Поделки из природного материала.

Изготовление сувениров.

Изготовление панно «Осень».

1 ч.

Приёмы соединения деталей

Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края; заморозки.

Анализ образца, определение последовательности изготовления панно

обучение приёмам  работы с ножом и шилом

Образец  изделия

Природный материал, пластилин, стека, ножницы



3.

Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха  и т. п.

1 ч.

Приёмы работы с пластилином и природным материалом.

Культура поведения.

Анализ рисунка

планирование работы, обучение приёмам работы с пластилином и природным материалом

Рисунок вазочки,

пластилин, природный материал



4.

Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов.

Поздравительная открытка С Днём учителя.

1 ч.

Свойства материалов  

   

    Осенние работы в поле.

Беседа по составлению букетов, планирование хода работы, подбор нужных материалов

Иллюстрация композицый из цветов природный материал, клей, ножницы



5.

Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно.

1 ч.

Свойства материалов, цвет, форма, величина

Названия осенних месяцев

Клеящие составы, применение, назначение, обучение приёмам работы с клеем

Картон, клей, листья




РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (4  ч.)







6 - 7.

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Игрушка «Петушок», лепка.

Украшение игрушки.        

2ч.

Свойства глины, ТБ при работе с глиной Осень, осенние месяцы

Труд  людей

Анализ работы с глиной

Глина, ножницы, образец изделия



8-9.

Лепка посуды из жгутиков.

2 ч.

Приёмы разметки

Роль человека в сохранении природной среды

Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная.

Знакомство с переплётными материалами. Анализ образца, планирование в беседе

Образец изделия, фабричные изделия пластилин, ножницы




РАБОТА С КАРТОНОМ И БУМАГОЙ (6 ч.)







10.

Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

     -Модель планера

1 ч.

Применение проволоки в работе с картоном и бумагой.

 Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая короткая ночь; замерзают пруды, реки; лёд на реке твёрдый, скользкий; птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах.  

Знакомство с видами проволоки, с инструментами для её обработки. Опыты по определению свойств проволоки, упражнения в сгибании и выпрямлении

Образцы проволоки



11.

Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой.

1 ч.

Свойство картона

Мебель.

Виды мебели. Назначение. Уход за мебелью

Анализ образцов, сравнение их с рисунками, показ приёмов работы, самостоятельное изготовление поделок

Проволока, образцы изделий



12.

Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.

1 ч.

Правила дорожного движения.

Свойства картона и бумаги, приёмы работы с иглой

Тренировочные упражнения на полосе картона

Коллекция картона и цветной бумаги, образцы изделия



13-14.

Подготовка елочных украшений.

 «Фонарик».

«Звездочка».

2 ч.

Праздник новогодний.

Свойства цветной бумаги, приёмы соединения деталей с помощью клея

Изготовление  елочных украшений,

Образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей



15.

Выполнение карнавальных масок и полумасок.

Отделка изделий аппликативными украшениями.

1 ч.

Свойства цветной бумаги, картона

Поведение на празднике.

Ознакомление с разнообразными масками

Образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей




РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ      (4 ч.)







16-19.

Конструирова-ние легковой машины.

Конструирова-ние грузовой машины.

Конструирова-ние автобуса. Игра «Правила дорожного движения».

4 ч.

Комплектность конструктора

Город, село, деревня

Главная улица города, села

Анализ образца, подбор материалов для работы с Закрепление приёмов соединения деталей

самостоятельно

Образец изделия




РАБОТА С КАРТОНОМ И БУМАГОЙ (3 ч.)







20.

Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.        

1ч.

Приёмы соединения деталей. Геометричес-кие фигуры.

Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.

Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия

Образец изделия



21.

Изготовление поделки к празднику 23 февраля

1ч.

Приёмы соединения деталей.

Приёмы резания по кривым линиям

Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия

Образец изделия



22.

Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

1 ч.

Приёмы соединения деталей.

Приёмы резания по кривым линиям

Сезонные изменения в природе: весна

Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия

Образец изделия




РАБОТА С ТКАНЬЮ (12 ч.)







23.

Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1 ч.

Поведение в столовой.

Приёмы счёта в практических целях

Организация рабочего места.  Техника безопасности при работе с иголкой.

Образец изделия



24.

Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1 ч.

Перелётные и  зимующие птицы

Приём косого стежка на ткани

Закрепление приёмов косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

Образец изделия



25.

Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  

1 ч.

Труд людей зимой: профессии

Приёмы пришивания пуговиц

Анализ более сложных  видов пришивания пуговиц и планирование последовательности работы

Образец изделия



26.

Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

1 ч.

Человек – часть природы.

Приёмы изготовления  и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде

Закрепление приёмов пришивание вешалок к халатам и верхней одежде

Образец изделия



27-28.

Изготовление игольницы «Подсолнух».

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение орнаментом из тамбурных стежков.

2 ч.

Все мы- звенья одной цепи.

Приёмы вырезания деталей и сшивания

Закрепление приёмов вырезания деталей и сшивания

Образец изделия



29-30.

Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками.

Раскрой ткани по шаблону.

Соединение деталей.

Отделка деталей тамбурным стежком.

2 ч.

Здоровье человека.

Приёмы вырезания деталей и сшивания

Закрепление приёмов вырезания деталей и сшивания

Образец изделия



31-34.

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.

4  ч.

Май – конец весны. Экскурсия

Свойства ниток, приёмы работы с иглой

Усвоение и выполнение стежка, тренировочные упражнения

Образец изделия




Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

При оценке знаний и умений учащихся по занимательному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.).
            

«Оценка 5» - выставляется за безоши бочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выб рать инструмент в соответствии с исполь зуемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

    «Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно   аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

Литература

  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.

  2. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». -  М., Академия, 2005.

  3. «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);

  4. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);

  5. «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);

  6.  «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);

  7.  «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!