АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИЗОТЕРАПИЯ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ)
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание.
Второй этап: процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление.
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения. Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом.
Для тех, кто не знаком с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным мате риалом.
Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, можно прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.
Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощущения от художественного материала, а также разнообразные эмоции и мысли. Для ознакомления с процессом самовыражения при помощи художественного материала полезно использовать называние цветов, описание проб и осознание чувств, порождаемых этими пробами.
Кроме того, существуют и иные достоинства игровой деятельности с художественным материалом: дети создают новое, из отдельных частей собирают целое, посредством художественного материала начинают осознавать свои проблемы и добиваться их разрешения.
Сам промежуток времени, посвященный данной деятельности, зависит от потребностей и проблем, возраста.
Один может «поиграть» двадцать минут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко второй части процесса. Другой может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому надо «поиграть» в течение нескольких минут в начале каждого сеанса.
Но, в конечном счете, все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности - выбора художественного материала для второго этапа творческого процесса.
Второй этап: процесс творческой деятельности.
Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, это происходит даже тогда, когда с ними рядом есть терапевт.
Такая трансформация первого этапа прослеживается у всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому же на этом этапе безотносительно возраста большинство детей демонстрируют поведение, характерное для художников в процессе работы: сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их решение.
Третий этап: феноменологическое интуитивное познание.
Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Ребенка побуждают принять активное участие в размещении художественной работы. Символически принимает ответственность за свои проблемы посредством принятия ответственности за размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определенной психологической и терапевтической ценностью.
Необходимо наличие достаточно большой комнаты, чтобы психолог и ребенок могли выбрать себе место на удобном расстоянии от художественной работы. Сам акт дистанцирования помогает не только глазу видеть, но и создает необходимую отстраненность от своего изделия, и это способствует некой объективной позиции наравне с осознанием права собственности на результат работы.
Интуитивное познание как процесс интенционального взгляда на художественное самовыражение видение всего, что толь ко можно увидеть. Арт-терапевт может сказать: «Хорошенько посмотри на свою работу, сконцентрируйся на ней, молча пристально посмотри и найди то, что ты не видел раньше». В этом безмолвном процессе интуиции некоторые детали, невидимые сразу, с первого взгляда, могут выступить вперед, стать более важными, чем остальные детали зрительного поля. Вскоре детали при обретают значение, и наблюдатель начинает устанавливать связи со смыслами.
Теперь понимание становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями, которые дают звонок» его разуму. Дети могут заметить такие новые и важные детали, как соотношение компонентов в художественной работе, например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-либо или линию, выделяющуюся за счет своей толщины, неровности, мягкости, и тому подобное.
Четвертый этап: процедура «Что ты видишь?».
Теперь, задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает описать, что они увидели на картине. Внешне вопрос