СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия в коррекционной работе школьного педагога-психолога и психолога дошкольного образования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия в коррекционной работе школьного педагога-психолога и психолога дошкольного образования»

Арт-терапия в коррекционной работе школьного педагога-психолога и психолога дошкольного образования.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы

психотерапевтической работы, например, такие как арт-терапия. Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено. Арт-терапия применяется как средство психической гармонизации и развития человека. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Сам ребенок, как правило, даже не понимает то, что с ним происходит, не осознает свои психологические проблемы, как что-то мешающее ему жить. Он еще не умеет ясно выражать свои мысли, зато умеет рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому считаем, что методы арт - терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую фигурку, игру так хорошо подходят для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Показания для применения арт-терапевтических методов: трудности в коммуникативных навыках; психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; эмоциональные расстройства; кризисные состояния; оптимизация психического развития в детском возрасте; СДВГ; ЗПР и многое другое.

Наиболее доступные и часто применяемые психологами методы арт-терапии в дошкольном учреждении и школе -это изотерапия и музыкотерапия.

Изотерапия – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять

самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от

конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой,

свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей

окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение

отношения к ней. Многие ученые рассматривают рисование как один

из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.

1.Изотворчество. Для проведения такого занятия необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Сначала для каждого участника заготавливается по одному отдельному листу, а на последующих занятиях - один лист на двоих, на четверых, на восьмерых и т.д. (каждый раз с увеличением группы увеличиваются и размеры листа, на котором рисуют все вместе, без границ учета «своего» рисунка и без слов, общаясь только с помощью красок). Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя, спонтанно. Это должна быть абстракция, выражающая то, что участники занятия почувствовали во время психологического настроя. После окончания рисования обязательно проводится рефлексия:

· как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение;

· что чувствовал ребенок во время рисования.

Чем пластичнее, округлее на рисунке линии, тем пластичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.

2. Свободное рисование - каждый рисует что захочет на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, но разговор по окончании работы происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем работы вывешиваются и начинается беседа. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

3. Коммуникативное рисование - группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования психолог проводит беседу с детьми. При этом анализируются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у детей в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.

4. Совместное рисование - несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования. Педагог анализирует, наблюдая за ходом работы, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д. Затем возможна консультация психолога о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим детям и к себе.

5.Дополнительное рисование - каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других детей. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка детской группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других детей.Как только ребенок берет в руки кисточку он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала.

Наряду с изотерапией в своей работе с детьми часто используем музыкотерапию.

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».

На занятиях нами используются следующие упражнения:

1. Развивающие слуховое внимание.

Одной из важнейших задач в этом направлении работы является формирование умения у гиперактивных детей умения слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания. А у неконтактных детей задачей является развитие их эмоциональной сферы и создание благоприятных условий для социализации и включения детей в совместную деятельность.

Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; подвижные игры.

Отмечается благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты » Л.Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля. Детям предлагается рисовать во время слушания музыки. Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов они постепенно переходят к более светлым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных.

2. Упражнения, развивающие чувство ритма.

Как свидетельствовали наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Развитие чувства ритма было еще и столь необходимо для коррекции поведения у гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Для мало контактных детей ритм помогает вхождению в различного рода деятельность.

Развитие чувства ритма у детей с ЗПР происходит благодаря равномерным, как танцевальным так и игровым движениям под музыку. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений.

3. Упражнения, развивающие пространственные представления.

Для этого детям предлагается ходить в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д.

Эти упражнения помогают неконтактным детям освоить все пространство музыкального зала, а гиперактивным использовать это пространство целенаправленно.

4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики.

Эти игры важны для всех детей. Подбираем упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и смысл выражения, благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: нужно играть кистями рук, загибать пальчики, протягивать руки вперед, изменять ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают »т.д.). Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти детей, что отражается на нормализации поведения детей.

Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный ребёнок, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости.

Изобразительная деятельность детей служит выражению чувств и настроения, которые, зачастую, ребенок не способен выразить словами. На наш взгляд, особенно эффективно сочетание занятий изотерапией с прослушиванием музыкальных произведений П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф.Шопена. Это позволяет моделировать положительное эмоциональное состояние, способствует снятию подавленности и расслаблению. Для активизации зрительных образов на занятиях звучит медитативная музыка, передающая картины природы в аудиозаписи «Морской прибой», «Звуки леса», «Шум дождя» и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!