Формы и методы работы с родительской общественностью по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.
(из опыта работы социального педагога ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат гКиржача»
Работа с родителями это важнейший аспект деятельности школьной социально-психологической службы. В данной деятельности мы различаем групповую и индивидуальную формы работы. Остановимся на групповой форме, определим её цель и выделим поле проблем.
Целью работы с родителями мы определяем как
формирование общего воспитательного пространства вокруг ребенка.
Если данное пространство будет согласованным, т.е.воспитательные воздействия на ребенка со стороны родителей и педагогов будут непротиворечивыми это будет важнейшим условием сохранения психологического здоровья ребенка, что позволит ему успешно социализироваться в группе и обществе в целом.
К причинам несогласованности действий мы относим:
- низкий уровень, либо вообще отсутствие знаний закономерности развития ребенка;
- непонимание зон ответственности родителей и педагогов в воспитании;
- неумение согласовывать свои ожидания с действительным потенциалом и интересами ребенка.
Для решения данных проблем мы ставим следующие задачи:
1. Согласовать ценностные основы в воспитании ребенка, т.е определить, что хотят видеть родители в ребенке.
2. Определить совместно с родителями какие проявления в развитии ребенка считать проблемными и за счет каких ресурсов решать данный вопрос.
3. Выяснить как воздействовать на ребенка дома и в школе, чтобы добиться желаемых результатов.
Чтобы решить данные задачи, работу нужно начинать со знакомых традиционных форм, таких как «Родительский всеобуч». В рамках данного метода от родителей требуется минимальная активность, однако она повышает уровень информированности родителей в знании закономерностей возрастного развития. Так же в этот период необходимо проводить опросы родителей по проблемным вопросам, выявлять их запросы и формулировать поле проблем.
Таким образом, у педагогов и родителей формируются общие взгляды, увеличиваются точки соприкосновения, появляется заинтересованность в решении проблем ребенка, а главное возможность профилактики данных проблем.
По мере повышения уровня доверия и коммуникативности можно переходить к активным методам взаимодействия. Тогда последовательность методов можно представить следующим образом:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.
2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.
Далее остановимся на каждой из форм подробнее и приведем конкретные примеры.
Для осуществления данных задач ежегодно проводиться мониторинг участников учебного процесса:
- составляется социальный паспорт школы
- исследуется уровень удовлетворенности родителей условиями и взаимоотношениями в школе
- проводиться анкетирование родителей при поступлении ребенка в школу.
По данным мониторинга выделяем проблемные группы семей:
- многодетные, малообеспеченные
- неполные
- семьи с повторным браком
- семьи СОП (алкоголизация, пренебрежение санитарными нормами, безработные)
- педагогически несостоятельные семьи (могут быть вполне внешне благополучными; семьи с гиперактивными детьми, застенчивыми, акцентуированными детьми и семьи со скрытой безнадзорностью – попустительский стиль воспитания).
Исходя из полученных данных, работа осуществляется следующим образом:
- на уровне школы формируется Совет по профилактике правонарушений;
- в классах просветительская и профилактическая работа строится по плану родительского всеобуча с привлечением психолога и социального педагога;
- планируются дифференцированные общешкольные родительские собрания с проблемными группами родителей.
В состав Совета входят представители родительских комитетов от каждого класса, инспектор ГДН отд.МВД, социальный работник администрации, представители Совета ветеранов Работа членов Совета очень эффективна в организации и проведения рейдов в период школьных каникул на дискотеки и по улицам города .
На заседания Совета приглашаются дети и родители, если работа классного руководителя оказывается не эффективной в части исполнения родителями в отношении детей своих обязанностей (воспитание и получение детьми общего образования). После рассмотрения персональных дел, родители, как правило идут на контакт со специалистами школы и следуют их рекомендациям.
По опросам родительской общественности востребованы дифференцированные родительские собрания. Когда мы вводили в школе данную форму работы (2017 год), темы собраний мы предлагали сами с учетом возрастных и характерологических особенностей детей. В настоящее время тематику собраний выбираем совместно с родителями по их запросу.
Представляем темы и форму собраний
| Дифференцированные родительские собрания 2017-2018 уч.год |
дата | тема | форма | группа | специалист |
ноябрь | «Гендерные особенности детей или как сохранить психику девочек и мальчиков» | Проблемная лекция | Неполные семьи | Психолог, Соц.педагог Классные руководители |
январь | «Что такое активное слушание» и когда надо слушать ребенка?» | Мини-тренинг | Многодетные семьи | психолог |
май | «Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку. Современные традиции семьи» | Интерактивная лекция | Семьи с повторными браками | Психолог, соц. педагог |
| Дифференцированные родительские собрания 2018-2019уч.год |
дата | Тема, форма | форма | Группа | специалист |
ноябрь | «Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми» | мини-тренинг | Неполные семьи | Педагог-психолог |
декабрь | Правовое пространство жизни подростка. Кодекс родителей в школе | интерактивная лекция | Семьи с детьми группы социального риска ( дети, стоящие на внутришкольном учете, КДН, ПДН) | Социальный педагог, инспектор ПДН, инспектор ЛОМ ЖД |
февраль | Причины ослабления и отвлечения внимания. | практикум | Семьи с гиперактивными детьми | Педагог-психолог |
март | Язык принятий и язык непринятий | проблемная лекция | Педагогически несостоятельные семьи ( конфликтные отношения) | Педагог-психолог Социальный педагог |
Дифференцированные родительские собрания 2019-2020 уч.год |
Дата | Тема | форма | Группа | специалист |
Октябрь | Профилактика вредных привычек и социально-обусловленных заболеваний у учащихся | лекция | дети СОП | Соц. пед психолог |
февраль | Роль семьи в развитии познавательных способностей детей | Беседа с элементами тренинга | слабоуспевающие дети нач. школы | психолог |
март | Подростковая депрессия | Групповая консультация | Родители 8, 9 кл | Психолог Социальный педагог |
Посещаемость данных родительских собраний составляет 86%, что говорит о высокой востребованности данной формы работы.
А.С. Макаренко писал о роли школы в организации процесса воспитания детей следующее
« Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».
С этим утверждением можно не соглашаться в отдельных позициях, но в главном он прав, ведь специалисты, обученные государством, находятся, прежде всего, в школе.
Актуальность изучения поставленной проблемы обусловлена реформой современного школьного образования и принятием основополагающих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования II поколения придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.
2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где в ряду базовых национальных ценностей на первое место ставится ценность семьи и семейной жизни, а среди основных принципов организации процесса воспитания на первый план выдвигается «социально-педагогическое партнёрство».
3. Закон РФ об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получить образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребёнка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием уклада семейной жизни формируется нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Данные положения определяют степень значимости социально-педагогического партнёрства семьи и школы, их взаимодействие в вопросе воспитания учащихся. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Л.А. Кассиль писал: «Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу». То есть семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. От воспитания ценностного отношения к семье будет зависеть не только благополучие будущих семей, но и общества в целом.
В современном нашем обществе отрадно то, что оно повернулось к проблемам и нуждам семьи. Для этого разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. Но в то же время идёт падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Также проблемой семейного воспитания является пропасть взаимопонимания между родителями и детьми. Причины – занятость родителей на работе, погоня за своим карьерным ростом и Интернет, где дети, так и их родители проводят значительную часть свободного времени.
Вопрос о создании партнёрских отношений семьи и школы актуален. Только в совместной деятельности семьи и школы возможно достижение реальных результатов, поскольку усилия педагога и родителей становятся однонаправленными к согласованным целям и ценностям. Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны педагогического сообщества.
Я считаю, что успешное воспитание и обучение детей в школе невозможно без помощи и поддержки родителей, решение проблем ребёнка возможно только через партнёрские, доверительные отношения с родителями и детьми и родители нуждаются в обучении и воспитании, как и их дети. Сотрудничество в воспитании детей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении и формировании ценных жизненных ориентаций.
Поэтому целью моей педагогической деятельности являются формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, индивидуального самоопределения, развития, воспитания и обучения учащихся, субъектной позиции родителей в работе образовательного учреждения.