- Как сделать образовательный процесс наиболее интересной деятельностью для детей дошкольного возраста?
- Как сделать так, что бы материал, который я даю детям на занятиях, ими был успешно усвоен?
В нашем детском саду используется метод арт-упражнения, как итог образовательной деятельности.
Арт-упражнение – это упражнение основанное на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности, которые позволяют сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, которые возникают в ходе образовательной деятельности.
Вот почему итог образовательной деятельности по реализации программы «Мир в твоих руках» я провожу в форме арт-упражнений, что позволяет, во-первых, вызвать эмоциональный отклик детей по теме занятия и, во-вторых, закрепить полученные знания через формирование чувствознания, что является наиболее важным именно в дошкольном детстве.
Цель арт-упражнений в составе программы «Мир в твоих руках» - формирование основ патриотического сознания и самосознания дошкольников через развитие бережного, уважительного отношения к людям, к окружающей среде (к природе, к своему городу, к стране и т. д.) с помощью художественного творчества.
Я разработала арт-упражнения как составляющую образовательной деятельности в рамках программы «Мир в твоих руках» для младшего дошкольного возраста и в перспективе планируется мною разработать арт-упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Темы ОД | Арт-упражнения для младшего дошкольного возраста |
Модуль «Отношение к себе и окружающим» |
1. «Волшебная страна внутри нас» | Коллективная работа. Тема: «Карта страны чувств». Одному из детей (самому смелому или наоборот самому застенчивому) предлагается лечь на ватман, остальным - взять восковые мелки и обвести его. Мною дорисовывается лицо. Так мы получаем контуры страны чувств. Далее дети селят в нашу страну чувства с помощью предложенных мной заготовок-символов (сердце – любовь, солнышко – добро, мяч – радость, варежки – забота, тучка – обида, молния – злость, клякса – страх). Ребята самостоятельно выбирают местоположение чувств на карте. После чего им предлагается раскрасить нашу карту материалом по выбору (предлагаются гуашь, акварель, восковые мелки). Таким образом у нас получается яркая и красивая карта страны чувств. |
2. «Цветок качеств» | Коллективная работа. Тема: «Цветок качеств». Детям раздаются вырезанные из белой бумаги лепестки цветка качеств. Каждому предлагается какое-либо положительное качество личности человека, которое ребенок ассоциирует с каким-либо цветом. Пример предлагаемых качеств личности: доброта, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, добродушие, дружелюбие, смелость, справедливость. Дети выбирают цвет и материал (акварель, гуашь, восковые карандаши, цветные карандаши) в соответствии с предлагаемым качеством личности и раскрашивают лепесток. После чего все вместе мы приклеиваем лепестки к серединке, на которой рисуем доброе лицо. |
3. «Делаем добро» | Коллективная работа. Тема: «Искорки добра». Мной заранее рисуется на ватмане (А1) женский образ с большим сердцем в руках. Дети решают, что символизирует сердце и каким цветом нужно раскрасить его и платье девочки. Для раскрашивания мною предлагаются восковые мелки, а после акварель. После на сердце дети приклеивают подаренные им искорки добра. В итоге у нас получается сердце полное добра. |
4. «Поезд добродетелей» | Коллективная работа. Тема: «Танец дружбы». Мною предлагается детям выбрать себе один из заготовленных заранее силуэтов мальчиков и девочек (10-15 см высотой) и дорисовать силуэту лицо и одежду. Рисуя лицо, ребенок выражает эмоцию. Чаще всего это радостная улыбка. Дети самостоятельно выбирают цвета для одежды. В качестве материала мною предлагаются фломастеры и восковые мелки. Впоследствии из получившихся ярких человечков мы составляем танец дружбы (в нашем случае это хоровод), приклеивая наших человечков на заранее заготовленный цветной фон (А2). |
Модуль «Отношение к окружающей природе» |
5. «Животный мир и человек» | Индивидуальная работа. Тема: «Я и мой питомец». Мною предлагается детям выбрать себе один из заготовленных заранее силуэтов мальчиков и девочек (15-20 см высотой) и дорисовать силуэту лицо и одежду. Дети самостоятельно выбирают цвета для одежды. В качестве материала мною предлагаются фломастеры и восковые мелки. Далее предлагается выбрать питомца (мною заготавливаются небольшие фигурки котят, собачек, хомячков и птичек) и приклеить к выбранной фигурке и загнуть ручки человечка, что символизирует объятья. После предлагается приклеить получившегося человечка на лист плотной цветной бумаги или цветного картона (А4). В итоге у нас получается человечек с заботой обнимающий своего питомца. |
6. «Мы пришли в лес» | Коллективная работа. Тема: «Дерево дружбы». На ватмане (А1) мною предварительно рисуется дерево без кроны. Детям предлагается сделать дереву крону с помощью собственных ладошек. Ребятишки обмакивают их в выбранную ими краску и прикладывают к нарисованным веткам. Мною подсказывается примерное направление ладошки. Можно предложить детям, впоследствии, раскрасить фон цветными восковыми мелками. |
7. «Разговор с природой» | Коллективная работа. Тема: «Лес полон чудес». На ватмане (А1) с предварительно нарисованным лесом детям предлагается дорисовать пальчиками (с помощью гуаши) кроны деревьев и наклеить изображения животных, а так же по желанию дорисовать другими элементами с помощью материала по выбору детей (восковые мелки, фломастеры, гуашь). |
8. «Защитим природу» | Коллективная работа. Тема: «Кормушка для синей птицы». Детям предлагается раскрасить синюю птицу, вырезанную из плотной бумаги и кормушку для нее (также предварительно изготовленной мной из плотной бумаги). Предлагаются фломастеры, восковые мелки и карандаши. После чего все вместе насыпаем в кормушку крупу, после чего и «прилетает» туда синяя птица. |
Модуль «Отношение к Родине» |
9. «Город своими руками» | Коллективная работа. Тема: «Мой город». Мною детям предлагаются заготовки домов и окошек для аппликации на тонированном ватмане (А2) и клей-карандаш. Мною на тонированном ватмане обозначается земля, на которую мы «ставим» дома и приклеиваем к ним окошки. Далее для более четкого соотношения детьми изображаемого города с видом за окном, я предлагаю детям показать время года (зиму) следующим образом. Ребятам предлагается изобразить снег отрывания кусочков белой салфетки и приклеивания на клей ПВА. |
10.«Экологические заповеди горожан» | Коллективная работа. Тема: «Я и мой город». Предварительно лист ватмана (А1) делится мной на две части, на одной половине которого изображен грузовик, на другой – сюжет городского дворика (несколько домов, клумба). Детям предлагаются рисунки-схеммы с изображениями: мусора, бумаги, пакетов, фантиков, пустых бутылок, а так же цветов, деревьев, скамеек, качели, песочницы, мусорных урн, детских игрушек, птиц, собак, людей в том числе и детей. Задание: разделить рисунки-схеммы на ненужные и нужные в их дворе вещи, ненужные поместить в грузовик, чтобы увезти из города. |
11. «Страна моя родная» | Индивидуальная работа. Тема: «Флаг России». Детям раздаются: заготовки (1\4 листа белой бумаги, полоски синего и красного цвета), клей карандаш, 1\2 листа бумаги для удобства покрытия клеем заготовок. Помимо закрепления полученных знаний, ребята, в ходе данной художественной деятельности, учатся работать по образцу (российский флаг). |
12. «Сделаем мир лучше» | Коллективная работа. Тема: «Земной шар». Детям предлагается на выбор пластилин различных цветов, из которого они лепят человечка. На цветном листе (А2) предварительно нарисован земной шар, вокруг которого, впоследствии мы все вместе и приклеиваем человечков. |
Данная методическая разработка реализуется мной с детьми младшего дошкольного возраста и частично апробирована другими тренерами с детьми среднего и старшего возраста с элементами усложнения. Результат проведенных нами арт-упражнений вы можете увидеть на экране. (Слайд-шоу)
Внедренные в образовательный процесс арт-упражнения способствовали выражению понимания детьми полученных представлений и воплощению эмоционального отклика на содержание образовательной деятельности.
И закончить свое выступление мне хочется словами Аристотеля: «Душа не может думать, не рисуя».
В этих словах я нахожу главный смысл использования арт-упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.