СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атом. Химический элемент. Знаки химических элементов Химические элементы, их символы и названия.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Атом. Химический элемент. Знаки химических элементов Химические элементы, их символы и названия.»

Урок № ___________ Дата_________ 8 класс, химия

Тема: Атом. Химический элемент. Знаки химических элементов Химические элементы, их символы и названия.

Цель урока: формирование понятия молекула, атомом, химический элемент.

Задачи урока:

дать понятие: молекула, атом, химический элемент; познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов; формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом через работу на компьютере; развитие пространственного воображения через использование новых информационных технологий; совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность; развивать познавательные способности и интерес у учащихся на уроке химии за счет цифровых образовательных ресурсов.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемное изложение материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

На уроках физики вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое? (Учащиеся дают определение, которое помнят с уроков природоведения).

Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике.

Осознать значение числа радиуса атомного ядра очень сложно. Например, радиус атома углерода равен 1,5–10 м. Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию).

Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии?

Учащиеся дают свои ответы.

Полученная линия содержит 100 мл атомов углерода в длину и около 1 мл в ширину.

Рассмотрим пример с сахаром: Какими свойствами обладает сахар? (Учащиеся отвечают: растворяется в воде, сладкий, белый). Представим, что крупинки сахара это молекулы. Раздробим молекулы до атомов, (учитель растирает сахар в ступке, ученик по желанию ему помогает). А сейчас смотрим, мы размельчили наши «молекулы», свойства сахара изменились? (Учащиеся отвечают, что нет). Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся отвечают, что свойства при измельчение не изменяются).

Какое определение вы дадите молекуле и атому? С химической точки зрения.

Дети дают определения, потом записывают их в тетрадь: молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию; молекулы построены из атомов; атом – это мельчайшая неделимая частица вещества, являющаяся носителем его свойств.

  1. Изучение новой темы.

Молекула воды состоит из атомов двух видов. Это атомы водорода и кислорода.

Рассмотрев изображение модели молекулы воды, какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся отвечают, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

(портреты Роберт Бойль, Джон Дальтон).

В конце 17 столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определение, которое дал Дальтон, химики используют и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида. (Дети записывают определение).

В природе найдено 89 различных химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время изучено более 110 химических элементов. Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак или символ, название. А сейчас мы прослушаем домашнее задание.

Презентация домашнего задания «Химические элементы в древности Обозначения химических элементов


Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово «Элемент» и произошло это за пять веков до нашей эры. Правда элементами у древних греков считались (слайд 2) земля, вода, воздух и огонь, а вовсе не железо, кислород, водород, азот и другие элементы теперешних химиков.   Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи . Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

В средние века ученые знали уже 10 химических элементов – семь металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть) и три неметалла (сера, углерод и сурьма) (слайд 3).


Алхимики очень долго обходились без химических формул. В употреблении были использованы знаки. А описание химических превращений походили на сказки и легенды. Понимание алхимической символики без знания алхимической теории довольно сложный процесс, хотя при желании можно вывести всю теорию из самих символов, но это под силу далеко не каждому.


Важнейшие алхимические знаки


Золото называлось солнцем, а обозначалось кружком с точкой. Медь-Венерой, символом этого металла служило «венерино зеркальце». Железо – Марсом, как пологается богу войны, обозначение этого металла включало щит и копье.

  Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: сера - дух, ртуть - душа, соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух – то, что без остатка исчезает из материи при обжиге. Ртуть - душа - то что соединяет тело и дух. Соль - тело - то материальное что остается после обжига.

Символика алхимических веществ.

В 18 веке укоренилась система обозначений элементов, которых в то время стало известно уже три десятка в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов. Этот способ изображения химических элементов придумал английский ученый Джон Дальтон. Однако различать химические символы разных элементов в книгах и научных журналах было довольно трудно. А каково было работать наборщиком в типографиях. Как им было отличать знак водорода, который представлял собой три концентрические окружности, нарисованные сплошной линией и с точкой в центре, от знака кислорода –тоже трех концентрических окружностей, одна из которых пунктирная и без точки. Вот примеры дальтоновых символов элементов: водород, азот, кислород, сера. Наконец, в 1814 году появились символы и названия химических элементов, которыми химики пользуются и по сей день. 

В 1813 году Берцелиус предложил для обозначения химических элементов использовать буквы латинского алфавита. Система Берцелиуса очень проста. Химический элемент обозначают первой буквой латинского названия элемента. В некоторых случаях к первой букве добавляют еще букву с середины названия. Разработанными им знаками мы пользуемся до сих пор. Знаки химических элементов читаются по определенным правилам. Некоторые знаки читаются как буквы латинского алфавита. Исключение Н, который читают как букву Франц. алфавита.

Предложение Берцелиуса было принято всеми учеными, так как такие символы оказались очень удобным: их легко написать в тетради и напечатать в книге, они понятны каждому образованному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Знаки 10 элементов читают как латинское название этих элементов. Знаки остальных элементов читаются как русские названия.

Для обозначения химических элементов используют одинаковые знаки во всех странах мира. Знаки химических элементов вы можете найти во всех блицах периодической системы разных стран.

Ребята обратите внимание: калий и кальций, в название кальция есть буква «цэ», с которой и начинается написание знака, в название калия ее нет. Магний и марганец. Натрий и азот. (Обратить внимание на эти знаки их некоторые учащиеся путают)

 Ученые древних времен считали, что как слова состоят из букв, так и вещества состоят из элементов. Даже великий французский химик Лавуазье принимал термины элемент и простое вещество как равнозначные. Только Менделеев начал различать эти понятия. Что же такое химический элемент и простое вещество? (химический элемент – это один атом или их совокупность. Простое вещество – форма существования конкретного химического элемента. (Углерод – элемент, уголь, алмаз – простые тела).

Металлы и неметаллы.

Химические элементы делятся на две большие группы: метакллы и неметаллы.

Свойства металлов: металлический блеск, теплопроводность, электропроводность, ковкость, пластичность.

Свойства неметаллов: не имеют металлического блеска, плохо проводят тепло и электричество, не обладают ковкостью.

Давайте подведем итог урока, что нового вы узнали сегодня на уроке?

  1. Закрепление материала.

Задание 1: Используя ПСХЭ, найдите соответствующие русские названия ниже приведенных химических знаков элементов:

N, Ar, P, Al, S, Mg, Cr - Алюминий, сера, азот, хром, фосфор, аргон, магний

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида.

Химический элемент – не обладает физическими свойствами.

Физическими свойствам обладают вещества.

Химический символ обозначает химический элемент, один атом. Если в химическом элементе атомов больше, то их количество указывается перед символом.

Например, 2Н - два атома водорода.

Задание 2: Дайте характеристику химическому элементу – О, S, Fe по их положению в ПСХЭ согласно плану:

- Название русское

- Произношение

- Порядковый номер

Знаете ли вы?

• Самый тяжелый из природных элементов – уран U.

Фтор F – самый яростный в царстве неметаллов, ничто не может устоять под его «натиском».

• Имя самого редкого элемента на Земле – астат At. В толще земной коры его содержится всего 69 мг.

• Считается, что самое неудачное название элемента имеет азот N. По-гречески «а-зоос» означает «безжизненный». Но этот газ, входящий в состав воздуха, вовсе не ядовит, он просто непригоден для дыхания.

• В честь стран названы следующие элементы:

Mg (№ 12) - магний - полуостров Магнезия;
Sc (№ 21) – скандий – Скандинавия;
Cu (№ 29) – медь - остров Кипр;
Ge (№ 3) – германий – Германия;
Ru (№ 44) – рутений – Россия;
Fr (№ 87) – франций – Франция.

• В честь ученых названы элементы:

Md (№ 101) – менделевий – Д.И. Менделеев;
No (№ 102) – нобелий – А. Нобель;
Cm (№ 96) – кюрий – Пьер и Мария Кюри;
Es (№ 99) – эйнштейний – А. Эйнштейн;
Lr (№ 103) – лоуренсий – Э. Лоуренс;
Rf (№ 104) – резерфордий – Э. Резерфорд;
Bh (№ 107) – борий – Н. Бор;
Mt (№ 109) – мейтнерий – Л. Мейтнер.

• Есть названия элементов, обязанные собой цвету простых веществ и соединений:

сера S (от индийского «сира» - светло-желтый цвет);
хлор Cl (от греческого «хлорос» - зеленый);
иод I (от греческого «иодес» - фиолетовый);
хром Cr образовано от греческого «хрома» - окрашенный, из-за разнообразной окраски соединений этого элемента.

Названия бром Br и осмий Os происходят от греческих слов «бромос» и «осме», означающих «зловоние», «запах»; понятно, что именно было самым сильным впечатлением химиков, открывших эти элементы.

• Элементы, названные именами богов и героев Древней Греции:

титан Ti;
ниобий Nb;
тантал T;
прометий Pm;
ванадий V.

Поиграем!

Шуточные вопросы

- какой элемент всегда рад? (Радон)
- какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)
- какой элемент может воду «родить»? (Водород)
- какой элемент состоит из 2 животных? (Мышьяк)
- какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
- какой элемент является «гигантом»? (Титан)

ЛОГОРИФ – это игра, в которой буквы в слове не заменяются другими, а отбрасываются, либо прибавляются новые.

- Из названия какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название одной из распространенных игр? (Золото – лото.)

- Из названия какого химического элемента, выбросив последнюю букву, можно получить слово-клич, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад? (Уран – ура.)

- К названию какого химического элемента можно добавить в конце две буквы и получить название корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом? (Титан – Титаник.)

- К названию какого химического элемента можно добавить в конце три буквы, чтобы получить название героя древнегреческого мифа, отправившегося в Колхиду за золотым руно? (Аргон – Аргонавт.)

МЕТОГРАММА – задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое.

- Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название:

- пролива между Европой и Азией; (Фосфор – Босфор)
- местность, где в почве много воды;(Золото – болото)
- название инструмента; (Золото – долото)
- из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал)

АНАГРАММА – задача, в которой из одного и того же слова, переставляя слоги и буквы, а так же при обратном чтении, можно получить совершенно новые слова.

- Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву и читая с конца, можно получить слово, обозначающее название животного, которое может быть и домашним и диким? (Азот – коза)

- Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название:

- полезного ископаемого; (Фтор – торф)
- одного из видов четырех угольника. (Бром – ромб)

  1. Итог урока.

Какую тему мы сегодня изучали?

Атом – это…

Молекула – это…

Кто предложил записывать символы хим. элементов в том виде в котором они записываются сейчас?

  1. Домашнее задание.

Параграф 7 изучить, стр. 28№2, выполнить в тетради. Выучить первые 15 элементов.

  1. Рефлексия.

С помощью смайлика на полях отметьте настроение в конце урока, и с помощью школы от 1 до 10 отметьте насколько вам понятен материал урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!