Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося 6-Г класса МБОУ г.Керчи РК « Школа №23» на 2019/2020 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому состав лена для обучающегося пятого года обучения Баранова Юрия на основании коллегиального заключения и справки ВК.
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от05.03.2004г.№1089;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №23» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
По возможности обучения Юрий относится к группе учащихся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической; малый объем, упрощенный материал, многократное повторение). Программный материал усваивает на низком уровне. Юра не всегда проявляет интерес к занятиям. Легко отвлекаем. Быстро утомляется. Эмоциональные реакции неадекватны. Работоспособность очень низкая, темп медленный. Мелкая моторика грубо нарушена. Деятельность свою не контролирует. Нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны взрослых.
С учётом состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО, трудовое обучение, коррекционные занятия.
Содержание по всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Программа ориентирована на слияние обучения, коррекции, развития и воспитания обучающегося в единый органичный процесс. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим
Особое внимание обращено на коррекцию психических процессов, на развитие речи, как средства общения, на коррекцию всей личности в целом. Обучение обучающегося с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что урівень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 14 часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%.( интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по триместрам | в неделю |
I | II | III |
Чтение(Литератур ное чтение) | 68 | 21 | 23 | 23 | 2 |
Русский язык | 68 | 20 | 21 | 22 | 2 |
Математика | 68 | 14 | 21 | 24 | 2 |
Природоведение | 34 | 12 | 12 | 11 | | 1 |
Социально-бытовая ориентировка | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
ИЗО | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
Профильный труд | 34 | 12 | 12 | 10 | | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельнос ти | 34 | 10 | 10 | 12 | | 1 |
Музыка | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Физическая культура | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 14 | 22 | 24 | | 2 |
ИЗО
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией Воронковой В.В.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчета 1 час в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 68 часов (из них 34 часов-аудиторные занятия и 34 часа для самостоятельной работы). Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и напрвлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству. 5 класс. Под ред. Б.М. Неменского. Москва. «Просвещение», 2011
Цель курса:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи
образовательные
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
коррекционно – развивиющие
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности обучающихся, путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов; их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
- развитие у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
воспитательные
- воспитание и развитие у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- воспитание и развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Общая характеристика предмета
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач: коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами: развитие у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи; развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п. ). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение ( обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У обучающихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильиости рисунка. Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целе сообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, обучающиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность обучающихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов. Беседы об изобразительном искусстве. В 5-7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у обучающихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у обучающихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п. ). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря,
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Принципы реализации программы:
общедидактических (гуманизации, природосообразности, научности, доступности и нарастающей трудности, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с жизнью, интеграции, деятельностного подхода);
специфических (научно-теоретических принципов, разработанных в специальной педагогике и специальной психологии): учета зоны ближайшего развития, учета потенциальных возможностей ребенка с нарушениями развития, коррекционно-компенсирующей направленности обучения, принципа необходимости специального педагогического руководства.
Формы и виды работы, контроля:
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
«Рисование с натуры»:
- анализ объектов изображения (определение формы, цвета, величины, составных частей),
- изображение объёмных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении
- определение величины рисунка по отношению к листу бумаги
- передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и света его частей
- применение осевых линий при построении рисунка
- подбор соответствующего цвета для изображения предметов.
«Декоративное рисование»
- последовательное выполнение построения орнаментов в прямоугольнике и квадрате с использованием осевых линий
- расположение узоров симметрично с заполнением середины, углов, краёв
- размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях в центре и по краям
- использование акварельных и гуашевых красок
- заливка, соблюдение контура, отдельных элементов орнамента
- подбор гармонически сочетающихся цветов.
«Рисование на темы»
- передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного
- расположение изображения на листе бумаги
- объединение изображений общим замыслом.
«Беседы об изобразительном искусстве»
- рассказ о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства,
- ответы на вопросы, связанные с простейшим анализом содержания произведения,
- высказывание своего мнения о картинах (что в них больше всего понравилось).
Виды контроля:
Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему. Работы учащиеся выполняют в альбомах для рисования, используя цветные карандаши, акварель или гуашь. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия её учащимися. На уроках – беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе, от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения).
Планируемые результаты освоения предмета:
Обучающиеся должны уметь:
-передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строе ние и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
-определять предметы симметричной формы и рисовать их, при меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
-составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
-передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения вели чин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
-употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины;
-знать названия рассмотрен ных на уроках произведений изобразительного искусства;
-определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Обучающиеся должны знать:
-цвета и их оттенки;
-виды узоров по содержанию и форме /растительные, геометрические, ленточные, замкнутые;
-геометрические фигуры - овал, круг, квадрат, прямоугольник.
Содержание учебного курса
Рисование с натуры Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы, использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в ри сунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе- дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Примерные задания
1 триместр Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех). Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг- по шаблону). Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). Рисование симметричного узора по образцу. Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см). Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Беседа «декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
2 триместр Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы ( «Крутой спуск», «Дорожные работы» ). Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.). Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см). Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). Рисование на тему «Лес зимой» ( примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше - заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
3 триместр Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). Рисование на тему «Зимние развлечения» ( примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.). Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки -посередине сторон). Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелька. «Триумф победившей Родины»). Декоративное рисование плаката «8 Марта». Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета ( чемодан, ящик, коробка). Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Беседа об изобразительном искусстве с показам репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко»-карикатура). Рисование симметричных форм: насекомые - бабочка, стрекоза, жук-по выбору (натура - раздаточный материал). Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
Аудиторные занятия | Самостоятель ные часы |
1 | Рисование с натуры | 12 | 12 |
2 | Декоративное рисование | 11 | 11 |
3 | Рисование на темы | 7 | 7 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 4 | 4 |
| Итого | 34 | 34 |
Критерии оценивания
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-меет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой (Раздел «Изобразительное искусство» И.А Грошенкова).
Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
Репродукции картин художников.
Фотоальбомы о художниках.
Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов)..
Таблицы, стенды программного содержания.