СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аппликация "Кукла в народном костюме"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема СОД,

возраст

 

Аппликация

 «Русский народный костюм»

(подготовительная к школе  группа)

Первичные представления

 - беседа на тему  «Русский народный костюм»

- просмотр познавательного фильма для дошкольников «Орнамент русского народного костюма»

 - рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок с изображением русского народного костюма

- чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций по тексту

- разучивание хоровода «Ленок».

Материалы

Презентация «Русский народный костюм»

Куклы в русских народных костюмах.       

Заготовки бумажных  кукол и силуэтов сарафана и рубашки для аппликации.

Цветная бумага, паетки, тесьма, клей, ножницы.

Цель НОД

Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма

 

Образовательные

 области

Задачи

Действия детей

Социально-

коммуникативное

развитие

- воспитывать чувство гордости за свою страну

- способствовать проявлению положительных эмоций

- воспитывать любознательность

- формировать доброжелательное отношение к окружающим и устойчивый познавательный интерес

включаются в игровую ситуацию, работают в художественной мастерской

Познавательное развитие

- сформировать у детей представление о русском народном костюме

- Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме

- закрепить знания детей о видах русской национальной одежде

рассматривают, классифицируют, рассуждают

Речевое развитие

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

отвечают на вопросы, рассуждают, отгадывают загадку

Художественно-эстетическое развитие

- учить создавать орнамент

- закреплять знания о теплых и холодных цветах и оттенках;

- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать  известные приёмы

 - развивать музыкально – художественную деятельность

  дети создают композицию и слушают народную музыку и песни 

Физическое развитие

-развивать, совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук

- формировать у детей  представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

дети режут ножницами, клеят, выполняют физкультминутку

 

Мотивационный этап

Введение в ситуацию

 (Дети входят в изо-студию)

Педагог

- Ребята, вы сегодня очень красивые и нарядные.

Ваша одежда современная, удобная для нашего времени.

Раньше, на Руси, одежда тоже была красивой, только выглядела она и назвалась по-другому.

Стих

 «Женский образ прежних дней, На Руси недаром, В яркой прелести своей - Слился с сарафаном»

Актуализация знаний

Вопросы детям:

-  Давайте посмотрим на мужской и женский костюм, что общего было в мужской и женской одежде? (варианты ответов детей «рубашка»)

- Чем отличалась женская рубашка от мужской?

 (варианты ответов детей «у мужчин короткая, а у женщин длинная»)

- Все части костюма украшены вышивкой. Как вы думаете, зачем? (варианты ответов детей «служила оберегом,  для защиты от болезней, несчастий»)

Рассказ педагога:

- Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками: земля, солнце, вода, птицы, растения, животные (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

- Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

- Из какой ткани шили одежду? (из льна).

-чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).

- Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка).

- Подумайте и скажите, почему так называется?

-Из каких двух слов состоит это слово?

-Правильно, из двух слов - косой + ворот = косоворотка.

Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.

- Что одето поверх рубахи у девочки? (Сарафан).

Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой.

-Что еще кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)

- Каждый элемент вышивки имел определенный смысл

волнистая и прямая линии  - вода, рисунки с символами - поля, деревьев – благополучие

Загадка:

«Драгоценный убор головной

Украшен жемчугом и нитью золотой

Так испокон повелось на Руси

Носили женщины, он небывалой красы»  (Кокошник)

Головные уборы были важной и обязательной частью повседневной и праздничной женской одежды.

Кокошник с открытым затылком, чтоб была видна коса, ленту-повязку и венец--- носили молодые незамужние девушки. Кокошник происходит от слова кокош - петух, курица, действительно верх кокошника похож на гребень петуха. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Это был очень дорогой головной убор, его берегли и передавали из поколения в поколение от матери к дочери. Закрытый кокошник -  кичку, и сороку носили женщины. Девушка носила одну косу, но когда она выходила замуж, ее расплетали, заплетали две косы, и волосы убирали под закрытый головной убор. Потому, что в те далекие времена, женщине не разрешалось ходить с непокрытой головой. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.

 Показ презентации

 «Русский народный костюм»

Физкультминутка

Пальчиковая игра «Напёрсток»

- Вышивает, шьёт иголка

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,

- К девочке на пальчик -прыг.

- Говорит иголке – шей,

- А колоться ты не смей.

(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке. Дети  выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки, шьют и грозят пальцем)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:

рассматривание элементов и их расположение на орнаменте, обратить внимание на их систематическое чередование, напомнить их значение.                                                     

(Дети выбирают заготовки бумажных  кукол, силуэтов сарафана, рубашки, портов, садятся за столы)

- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо!

(звучит народная музыка)

- Приступайте к работе.

 (Дети, закончившие  свою работу,  располагают её на мольбертах для всеобщего обозрения и восхищения.)

Просмотр содержимого документа
«Аппликация "Кукла в народном костюме"»




МБДОУ «Детский сад №29 «Стриж» города Смоленска











Конспект по непосредственной образовательной деятельности в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» на тему:

«Русский народный костюм»



Иванова Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования









Смоленск 2019







Тема СОД,

возраст


Аппликация

«Русский народный костюм»

(подготовительная к школе группа)

Первичные представления

- беседа на тему «Русский народный костюм»

- просмотр познавательного фильма для дошкольников «Орнамент русского народного костюма»

- рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок с изображением русского народного костюма

- чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций по тексту

- разучивание хоровода «Ленок».

Материалы

Презентация «Русский народный костюм»

Куклы в русских народных костюмах.

Заготовки бумажных кукол и силуэтов сарафана и рубашки для аппликации.

Цветная бумага, паетки, тесьма, клей, ножницы.

Цель НОД

Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма



Образовательные

области

Задачи

Действия детей

Социально-

коммуникативное

развитие

- воспитывать чувство гордости за свою страну

- способствовать проявлению положительных эмоций

- воспитывать любознательность

- формировать доброжелательное отношение к окружающим и устойчивый познавательный интерес

включаются в игровую ситуацию, работают в художественной мастерской

Познавательное развитие

- сформировать у детей представление о русском народном костюме

- Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме

- закрепить знания детей о видах русской национальной одежде

рассматривают, классифицируют, рассуждают

Речевое развитие

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

отвечают на вопросы, рассуждают, отгадывают загадку

Художественно-эстетическое развитие

- учить создавать орнамент

- закреплять знания о теплых и холодных цветах и оттенках;

- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать известные приёмы

- развивать музыкально – художественную деятельность

дети создают композицию и слушают народную музыку и песни

Физическое развитие

-развивать, совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук

- формировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

дети режут ножницами, клеят, выполняют физкультминутку



Мотивационный этап

Введение в ситуацию

(Дети входят в изо-студию)

Педагог

- Ребята, вы сегодня очень красивые и нарядные.

Ваша одежда современная, удобная для нашего времени.

Раньше, на Руси, одежда тоже была красивой, только выглядела она и назвалась по-другому.

Стих

«Женский образ прежних дней,
На Руси недаром,
В яркой прелести своей -
Слился с сарафаном»

Актуализация знаний

Вопросы детям:

- Давайте посмотрим на мужской и женский костюм, что общего было в мужской и женской одежде? (варианты ответов детей «рубашка»)

- Чем отличалась женская рубашка от мужской?

(варианты ответов детей «у мужчин короткая, а у женщин длинная»)

- Все части костюма украшены вышивкой. Как вы думаете, зачем? (варианты ответов детей «служила оберегом, для защиты от болезней, несчастий»)

Рассказ педагога:

- Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками: земля, солнце, вода, птицы, растения, животные (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

- Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

- Из какой ткани шили одежду? (из льна).

-чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).

- Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка).

- Подумайте и скажите, почему так называется?

-Из каких двух слов состоит это слово?

-Правильно, из двух слов - косой + ворот = косоворотка.

Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.

- Что одето поверх рубахи у девочки? (Сарафан).

Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой.

-Что еще кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)

- Каждый элемент вышивки имел определенный смысл

волнистая и прямая линии - вода, рисунки с символами - поля, деревьев – благополучие

Загадка:

«Драгоценный убор головной

Украшен жемчугом и нитью золотой

Так испокон повелось на Руси

Носили женщины, он небывалой красы»  (Кокошник)

Головные уборы были важной и обязательной частью повседневной и праздничной женской одежды.

Кокошник с открытым затылком, чтоб была видна коса, ленту-повязку и венец--- носили молодые незамужние девушки. Кокошник происходит от слова кокош - петух, курица, действительно верх кокошника похож на гребень петуха. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Это был очень дорогой головной убор, его берегли и передавали из поколения в поколение от матери к дочери. Закрытый кокошник - кичку, и сороку носили женщины. Девушка носила одну косу, но когда она выходила замуж, ее расплетали, заплетали две косы, и волосы убирали под закрытый головной убор. Потому, что в те далекие времена, женщине не разрешалось ходить с непокрытой головой. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.

Показ презентации

«Русский народный костюм»

Физкультминутка

Пальчиковая игра «Напёрсток»

- Вышивает, шьёт иголка

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,

- К девочке на пальчик -прыг.

- Говорит иголке – шей,

- А колоться ты не смей.

(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке. Дети выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки, шьют и грозят пальцем)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:

рассматривание элементов и их расположение на орнаменте, обратить внимание на их систематическое чередование, напомнить их значение.

(Дети выбирают заготовки бумажных кукол, силуэтов сарафана, рубашки, портов, садятся за столы)

- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо!

(звучит народная музыка)

- Приступайте к работе.

(Дети, закончившие свою работу, располагают её на мольбертах для всеобщего обозрения и восхищения.)

Рефлексивный этап


- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим?

- Посмотрите! У каждого из вас один и тот же сарафан и рубашка, но выглядят они совершенно по-разному. А ведь мы только изменили орнамент и окраску. Как видите, очень многое зависит от художника, от того, какие он подберёт цвета, расположит элементы орнамента, какой придумает сюжет. А вы сегодня очень удачно подобрали всё это и использовали правило правильного расположения элементов орнамента, поэтому костюмы ваши получились выразительными, яркими.

Информационные ресурсы


1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Цветные ладошки». Карапуз – дидактика. Творческий центр «Сфера» Москва 2007.

2. Интернет ресурсы


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!