Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки» для детей дошкольного возраста (кроссенс – технология)
Развитие логического, творческого мышления и познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ.
Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
- умение выделять существенные признаки из второстепенных,
- умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать нестандартность, креативность мышления.
Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.
Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Технологии развивающего обучения, такие как технология «Развитие критического мышления», технологии «Интеллект-карт» и ТРИЗ, приёмы «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы» способствуют на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления дошкольников. Метод развивающей технологии «Кроссенс». «Кроссенс» эффективно способствует формированию этих умений именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно.
Что же такое кроссенс? КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все.
Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
Название ассоциативной игры: «Цветные передвижки».
Данная игра может использоваться как развивающее и закрепляющее пособие на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, познанию, формированию математических представлений;
на музыкальных, физкультурных занятиях, включая и изобразительную деятельность;
актуальна игра и в процессе самостоятельной и совместной деятельности с детьми; участниками игры могут быть родители и педагоги.
Цель: развитие критического мышления детей посредством кроссенс-технологии.
Задачи:
активизировать мозговую деятельность;
повысить уровень воображения и творческого мышления;
развивать умение детей выстраивать связь между картинками;
формировать познавательный интерес к разгадыванию и созданию ассоциативных головоломок;
развивать умение при необходимости пользоваться своими знаниями;
воспитывать чувство коллективизма и любознательность.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.
Широкий спектр тематических картинок позволяет использовать данную игру детям с младшего дошкольного возраста и старше.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Правила игры:
Подготовка к игре. Перед началом игры рекомендуется выполнить дыхательное упражнение и любую пальчиковую игру, на активизацию мозговой деятельности участников.
Педагог знакомит детей с содержанием настольно-печатной игры и правилами. Ведущий предлагает поиграть в современную ассоциативную игру «Цветные передвижки», направленную на развитие критического мышления и мыслительных действий любым из вариантов.
Предполагается несколько вариантов игры: создание и разгадывание кроссенсов различной тематики (индивидуально, в парах, коллективно).
Первый вариант игры.
Педагог показывает детям готовый кроссенс и объясняет последовательность его разгадывания: «Ребята, рассмотрите все картинки на игровом поле. Они тесно связаны между собой. В центре картинка с вопросом, который задают вам герои. Подумайте. Каким образом взаимосвязаны картинки?»
Дети высказывают предположения, обсуждают мнения и находят правильный ответ. Педагог показывает кроссенс с ответом, проводит рефлексию.
Второй вариант игры.
Педагог знакомит детей с алгоритмом составления кроссенсов: выбор темы, подбор картинок, размещение их на игровом поле. Активизация детей (согласно возрастным целям и задачам) на создание головоломки и разгадывание ее сверстниками.
Ребенок, работая индивидуально или в паре, рассматривает все картинки, выбирает картинки определенной тематики, придумывает ключевое слово и раскладывает картинки на игровом поле вокруг знака вопроса (в центральном квадрате игрового поля). Дети разгадывают готовый кроссенс.
Рефлексия.
Оборудование:
Набор разноцветного картона (А 4), каждый лист которого разделен на девять одинаковых по размеру прямоугольников, по три в каждом ряду;
картинка вопрос;
8 картинок связанных единой темой.
Ожидаемые результаты: у дошкольников повышается любознательность и интерес к творческой деятельности, интенсивно развиваются все психические процессы, креативность и инициативность, формируется навык применения своих знаний на практике, развивается желание анализировать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи.
Советы по изготовлению кроссенса
Для начала составляется поле из 9 клеток
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:
1. Определяем тему
2. Выделяем 9 элементов (картинок)
3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность
4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5. Подобрать изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
1 способ: сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;
(Тематика ПУШКИН А. С.)
2 способ: начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе;
(тематика цифра 7)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №402 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
Авторская дидактическая настольно-печатная игра «Цветные передвижки» для детей дошкольного возраста (кроссенс – технология)
(методические рекомендации)
Подготовила
воспитатель
Т.В.СТЁПИНА
18.01.2023
г.Донецк-2023