Ляпина Марина Валерьевна МАОУ СШ № 1 учитель начальных классов
«…ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души».
2016 год
Тема презентации:
«Проектная деятельность
в начальной школе в рамках ФГОС»
Условия формирования педагогического опыта
Научно-исследовательские :
1.Овладение содержанием ФГОС НОО.
2.Изучение работ ведущих отечественных психологов и педагогов: В.В.Давыдов, Дж. Дьюи, Д.Б.Эльконин по вопросу эффективности использования того или иного развивающего активного метода.
3. Разработка учебных материалов для организации обучения.
Методические:
1. Разработка системы уроков и внеурочной деятельности с использованием проектной деятельности. 2. Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми.
3. Привлечение родителей для реализации плана.
Организационно-педагогические условия:
- Публикации на сайте http://multiurok.ru /
- Обмен опытом с коллегами на ШМО 2014г «Использование метода проектов на уроках в начальной школе» 2015 г «Применение метода проектов в начальной школе»
3. Курсовая подготовка:
«Новые подходы к педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС начального образования»108 ч., 18.06.2014, ГБОУ ДПО МРИО
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план [ФГОС НОО Базисный учебный план ] – внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать . Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается "участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий".
Теоретическое обоснование личного вклада педагога
в развитие образования
Самообразование:
Метод проектов:
Процессом активизации учебного процесса учащихся занимались: Шамова Т.И., Щукина Г.И., Кралевич И.Н. все они склоняются к одному, что самостоятельность является высшим уровнем активности.
Основоположники метода проектов: Дж. Дьюи,
- ввел понятие «проектное обучение»,
У.Х. Килпатрик - разработал метод проектов.
Последователи и сторонники метода проектов: Шацкий С. Т., В. Н. Шульгин, М. В. Купенина.
Требования ФГОС – формирование у учащихся ключевых компетенций.
Стандарт образования - формирование основных метапредметных
результатов -
проектных
компетенций
Активизация познавательной деятельности - необходимое условие достижения нового качества образования.
Выготский Л.С . считал необходимым вовлечение ребенка в практическую деятельность, его активное участие в обучении, преобладание воспитания (формирования навыков мышления, запоминания, внимательности, ценностных предпочтений) над образованием (усвоением суммы знаний путем заучивания).
данные педагоги предлагают «строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотнося её с его личным интересом именно в этом знании»
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель : ознакомление с содержанием проектной технологии обучения и внедрение метода проектов в процесс обучения.
Задачи:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
- учить представлять свой творческий проект, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих замыслов;
- учить применять свои знания в новых условиях;
- воспитывать у детей интерес к взаимодействию при совместной работе;
- учить ориентироваться в мире информации.
Главный конечный результат: Повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея
Внедрить проектный метод в урочную и внеурочную деятельность для продуктивного обучения.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Технология реализации
1 . Поэтапное обучение проектным умениям на основе программного материала.
2. Использование методов проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения для развития мыслительных способностей учащихся.
3 . Организация проектной деятельности с обучающимися в форме групповой , индивидуальной и самостоятельной работы .
4. Мониторинг достижений обучения.
Проектная деятельность осуществляется поэтапно:
Учитель Учащиеся
1-ый этап – погружение в проект.
Формулирует: Осуществляют:
2-ой этап – организация деятельности.
1)проблему проекта; 1)личностное присвоение проекта;
2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию;
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение цели и
4)организовать группы; 4)разбивку на группы;
задач.
5)распределить амплуа в группах; 5)распределение ролей в группе;
6) спланировать деятельность по 6)планирование работы;
решению задач проекта; 7)выбор формы и способа
7)возможные формы презентации презентации предполагаемых
Результатов. результатов.
Учитель Учащиеся
3-ий этап – осуществление деятельности.
Не участвует, но: Работают самостоятельно:
8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своим
4-ый этап – презентация работ
9)ненавязчиво контролирует; амплуа и сообща;
Принимает отчёт: Демонстрируют:
10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости; 10) «добывают» необходимые
12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и
11)репетирует с учениками знания;
полученные результаты; задач;
презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию
13) подводит итоги; 13)умение планировать и
14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу;
слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения
мнение, толерантность. проблемы;
15) акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку деятельности и её результативности.
воспитательном моменте.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Окружающий мир «Красная книга»
Русский язык «Омонимы»
«В лесу родилась ёлочка» (презентация) «Спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»
Технология «Воздушный змей»
« Слово лечит, слово ранит» «Дети войны»
ОРКСЭ «Добро и зло»
«Необычные вещи из обычных вещей» (презентация)
ОРКСЭ «Род и семья»
Внеклассная деятельность: Представление проектов на школьной и районной научной конференции учащихся
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Результаты выполненных проектов:
Поделки;
Рисунки;
Памятки;
Брошюры;
Синквейн ;
Кроссворды;
Танцы;
Визитки проектов.
Ответы «да»
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
- Размещение учебно-методических ресурсов на сетевых Интернет-проектах
- Выступление на школьном методическом объединении
- Участие в районной конференции для младших школьников «Планета открытий – 2014», 3 место; «Планета открытий – 2016», 1 место.
Опыт работы может быть использован учителями любого общеобразовательного учреждения на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности.
Литература
- Джон Дьюи и Эвелина Дьюи Школы будущего — журнал: «Народное образование» № 8 2000 г.
- Шамова Татьяна Ивановна «Проблемность — стимул познавательной активности» // Народное образование. — 1966. — № 4. — С. 32-37.
- Щукина Галина Ивановна « Роль деятельности в учебном процессе». (Книга для учителя). – М.: Просвещение, 1986.»
- Кралевич И.Н. «Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.» / Мн. – 1989
- Ресурсы интернета