СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атрибуция. Физико-оптические методы исследования живописи. Ультрафиолетовое излучение.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Атрибуция произведений изобразительного искусства. Занятие 4. Физико-оптические методы исследования живописи. Исследование в УФ-лучах

Просмотр содержимого документа
«Атрибуция. Физико-оптические методы исследования живописи. Ультрафиолетовое излучение.»

Атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Практическая часть. ЗАНЯТИЕ 4  Атрибутируйте изображение.  Дайте его краткое описание.

Атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Практическая часть.

ЗАНЯТИЕ 4 Атрибутируйте изображение. Дайте его краткое описание.

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ.  Иконография и стиль.  БАРОККО Диего Веласкес ЭКСПРЕССИОНИЗМ Френсис Бэкон «Портрет папы Иннокентия Х» «Портрет папы Иннокентия X». 1953

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.

БАРОККО Диего Веласкес

ЭКСПРЕССИОНИЗМ Френсис Бэкон

«Портрет папы Иннокентия Х»

«Портрет папы Иннокентия X». 1953

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ.  Иконография и стиль.  БАРОККО Диего Веласкес ЭКСПРЕССИОНИЗМ Френсис Бэкон «Менины» 1656 «Три наброска к портрету Л. Фрейда». 1969

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.

БАРОККО Диего Веласкес

ЭКСПРЕССИОНИЗМ Френсис Бэкон

«Менины» 1656

«Три наброска к портрету Л. Фрейда». 1969

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ.  Иконография и стиль. ВОЗРОЖДЕНИЕ Леонардо да Винчи ДАДАИЗМ Марсель Дюшан «Мона Лиза» 1503-1519 «Мона Лиза с усами» 1919  «L. H. O. O. Q». Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.

ВОЗРОЖДЕНИЕ Леонардо да Винчи

ДАДАИЗМ Марсель Дюшан

«Мона Лиза» 1503-1519

«Мона Лиза с усами» 1919

«L. H. O. O. Q».

Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ.  Иконография и стиль. ВОЗРОЖДЕНИЕ Леонардо да Винчи ДАДАИЗМ Марсель Дюшан «Святая Анна» 1503-1519 «Колесо велосипеда» 1913  «L. H. O. O. Q». Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.

АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.

ВОЗРОЖДЕНИЕ Леонардо да Винчи

ДАДАИЗМ Марсель Дюшан

«Святая Анна» 1503-1519

«Колесо велосипеда» 1913

«L. H. O. O. Q».

Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ»

СТРАНИЦА ТЕОРИИ Понятие комплексной экспертизы. УФЛ.

СТРАНИЦА ТЕОРИИ

Понятие комплексной экспертизы. УФЛ.

Комплексная экспертиза Искусствоведческая экспертиза – это комплексное исследование, в котором участвуют профессионалы в сфере культурологии, искусствоведения, истории и узких областей, знания в которых нужны для анализа. Для ответов на вопрос о подлинности и авторстве эксперт-искусствовед прибегает не только к своей эрудиции и опыту, но и технологическим методам, например, рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее.

Комплексная экспертиза

  • Искусствоведческая экспертиза – это комплексное исследование, в котором участвуют профессионалы в сфере культурологии, искусствоведения, истории и узких областей, знания в которых нужны для анализа. Для ответов на вопрос о подлинности и авторстве эксперт-искусствовед прибегает не только к своей эрудиции и опыту, но и технологическим методам, например, рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее.
ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Оптико-физическими методами исследования называются исследования в оптическом диапазоне излучения, то есть в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Используя их, можно получить дополнительную объективную информацию о художественном произведении и состоянии его сохранности. Исследование может быть проведено визуально, а в случае выявления полезной информации результаты могут быть зафиксированы фотографически.

ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

  • Оптико-физическими методами исследования называются исследования в оптическом диапазоне излучения, то есть в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Используя их, можно получить дополнительную объективную информацию о художественном произведении и состоянии его сохранности.
  • Исследование может быть проведено визуально, а в случае выявления полезной информации результаты могут быть зафиксированы фотографически.
ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.       2. УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЕ ЛУЧИ ИНФРАКРАСНЫЕ ЛУЧИ

ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • 1. 2.

УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЕ

ЛУЧИ

ИНФРАКРАСНЫЕ ЛУЧИ

Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения Исследование живописи в ультрафиолетовом излучении

Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения

Исследование живописи в ультрафиолетовом излучении

УФЛ. Описание Исследование с использованием ультрафиолетовых лучей в техническом отношении достаточно простое и доступное средство научного анализа произведений искусства.  В практике изучения живописи их применение сводится к визуальному наблюдению или фотографированию вызываемой ими видимой люминесценции, то есть свечения вещества в темноте под действием фильтрованных ультрафиолетовых лучей. Построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием ультрафиолетового излучения.

УФЛ. Описание

  • Исследование с использованием ультрафиолетовых лучей в техническом отношении достаточно простое и доступное средство научного анализа произведений искусства.
  • В практике изучения живописи их применение сводится к визуальному наблюдению или фотографированию вызываемой ими видимой люминесценции, то есть свечения вещества в темноте под действием фильтрованных ультрафиолетовых лучей.
  • Построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием ультрафиолетового излучения.
Флуоресценция и фосфоресценция   Для живописи Свечение после окончания действия источника возбуждения Свечение от источника возбуждения ФЛУОРЕСЦЕНЦИЯ ФОСФОРЕСЦЕНЦИЯ

Флуоресценция и фосфоресценция

  • Для живописи

Свечение после окончания

действия источника возбуждения

Свечение от источника

возбуждения

ФЛУОРЕСЦЕНЦИЯ

ФОСФОРЕСЦЕНЦИЯ

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 – 1822) «Портрет Н.С. Борщевой» 1776 Холст, масло. 196,5 х 134,5 см. https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_4991/index.php Всего написано 7 портретов Наталья Семеновна Борщова – одна из «смолянок», над портретами которых работал Левицкий в 1770-е гг.

Левицкий Дмитрий Григорьевич

(1735 – 1822)

«Портрет Н.С. Борщевой»

1776

Холст, масло. 196,5 х 134,5 см.

https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_4991/index.php

Всего написано 7 портретов

Наталья Семеновна Борщова – одна из «смолянок», над портретами которых работал Левицкий в 1770-е гг.

Следующим по важности является исследование лицевой поверхности в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения. УФ-лучи позволяют увидеть либо интегральное свечение лаковых (защитных) слоев, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает также информацию о состоянии сохранности произведения (утраты красочного слоя и грунта) и глубину залегания записей относительно лаковых (защитных) слоев. Результаты исследований в УФ- диапазоне излучения могут быть перепроверены данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава микропроб. Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются - яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих о предыдущих реставрационных вмешательствах, загрязнении или о неравномерности или полном отсутствии лаковой (защитной) пленки.

Следующим по важности является исследование лицевой поверхности в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения. УФ-лучи позволяют увидеть либо интегральное свечение лаковых (защитных) слоев, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает также информацию о состоянии сохранности произведения (утраты красочного слоя и грунта) и глубину залегания записей относительно лаковых (защитных) слоев.

Результаты исследований в УФ- диапазоне излучения могут быть перепроверены данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава микропроб. Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются - яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих о предыдущих реставрационных вмешательствах, загрязнении или о неравномерности или полном отсутствии лаковой (защитной) пленки.

Фотографии фрагмента картины Д. Левицкого

Фотографии фрагмента картины Д. Левицкого "Портрет Н.С. Борщовой", сделанные при обычном освещении (слева) и в УФ-лучах (справа). Снимок в УФ-излучении показывает толщину пожелтевшего лака и многочисленные поздние записи, лежащие на лаке (светятся темными пятнами).

Реставрационный отдел

ГРМ

http://restoration.rusmuseum.ru/examinat1.htm

Действие ультрафиолета Под действием ультрафиолетовых лучей вещества органического и неорганического происхождения, в том числе некоторые пигменты, лаки и другие компоненты, входящие в состав произведения живописи, светятся в темноте. Реставрационные тонировки резко выделяются на фоне участков подлинной живописи.

Действие ультрафиолета

  • Под действием ультрафиолетовых лучей вещества органического и неорганического происхождения, в том числе некоторые пигменты, лаки и другие компоненты, входящие в состав произведения живописи, светятся в темноте.
  • Реставрационные тонировки резко выделяются на фоне участков подлинной живописи.
Технология Если фотографируют целиком произведение или крупный фрагмент, его необходимо осветить двумя источниками света, расположенными на небольшом расстоянии от него (около 1 м) по обеим сторонам от фотоаппарата.  Осветители должны быть установлены таким образом, чтобы весь световой поток был направлен на фотографируемый объект и не попадал в объектив. https://petrolaser.ru/literature/art-investigation-and-uv-light/

Технология

  • Если фотографируют целиком произведение или крупный фрагмент, его необходимо осветить двумя источниками света, расположенными на небольшом расстоянии от него (около 1 м) по обеим сторонам от фотоаппарата.
  • Осветители должны быть установлены таким образом, чтобы весь световой поток был направлен на фотографируемый объект и не попадал в объектив.

https://petrolaser.ru/literature/art-investigation-and-uv-light/

Суть ультрафиолетового метода Исследование живописного слоя в видимом спектре ультрафиолетовых лучей определяет степень старения лакового покрытия Свежий лак в ультрафиолете выглядит темным и тусклым, также более темными пятнами проступают отреставрированные участки. Таким образом, то, что невозможно определить невооруженным глазом, поскольку после реставрации участки авторской живописи визуально выявить невозможно, отчетливо можно увидеть при осмотре, и возможной последующей фотофиксации, в излучении ультрафиолетового спектра.

Суть ультрафиолетового метода

  • Исследование живописного слоя в видимом спектре ультрафиолетовых лучей определяет степень старения лакового покрытия
  • Свежий лак в ультрафиолете выглядит темным и тусклым, также более темными пятнами проступают отреставрированные участки.
  • Таким образом, то, что невозможно определить невооруженным глазом, поскольку после реставрации участки авторской живописи визуально выявить невозможно, отчетливо можно увидеть при осмотре, и возможной последующей фотофиксации, в излучении ультрафиолетового спектра.
Преимущество УФЛ Полностью щадящий метод исследования живописного слоя. Не вредит сохранности, не требует отбора проб. Воспринимается непосредственно глазом. Без дополнительных расшифровок, приборов. Условия: осуществляется в темном помещении, без источников стороннего света .

Преимущество УФЛ

  • Полностью щадящий метод исследования живописного слоя.
  • Не вредит сохранности, не требует отбора проб.
  • Воспринимается непосредственно глазом.
  • Без дополнительных расшифровок, приборов.
  • Условия: осуществляется в темном помещении, без источников стороннего света .
Источник освещения УФЛ В качестве источников ультрафиолетового излучения используют ртутно-кварцевые и люминесцентные лампы, так как они обладают большей мощностью. Для выделения ближнего ультрафиолета используются светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6. Фильтры УФС-4 обладают наибольшей термостойкостью.

Источник освещения УФЛ

  • В качестве источников ультрафиолетового излучения используют ртутно-кварцевые и люминесцентные лампы, так как они обладают большей мощностью.
  • Для выделения ближнего ультрафиолета используются светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6.
  • Фильтры УФС-4 обладают наибольшей термостойкостью.

Этапы исследования в лучах УФ-спектра

  • 1. Установить на мольберте исследуемое произведение.
  • 2. Установить два источника ультрафиолетового излучения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности.
  • 3. Включить источники излучения в электрическую сеть и нажать кнопку стартера. При необходимости нажимать многократно до включения лампы. Далее лампа 5 минут входит в режим.
  • 4. Затемнить помещение.
  • 5. Наблюдать видимую люминесценцию и регистрировать результаты наблюдения.
  • 6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая ультрафиолета, периодически включать подсветку (любая лампа накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривать один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете.
  • 8. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.
  • 9. Сопоставить результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения .

http://nesusvet.narod.ru/ico/books/restoration/restoration2.htm

Фотоснимки в ультрафиолете   Белила -белые краски, жидкие или порошкообразные, различные по пигменту, составу и наполнителям, с древних времён имеющие самый широкий спектр применени http://nesusvet.narod.ru/ico/books/restoration/restoration2.htm СВЕЧЕНИЕ БЕЛИЛ СВЕЧЕНИЕ ЛАКА УГАСШАЯ НАДПИСЬ

Фотоснимки в ультрафиолете

Белила -белые краски, жидкие или порошкообразные, различные по пигменту, составу и наполнителям, с древних времён имеющие самый широкий спектр применени

http://nesusvet.narod.ru/ico/books/restoration/restoration2.htm

СВЕЧЕНИЕ БЕЛИЛ

СВЕЧЕНИЕ ЛАКА

УГАСШАЯ НАДПИСЬ

Александр Бенуа (1870-1960).Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната арапа. Карандаш, тушь, гуашь, повышенная золотом, на бумаге. 24 х 32,5 см СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Александр Бенуа (1870-1960).Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната арапа. Карандаш, тушь, гуашь, повышенная золотом, на бумаге. 24 х 32,5 см

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!