СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапевтические технологии изотерапия (художественные материалы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИЗОТЕРАПИЯ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы.

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапевтические технологии изотерапия (художественные материалы)»

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИЗОТЕРАПИЯ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ)


Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы.


Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:


1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;


2) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;


3) природные материалы кора, листья и семена растений, - цветы, перышки, ветки, мох, камешки;


4) для лепки глина, пластилин, дерево, специальное тесто;


5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон; 6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.


Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах.


Психологическое влияние художественных материалов


Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целя ми занятий.

  1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению.


  1. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.


  1. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье по ведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.


4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным присоединиться к работе.


5. Как только все с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.


6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок - с безоценочной реакцией на конечный продукт - могут стать целительными сами по себе.


Особенности восприятия продуктов творчества в изотерапии


В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества.

Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остается, обнаруживая себя в виде проблем во внешнем мире. Эти проблемы и адаптация к ним символически выражаются в продуктах творчества, в частности, в изопродукции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь к «психологически не переработанным» в полной мере в прошлом событиям.


Психологу необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного. Рисунки, коллажи, скульптуры являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации.


При восприятии продуктов изобразительного творчества арт терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:


1) какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура;


2) что выглядит странным;


3) чего не хватает у данного объекта;


4) что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным;


5) каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, боль шее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения;


6) есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем;


7) в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора;


8) есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность не правильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.


9) постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора.


Рассматривая изопродукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознательного.


очень прост и наивен. Но, тем не менее, в нем заключены три фундаментальных аспекта феноменологического подхода.


Первое важность индивидуального восприятия: что видишь ты, - создатель. Арт-терапевт может работать с этим материалом, потому что описание работы ведет к его внутреннему миру. Второй аспект касается чувств, то, что его слушают, означает начало доверия.


И третье что ты видишь? Все, что видно в самом результате творческого самовыражения, а не предположения или домысливания, исходя из установок теории, когда доказательства затуманены.


Когда требуется, арт-терапевт помогает увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, а именно соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в целой картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта. Дети определяют экспрессивные характеристики картины и учатся идентифицировать их как свои чувства и установки.


Описание ответ на вопрос «Что ты видишь?» распространяется в том числе на сознательную попытку соотнести художественную работу и внутренний опыт, который является перводвигателем творческого процесса, порождающим самовыражение в изобразительном искусстве. И вот круг замыкается - все это говорит об интегративном смысле четвертого этапа. Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции. Нахождение личностных смыслов - тот же процесс на уровне личностных смыслов это самопознание.


Не всякая художественная работа, возникшая в процессе арт терапии, ведет к самопознанию или хотя бы слабому прикосновению к «я». По мере того как глаз наблюдающего научается видеть и замечать все видимое в рисунке, значительно повышается возможность прикоснуться к личности ребенка. Катализатором являются вопросы терапевта: а что насчет... или что ты видишь?» и «что еще ты видишь?» Слова обнажают личные дилеммы с той же простотой, с которой они обнаруживают такое в художественной работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!