СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская дидактическая настольно-печатная игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки» для детей дошкольного возраста (кроссенс – технология)

 

Просмотр содержимого документа
«Авторская дидактическая настольно-печатная игра»

Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки» для детей дошкольного возраста (кроссенс – технология)


Развитие логического, творческого мышления и познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ.

Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:

- умение выделять существенные признаки из второстепенных,

- умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,

- устанавливать причинно-следственные связи,

- развивать нестандартность, креативность мышления.

Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.

Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Технологии развивающего обучения, такие как технология «Развитие критического мышления», технологии «Интеллект-карт» и ТРИЗ, приёмы «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы» способствуют на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления дошкольников. Метод развивающей технологии «Кроссенс». «Кроссенс» эффективно способствует формированию этих умений именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно.

Что же такое кроссенс? КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. 

Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.

Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.

Название ассоциативной игры: «Цветные передвижки».

Данная игра может использоваться как развивающее и закрепляющее пособие на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, познанию, формированию математических представлений;

на музыкальных, физкультурных занятиях, включая и изобразительную деятельность;

актуальна игра и в процессе самостоятельной и совместной деятельности с детьми; участниками игры могут быть родители и педагоги.

Цель: развитие критического мышления детей посредством кроссенс-технологии.

Задачи:

активизировать мозговую деятельность;

повысить уровень воображения и творческого мышления;

развивать умение детей выстраивать связь между картинками;

формировать познавательный интерес к разгадыванию и созданию ассоциативных головоломок;

развивать умение при необходимости пользоваться своими знаниями;

воспитывать чувство коллективизма и любознательность.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.

Широкий спектр тематических картинок позволяет использовать данную игру детям с младшего дошкольного возраста и старше.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Правила игры:

Подготовка к игре. Перед началом игры рекомендуется выполнить дыхательное упражнение и любую пальчиковую игру, на активизацию мозговой деятельности участников.

Педагог знакомит детей с содержанием настольно-печатной игры и правилами. Ведущий предлагает поиграть в современную ассоциативную игру «Цветные передвижки», направленную на развитие критического мышления и мыслительных действий любым из вариантов.

Предполагается несколько вариантов игры: создание и разгадывание кроссенсов различной тематики (индивидуально, в парах, коллективно).

Первый вариант игры.

Педагог показывает детям готовый кроссенс и объясняет последовательность его разгадывания: «Ребята, рассмотрите все картинки на игровом поле. Они тесно связаны между собой. В центре картинка с вопросом, который задают вам герои. Подумайте. Каким образом взаимосвязаны картинки?»

Дети высказывают предположения, обсуждают мнения и находят правильный ответ. Педагог показывает кроссенс с ответом, проводит рефлексию.

Второй вариант игры.

Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов: выбор темы, подбор картинок, размещение их на игровом поле. Активизация детей (согласно возрастным целям и задачам) на создание головоломки и разгадывание ее сверстниками.

Ребенок, работая индивидуально или в паре, рассматривает все картинки, выбирает картинки определенной тематики, придумывает ключевое слово и раскладывает картинки на игровом поле вокруг знака вопроса (в центральном квадрате игрового поля). Дети разгадывают готовый кроссенс.

Рефлексия.

Оборудование:

Набор разноцветного картона (А 4), каждый лист которого разделен на девять одинаковых по размеру прямоугольников, по три в каждом ряду;

картинка вопрос;

8 картинок связанных единой темой.


Ожидаемые результаты: у дошкольников повышается любознательность и интерес к творческой деятельности, интенсивно развиваются все психические процессы, креативность и инициативность, формируется навык применения своих знаний на практике, развивается желание анализировать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи.



Советы по изготовлению кроссенса

Для начала составляется поле из 9 клеток

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:

1. Определяем тему

2. Выделяем 9 элементов (картинок)

3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность

4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате

5. Подобрать изображения

Читать кроссенс можно одним из следующих способов: 

1 способ: сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

(Тематика ПУШКИН А. С.)


2 способ: начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе;

(тематика цифра 7)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №402 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки» для детей дошкольного возраста (кроссенс – технология)

(методические рекомендации)







Подготовила

воспитатель

Т.В.СТЁПИНА

18.01.2023





г.Донецк-2023



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!