Атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть.
ЗАНЯТИЕ 4 Атрибутируйте изображение. Дайте его краткое описание.
АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.
БАРОККО Диего Веласкес
ЭКСПРЕССИОНИЗМ Френсис Бэкон
«Портрет папы Иннокентия Х»
«Портрет папы Иннокентия X». 1953
АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.
БАРОККО Диего Веласкес
ЭКСПРЕССИОНИЗМ Френсис Бэкон
«Менины» 1656
«Три наброска к портрету Л. Фрейда». 1969
АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Леонардо да Винчи
ДАДАИЗМ Марсель Дюшан
«Мона Лиза» 1503-1519
«Мона Лиза с усами» 1919
«L. H. O. O. Q».
Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.
АТРИБУЦИОННЫЕ ПАРЫ. Иконография и стиль.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Леонардо да Винчи
ДАДАИЗМ Марсель Дюшан
«Святая Анна» 1503-1519
«Колесо велосипеда» 1913
«L. H. O. O. Q».
Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.
РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ»
СТРАНИЦА ТЕОРИИ
Понятие комплексной экспертизы. УФЛ.
Комплексная экспертиза
- Искусствоведческая экспертиза – это комплексное исследование, в котором участвуют профессионалы в сфере культурологии, искусствоведения, истории и узких областей, знания в которых нужны для анализа. Для ответов на вопрос о подлинности и авторстве эксперт-искусствовед прибегает не только к своей эрудиции и опыту, но и технологическим методам, например, рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее.
ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
- Оптико-физическими методами исследования называются исследования в оптическом диапазоне излучения, то есть в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Используя их, можно получить дополнительную объективную информацию о художественном произведении и состоянии его сохранности.
- Исследование может быть проведено визуально, а в случае выявления полезной информации результаты могут быть зафиксированы фотографически.
ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЕ
ЛУЧИ
ИНФРАКРАСНЫЕ ЛУЧИ
Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения
Исследование живописи в ультрафиолетовом излучении
УФЛ. Описание
- Исследование с использованием ультрафиолетовых лучей в техническом отношении достаточно простое и доступное средство научного анализа произведений искусства.
- В практике изучения живописи их применение сводится к визуальному наблюдению или фотографированию вызываемой ими видимой люминесценции, то есть свечения вещества в темноте под действием фильтрованных ультрафиолетовых лучей.
- Построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием ультрафиолетового излучения.
Флуоресценция и фосфоресценция
Свечение после окончания
действия источника возбуждения
Свечение от источника
возбуждения
ФЛУОРЕСЦЕНЦИЯ
ФОСФОРЕСЦЕНЦИЯ
Левицкий Дмитрий Григорьевич
(1735 – 1822)
«Портрет Н.С. Борщевой»
1776
Холст, масло. 196,5 х 134,5 см.
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_4991/index.php
Всего написано 7 портретов
Наталья Семеновна Борщова – одна из «смолянок», над портретами которых работал Левицкий в 1770-е гг.
Следующим по важности является исследование лицевой поверхности в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения. УФ-лучи позволяют увидеть либо интегральное свечение лаковых (защитных) слоев, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает также информацию о состоянии сохранности произведения (утраты красочного слоя и грунта) и глубину залегания записей относительно лаковых (защитных) слоев.
Результаты исследований в УФ- диапазоне излучения могут быть перепроверены данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава микропроб. Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются - яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих о предыдущих реставрационных вмешательствах, загрязнении или о неравномерности или полном отсутствии лаковой (защитной) пленки.
Фотографии фрагмента картины Д. Левицкого "Портрет Н.С. Борщовой", сделанные при обычном освещении (слева) и в УФ-лучах (справа). Снимок в УФ-излучении показывает толщину пожелтевшего лака и многочисленные поздние записи, лежащие на лаке (светятся темными пятнами).
Реставрационный отдел
ГРМ
http://restoration.rusmuseum.ru/examinat1.htm
Действие ультрафиолета
- Под действием ультрафиолетовых лучей вещества органического и неорганического происхождения, в том числе некоторые пигменты, лаки и другие компоненты, входящие в состав произведения живописи, светятся в темноте.
- Реставрационные тонировки резко выделяются на фоне участков подлинной живописи.
Технология
- Если фотографируют целиком произведение или крупный фрагмент, его необходимо осветить двумя источниками света, расположенными на небольшом расстоянии от него (около 1 м) по обеим сторонам от фотоаппарата.
- Осветители должны быть установлены таким образом, чтобы весь световой поток был направлен на фотографируемый объект и не попадал в объектив.
https://petrolaser.ru/literature/art-investigation-and-uv-light/
Суть ультрафиолетового метода
- Исследование живописного слоя в видимом спектре ультрафиолетовых лучей определяет степень старения лакового покрытия
- Свежий лак в ультрафиолете выглядит темным и тусклым, также более темными пятнами проступают отреставрированные участки.
- Таким образом, то, что невозможно определить невооруженным глазом, поскольку после реставрации участки авторской живописи визуально выявить невозможно, отчетливо можно увидеть при осмотре, и возможной последующей фотофиксации, в излучении ультрафиолетового спектра.
Преимущество УФЛ
- Полностью щадящий метод исследования живописного слоя.
- Не вредит сохранности, не требует отбора проб.
- Воспринимается непосредственно глазом.
- Без дополнительных расшифровок, приборов.
- Условия: осуществляется в темном помещении, без источников стороннего света .
Источник освещения УФЛ
- В качестве источников ультрафиолетового излучения используют ртутно-кварцевые и люминесцентные лампы, так как они обладают большей мощностью.
- Для выделения ближнего ультрафиолета используются светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6.
- Фильтры УФС-4 обладают наибольшей термостойкостью.
Этапы исследования в лучах УФ-спектра
- 1. Установить на мольберте исследуемое произведение.
- 2. Установить два источника ультрафиолетового излучения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности.
- 3. Включить источники излучения в электрическую сеть и нажать кнопку стартера. При необходимости нажимать многократно до включения лампы. Далее лампа 5 минут входит в режим.
- 4. Затемнить помещение.
- 5. Наблюдать видимую люминесценцию и регистрировать результаты наблюдения.
- 6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая ультрафиолета, периодически включать подсветку (любая лампа накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривать один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете.
- 8. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.
- 9. Сопоставить результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения .
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/restoration/restoration2.htm
Фотоснимки в ультрафиолете
Белила -белые краски, жидкие или порошкообразные, различные по пигменту, составу и наполнителям, с древних времён имеющие самый широкий спектр применени
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/restoration/restoration2.htm
СВЕЧЕНИЕ БЕЛИЛ
СВЕЧЕНИЕ ЛАКА
УГАСШАЯ НАДПИСЬ
Александр Бенуа (1870-1960).Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната арапа. Карандаш, тушь, гуашь, повышенная золотом, на бумаге. 24 х 32,5 см
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ