СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Люби и знай Самарский край!"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная авторсая программа расчитана на учеников 5-6 классов. использовать ее можно на уроках  дополнительного образования. Программа широко и полно охватывает многие вопросы экологии и краеведения Самарской области.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Люби и знай Самарский край!"»

ГБОУ СОШ с. Ташелка



Рабочая программа

по курсу дополнительного образования

«Люби и знай Самарский край»







для обучающихся 5 класса

(11-12 ЛЕТ)





Кол-во часов: всего 34 ч, в неделю – 1 ч









Учитель биологии : Мишушина Ирина Геннадьевна

2016г.

В виду отсутствия Министерских программ по изучению Самарской области данная программа является авторской и призвана изложить содержание нового для пятиклассников предмета дополнительного образования – «Люби и знай Самарский край» в системе основного общего образования.

   Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.


Пояснительная записка

В современной системе образования в последнее время возрастает роль изучения природы родного края в учебной и внеурочной деятельности. Положительная тенденция такого роста связана с введением, в соответствии с законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. В учебные предметы, входящими в учебный план ознакомление с природой родного края вводится фрагментарно. Учащиеся получают знания о родном крае со слов учителя, учебников, средств массовой информации.

У каждого человека есть любимый маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких родных уголков и состоит наша большая Родина. Будущее маленькой и большой Родины за новыми поколениями. Любить своих близких, свои родные места, учить бережному отношению ко всему, что окружает их и гордиться своим селом, людьми, живущими рядом с ними- задача этого курса.

Программа разработана в целях воспитания патриотизма, любви и уважении к родному краю, желанию изучать его, активно участвовать в решении проблем и вопросов своего села. Формировать у детей систему знаний о своем крае, начиная с самых основ. Воспитывать гордость за свой край, уважительное отношение к флоре и фауне села Ташелка Ставропольского района, Самарской области.


Объект изучения: Флора и фауна Самарской области.









Цель программы - создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с природой родного края.

Главной целью изучения своего края в основной школе является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, село (его положение, подземные сокровища, удивительные места края, растения и животные разных биогеоценозов, охраняемые виды наших мест, памятники природы) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи курса:

освоение знаний о положении, подземных сокровищах, удивительных местах края, почвах, растениях и животных разных биогеоценозов, охраняемых видах наших мест, памятниках природы Самарской губернии во всех их разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями работать с различными источниками информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневной жизни; ориентироваться на местности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание уважения к Малой родине, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 5 классе; обеспечение преемственности обучения;

научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;


доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, фильмов, дополнительной научной и справочной литературы, экскурсий;

проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, учащийся обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, формируется умение доказать и логически мыслить;

прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости

Методические приемы


Основными методическими приемами являются:

  • Использование методов технологии РКМЧЧИП.

  • Исследовательская деятельность.

  • Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов рисунков, викторин, интеллектуальных игр).

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.

  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ).









СОДЕРЖАНИЕ .

Пояснительная записка стр.2

Цель и задачи курса стр.3

Принципы и приемы реализации программы стр. 3

Структура программы стр. 5

Результаты и диагностика стр. 6

Содержание курса стр. 7

Тематическое планирование курса стр. 9

Планируемые результаты обучения по курсу стр.

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу стр.11







Структура программы

Тип программы: программа общего образования.

Статус программы: рабочая программа дополнительного образования.

Назначение программы:

- для обучающихся (слушателей) программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников ГБОУ СОШ с.Ташелка программа определяет приоритеты в содержании дополнительного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации ГБОУ СОШ с. Ташелка программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 часа в неделю.

Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения «Люби и знай Самарский край» ученики

5 класса должны

Знать/понимать:

  • географическое положение, границы, протяженность Самарской губернии;

  • особенности поверхности рельефа, реки, притоки, водохранилища, озера Самарской губернии;

  • главные богатства подземных кладов, их размещение по территории губернии; почвенный покров, как ценнейший природный ресурс;

  • растения и животных хвойных, лиственных лесов, лесостепей и степей, лугов, пресных водоемов, полей, садов;

  • охрану природы, охраняемые виды, виды хозяйственной деятельности населения Самарской губернии.

Уметь:

  • находить и показывать на карте Самарской губернии полезные ископаемые, реки, притоки, озера;

  • осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

  • объяснять значение понятий;

  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении биогеоценозов района, поселения;

  • показывать на карте и описывать географическое положение Самарской области как административно-территориальной единицы;

  • определять представленные виды растений и животных;

  • распределять растения и животных по биогеоценозам;



Применение знаний и умений:

  • применять знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания в общении с людьми в школе и вне школьной жизни;

  • способствовать сохранению окружающей природы (участвовать в субботниках, акциях, и других мероприятиях по очистке и охране);

  • выступать перед учениками своей школы, родителями, с целью привлечения к соблюдению чистоты, заботы о растениях и животных);

  • выпускать информационные газеты, листовки, буклеты, фотовыставки приодоохраняемой тематики;

  • посильно участвовать в решении проблем охраны природы местного сообщества.

  • Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.

  • Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

  • Поисковая работа. Формирование и пополнение данных о обитателях нашего края.

  • Исследовательская деятельность.

  • Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.

  • Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.

  • Создание мультимедийных презентаций о своем селе, районе, области, с использованием ИКТ;

  • Освещение работы в местных СМИ.

Диагностика реализации программы:

  • наблюдения;

  • анкетирование;

  • собеседование с учащимися.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛЮБИ И ЗНАЙ САМАРСКИЙ КРАЙ»

Раздел №1. Карта Самарской губернии (2 час.).

В этом разделе учащиеся знакомятся с положением Самарской губернии на карте России. Ребята знакомятся с ее протяженностью и границами. Происходит знакомство с течением реки Волги и ее притоками, крупными озерами. Учащиеся готовят сообщения об использовании внутренних вод, это способствует активизации интереса к материалу. Главные города и крупные поселки губернии.

Раздел №2.Почва, подземные сокровища Самарской губернии (3 час.)

Во втором разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями почвы и природных богатств Самарской области: рельефа, климата, внутренних водах. Происходит первое знакомство с Жигулёвскими горами, Жигулевским заповедником и национальным парком Самарская Лука. Ребята делятся своими впечатлениями о посещении этих мест, воспевают красоту и величие губернии.

Раздел №3. Чем удивительна губерния. ( 3 час)

В этом разделе ребята знакомятся с гербами городов губернии, памятниками природы: Жигулевскими горами, «Жигулевским заповедником», Самарской лукой, «Муромским городком», «Сергиевскими минеральными водами», «Кашпирским рудником» и другими. Ребята для своей работы привлекают родителей, что делает процесс более интересным и осознанным.

Раздел №4. Растения и животные биогеоценозов. (16 час.)

В четвертом разделе курса учащиеся узнают об особенностях растений и животных разных биогеоценозах. Параллельно здесь идет знакомство с памятниками природы губернии. Ученики знакомятся с правилами поведения в природе. Это способствует развитию ответственности у подрастающего поколения.

Раздел №5.Охрана природы. ( 2 часа.)

В пятом разделе учащиеся знакомятся с видами особо охраняемых территорий губернии, их местами расположения и отличительными особенностями.

Раздел №6 Времена года. (8 часа)

В шестом разделе учащиеся знакомятся с календарем природы в разное время года. Ребята узнают особенности хода осени, зимы, весны и лета губернии. А так же знакомятся с особенностями жизни животных и растений губернии в течении года.

В курсе «Люби и знай Самарский край» 5 класс предусмотрено

11 экскурсий.

Которые позволят в полной мере закрепить полученные знания на уроках дополнительного образования, зародить интерес к жизни региона, сформировать активную жизненную позицию учащихся, сформировать чувство гордости и патриотизма за свою Малую Родину.

В разделе №1. Карта Самарской области (2 часа.)



Предусмотрено 1 экскурсия: Экскурсия№1 по селу Ташелка .

В Разделе №2. Почва Самарской области (3 часа.)

Предусмотрено 1 экскурсия: Экскурсия№2 по различным биоценозам села.

В Разделе №4.Растения и животные Самарской области (16час.)

Предусмотрено 4 экскурсии: Экскурсия№3 вдоль берега реки Ташелка.

Экскурсия№ 4 в лес дубраву.

Экскурсия №5 в степную зону нашей местности.

Экскурсия №6 в сосновый лес.

В Разделе №5.Охрана природы (2часа.)

Предусмотрено 1 экскурсия: Экскурсия № 7 на озера Сусканского заказника.

В Разделе №6 Времена года (8час.)

Предусмотрено 4 экскурсии:

Экскурсия №8 «Осень пришла»

Экскурсия № 9 «Идет зима»

Экскурсия № 10 «Здравствуй, весна!»

Экскурсия № 11 «Лето наступило».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п/п

Тематика занятия

Количество часов

Теоретические

Практические

(экскурсии)

Физическая карта Самарской области.

1


2.

План расположения села Ташелка.


1

3.

Подземные сокровища губернии

1


4.

Определение видов почв в селе


1

5.

Химический анализ почв нашего села.

1


6

Времена года. Осень наступила.

1


7

Времена года. Осенний календарь природы. Экскурсия.


1

8.

Растения и животные степей.

1


10.

Растения и животные лиственных лесов.

1


12.

Растения и животные пресных водоемов.

1


14.

Растения и животные жилых районов села.

1


15

Времена года. Здравствуй, зима.

1


16.

Времена года. Зимний календарь природы.


1

17.

Лес в жизни природы и человека

1


18.

Растения и животные лугов.

1


19.

Растения и животные полей.

1


20.

Растения и животные садов.

1


21.

Вредители садов и огородов.

1


22

Друзья садов и огородов.



23

Конкурс рисунков: «Друзья и враги садов и огородов».


1

24

Способы уничтожения вредителей садов и огородов.

1


25

Охраняемые растения и животные губернии.



26

Времена года. Весна наступила

1


27

Времена года. Весенний календарь природы.


1

28

Охрана природы. Экскурсия.


1

29

Времена года. Лето наступило.

1


30

Времена года. Здравствуй, лето. Экскурсия.


1

31.

Растения и животные степей. Экскурсия


1


32.

Растения и животные лиственных лесов. Экскурсия


1

33.

Растения и животные пресных водоемов. Экскурсия.


1

34.

Растения и животные жилых районов села. Экскурсия.


1



Внешние результаты реализации программы:

• достижения ребят на районных, областных конкурсах и чтениях;

• устойчивый интерес к краеведению;

• увеличение направленности и разнообразия проектов;

Внутренний результат:

• положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности



Литература:


Литература:

1. Дмитриева Э.Я., Кабытов С.П. «Самарская область». Самара, Самарский информационный концерн. 1998.

2. Дмитриева Э.Я. С.П. Кабытов «Самарская область». Самара. 1996.

3. Воронин В.В., Гавриленкова В.А. География Самарской области. –Самара,2010.

4. Виноградов А.В. Экологическое краеведение. –Самара, 2006.

5. Виноградов А.В. «История Самарской области в организации Всероссийского Общества охраны природы. - Природа и общество: в поисках гармонии»- Самара, 1999:23-32

6. Новиков Ю.В. «Природа и человек» М. Просвещение 1991г.

7. Учайкина И.Р. Александрова Т.А. «География Куйбышевской области» Куйбышевское книжное издательство 1987г.

8. «Атлас Самарской области» г.Самара Росткартография 1995

9. Сборник «Памятники природы Куйбышевской области» Куйбышевское книжное издательство 1986г.

10. Сборник «Экология животных Поволжья и Приуралья» КГПИ Куйбышевская областная типография.

11. http://rrrcn.ru/kksam-redspecies

12. https://www.google.ru/search

13. http://eco63.ru/rastitelnyj-mir-v-samarskoj-oblasti

14. http://samluka.ru/1811/flora.html

15. http://samara-priroda.narod.ru/index/0-21

16. http://sarzoomir.com/zhivotnie-samarskoj-oblasti.html

17. https://sites.google.com/site/krasnaaknigasamarskojoblasti/cover-page/mlekopitausie



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!