Введение в ситуацию
(Дети входят в изо-студию)
Педагог
- Ребята, вы сегодня очень красивые и нарядные.
Ваша одежда современная, удобная для нашего времени.
Раньше, на Руси, одежда тоже была красивой, только выглядела она и назвалась по-другому.
Стих
«Женский образ прежних дней,
На Руси недаром,
В яркой прелести своей -
Слился с сарафаном»
Актуализация знаний
Вопросы детям:
- Давайте посмотрим на мужской и женский костюм, что общего было в мужской и женской одежде? (варианты ответов детей «рубашка»)
- Чем отличалась женская рубашка от мужской?
(варианты ответов детей «у мужчин короткая, а у женщин длинная»)
- Все части костюма украшены вышивкой. Как вы думаете, зачем? (варианты ответов детей «служила оберегом, для защиты от болезней, несчастий»)
Рассказ педагога:
- Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками: земля, солнце, вода, птицы, растения, животные (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
- Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Из какой ткани шили одежду? (из льна).
-чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
- Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка).
- Подумайте и скажите, почему так называется?
-Из каких двух слов состоит это слово?
-Правильно, из двух слов - косой + ворот = косоворотка.
Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.
- Что одето поверх рубахи у девочки? (Сарафан).
Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой.
-Что еще кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)
- Каждый элемент вышивки имел определенный смысл
волнистая и прямая линии - вода, рисунки с символами - поля, деревьев – благополучие
Загадка:
«Драгоценный убор головной
Украшен жемчугом и нитью золотой
Так испокон повелось на Руси
Носили женщины, он небывалой красы» (Кокошник)
Головные уборы были важной и обязательной частью повседневной и праздничной женской одежды.
Кокошник с открытым затылком, чтоб была видна коса, ленту-повязку и венец--- носили молодые незамужние девушки. Кокошник происходит от слова кокош - петух, курица, действительно верх кокошника похож на гребень петуха. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Это был очень дорогой головной убор, его берегли и передавали из поколения в поколение от матери к дочери. Закрытый кокошник - кичку, и сороку носили женщины. Девушка носила одну косу, но когда она выходила замуж, ее расплетали, заплетали две косы, и волосы убирали под закрытый головной убор. Потому, что в те далекие времена, женщине не разрешалось ходить с непокрытой головой. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.
Показ презентации
«Русский народный костюм»
Физкультминутка
Пальчиковая игра «Напёрсток»
- Вышивает, шьёт иголка
- Пальцу больно, пальцу колко
- А напёрсток в тот же миг,
- К девочке на пальчик -прыг.
- Говорит иголке – шей,
- А колоться ты не смей.
(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке. Дети выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки, шьют и грозят пальцем)
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:
рассматривание элементов и их расположение на орнаменте, обратить внимание на их систематическое чередование, напомнить их значение.
(Дети выбирают заготовки бумажных кукол, силуэтов сарафана, рубашки, портов, садятся за столы)
- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо!
(звучит народная музыка)
- Приступайте к работе.
(Дети, закончившие свою работу, располагают её на мольбертах для всеобщего обозрения и восхищения.)
|