СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа"Радуга голосов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Авторская программа  «Радуга голосов»  художественно-эстетической направленности составлена на основе методических разработок ведущих специалистов: Г.П. Стуловой, С.Риггза, Л.В. Романовой, В.В.Емельянова, А.Карягиной.  Взяты во внимание и введены в практику упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа"Радуга голосов"»

8


Филиал

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»

п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский

Самарской области «Центр внешкольной работы»









Авторская программа

творческого объединения эстрадного вокала

«Радуга голосов»






Срок реализации: 5 лет

Возраст обучающихся: 6 – 17 лет




Автор-составитель:

Парахневич Ирина Дмитриевна,

педагог дополнительного образования

высшей категории, филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» пгт. Рощинский м.р.Волжский

Самарской области «ЦВР»









пгт Рощинский, 2013

«… пение, есть божественное

и небесное занятие, укрепляющее

всё хорошее и благородное в человеке».

Платон Афинский (427 – 347 до н. э.)

Пояснительная записка

Авторская программа творческого объединения эстрадного вокала «Радуга голосов» художественно-эстетической направленности составлена на основе методических разработок ведущих специалистов: Г.П. Стуловой, С.Риггза, Л.В. Романовой, В.В.Емельянова, А.Карягиной.  Взяты во внимание и введены в практику упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой.

Программа создана для решения одной из важнейших проблем образования: воспитания и развития у подростков творческой инициативы, самостоятельности, способности к самореализации. Основной целью создания творческого объединения эстрадного вокала «Радуга голосов» является приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально – эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков.

Актуальность программы

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детских лет по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение детских и современных песен с музыкальным сопровождением.

В настоящее время на ребёнка обрушивается огромный поток разнообразной музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребёнка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребёнок лишается возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не ярко выражены. Программа «Радуга голосов» ориентирована на детей, имеющих различный уровень своих исполнительских возможностей.

Ценностью данной программы является её доступность широкой детско-юношеской аудитории, возможность каждому приобщиться к музыкальному искусству, к участию в общечеловеческом процессе создания и восприятия музыкальных ценностей в качестве либо автора произведения, ли­бо исполнителя, либо слушателя, зрителя, критика, либо в нескольких одновременно, независимо от степени одарённости.

Особенностью занятий в творческом объединении является тот факт, что дети, как правило, подбираются с неравными музыкальными способностями, очень часто с неразвитым слухом и чувст­вом ритма, поэтому педагогу приходится подходить к каждому ребёнку индивидуально. Тем не ме­нее, занятия помогают большинству ребят поверить в то, что они могут петь, а некоторые "безна­дёжные" однажды начинают брать одну, другую, третью ноты. А что может быть важнее для становления социально активной личности, чем вера в себя!

Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что она лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённого ребёнка или группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. Настоящая программа имеет блочный характер, отражая все компоненты образования (воспита­ние, обучение, развитие). То есть обязательным условием эффективности работы является целост­ность подхода, непрерывность, последовательность и преемственность в обучении, воспитании, развитии, социализации.

В программу курса «Вокальное мастерство» введены элементы актерского мастерства (продумывание предлагаемых обстоятельств, разработка сценического клипа песни).

Главной особенностью данной пятилетней программы является то, что она рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с детьми младшего, среднего и старшего возрастов. То есть, за большой промежуток времени отслеживается музыкальное развитие ребёнка от самых азов до определённого профессионального роста в подростковом возрасте.

Количественный состав групп: от 8 до 14 человек. Проводятся и индивидуальные занятия с одарёнными детьми и с детьми, имеющими определённые трудности в усвоении программы.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к эстрадному пению, помочь раскрытию творческого потенциала в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме.

Чем раньше дать детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со сверстниками и взрослыми. Содержание и формы программы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, возрастных и психологических особенностей.

В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей.

Задачи.

Образовательные:

1.Обучение выразительному пению;

2. Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);

3.Обучать терминологии связанной с вокально-хоровыми навыками;

4.Обучение музыкально-ритмическим движениям, танцевальным элементам.

Воспитательные:

1.Формирование устойчивого интереса к пению;

2.Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;

3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;

4.Воспитание воли и характера;

5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально- эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;

6. Развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма;

Развивающие:

1. Развитие слуха и голоса детей;

2. Формирование голосового аппарата;

3. Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

4. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;

5. Развитие двигательных качеств и умений;

6. Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;

7. Развитие обще-эстетического кругозора;


Программа рассчитана на детей от 6-ти до 17 лет. Срок реализации программы - 5 лет. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей деятельности детей и реализации своих творческих способностей.

Каждый учебный год решаются определённые задачи, способствующие достичь основной цели и конкретизирующих её задач.

Основные задачи первого года обучения:

  • формировать элементарную организацию ансамблевого звучания;

  • формировать выразительное исполнение (в пределах музыкальной подготовки и развития учащегося) изученных песен,

  • развивать музыкальный слух и певческий голос учащихся,

  • стимулировать познавательную и творческую деятельность ребят.

Основные задачи второго года обучения:

  • закреплять и совершенствовать ранее приобретённые умения и знания в области вокала;

  • расширять песенный репертуар и свободное ориентирование в песенных жанрах;

  • формировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;

  • развивать твор­ческое восприятие и эмоциональную отзывчивость на основе изученных песен, воспитывать элементарные навыки её осмысления.


То есть при работе с детьми 1 года обучения больше внимания уделяется развитию слуха, т.к. от этого зависит дальнейшее продвижение; а при работе с детьми 2 года обучения акцент следует сделать на накопление песенного материала и совершенствование исполнительского мастерства.



Основные задачи третьего года обучения:

  • формировать организацию ансамблевого звучания;

  • способствовать приобретению навыков правильной постановки корпуса при пении;

  • расширять песенный репертуар и свободное ориентирование в песенных жанрах,

  • формировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;

  • развивать твор­ческое восприятие и эмоциональную отзывчивость на основе изученных песен, воспитывать элементарные навыки её осмысления;


Основные задачи четвёртого года обучения:

  • формировать правильное дыхание и индивидуальное звучание;

  • формировать потребность посещения концертов, театральных представлений, художественных выставок, т.д.,

  • развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству;

  • формировать организацию ансамблевого звучания 2х- голосия;

  • работать с микрофоном на сценической площадке;


Основные задачи пятого года обучения:

  • организовывать выступления на мероприятиях различного уровня и характера (благотворительные, кон­курсные и др.).

  • развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству,

  • работать с микрофоном на сценической площадке;

  • формировать организацию ансамблевого звучания 2х-3-х голосия;

  • расширять песенный репертуар, изучать вокализы джазовых и блюзовых импровизаций;

  • формирование художественного вкуса и эстетического отношения к музыке;



Результаты освоения программы


Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.






Исходные позиции образовательной программы


  1. возраст обучающихся – 6-17 лет;

  2. количественный состав групп – не более 10- 15 человек;

  3. принцип набора в группы свободный (без дифференциации уровня развития музыкальных способностей), но необходимо развитое желание к занятиям эстрадным вокалом;

  4. нормативный срок реализации – 5лет;

  5. годовая и недельная нагрузка:


Год обучения, группа, возраст детей

Нагрузка (час.)

Особенности распределения нагрузки в течение недели

Годовая

Недель-ная

1 г. о.

младшая группа

6-7лет

144

4

2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)

2 г.о.

младшая группа

8-9 лет

144

4

2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)


3 г.о

средняя группа

10-12 лет

214

6

2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)

1 раз в нед. - 2 часа индивидуальное

4 г.о.

средняя группа

13-14 лет

214

6

2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)

1 раз в неделю - 2 часа индивидуальное

5 г.о.

средняя группа

15-17 лет

214

6

2 раза в неделю по 2 часа каждое (групповые)

1 раз в неделю - 2 часа индивидуальное


  1. учебный час равен 45 минутам.

  2. основной формой работы по программе является учебное занятие, структуру которого выбира­ет сам педагог, учитывая тему и содержание материала, а также возраст учащихся и уровень их под­готовки. Это могут быть групповые занятия, занятия по подгруппам и индивидуальные. Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка.

  3. контроль за качеством образовательного процесса осуществляется в следующих формах:

  • наблюдение за выполнением практических занятий;

  • постоянное участие в конкурсах Областного, Всероссийского, Международного уровня;

  • демонстрация ре­зультатов обуче­ния;

  • анализ, самоана­лиз и обсуждение выступлений;

  • рекомендации педагога.


Критерии качества осуществляется по методике тестировании А.А.Ельниных.

Данная методика предназначена для индивидуальной диагностики детей, занимающихся в творческом объединении В ходе тестирования определяется состояние важнейших компонентов психофизического развития ребенка, которые необходимы для поступления в объединение: музыкальная память, слух, чувство ритма.

Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется.

В целях контроля эффективности обучения каждый этап диагностического исследования следует проводить 3 раза в год:

  • начало учебного года (входной срез);

  • середина учебного года (контрольный срез);

  • конец учебного года (итоговый срез).

Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ребёнку. Учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве проводятся индивидуальные занятия.


Успехи реализации программы возможны если:

  • теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;

  • учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;

  • используется наглядный материал (строение голосового аппарата, виды дыхания, певческая установка, фонотека записей (с голосом и минус1) и т.д.

  • есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК с выходом в Интернет и программой, позволяющей записывать и прослушивать звучание голоса, мультимедийный проектор для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, микрофоны, СД проигрыватель; фортепиано или синтезатор.











Ожидаемые результаты.


Год обучения

Критерии знаний, умений и навыков

1


Учащиеся должны знать:

  • первоначальные сведения по уходу за голосом;

  • основы развития вокальных навыков;

  • элементарную теорию музыки в объеме программного материала 1-го года обучения;

  • основы сценического поведения.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять распевки,

  • выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике работу с микрофоном;

  • работать в творческом коллективе.

Ценностные представления обучающихся:

  • роль песни в жизни общества;

2


Учащиеся должны знать:

  • элементарную теорию музыки в объеме программного материала 2-го года обучения;

  • уметь различать песенные жанры;

  • основы вокально-хорового исполнительства;

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно и грамотно исполнять песни;

  • работать в вокальном коллективе, чисто интонировать свои вокальные партии;

Творческий опыт обучающихся:

  • иметь навык выступления на сцене;

  • участвовать в мероприятиях по демонстрации результатов обучения (благотворительные, конкурсные мероприятия и т.п.);

Ценностные представления обучающихся:

  • значение музыкальных занятий в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров.


3



Учащиеся должны знать:

  • уметь выполнять упражнения с опеваниями

  • основы вокально-ансамблевого исполнительства;

  • исполнение разнохарактерных песен на сцене с правильно выученной динамикой;

Учащиеся должны уметь:

  • рационально применяя средства музыкальной выразительности;

  • проговаривать скороговорки в быстром темпе, артистично;

  • правильное произношение гласных и согласных звуков при пении в речевой позиции;

Творческий опыт обучающихся:

  • иметь навык выступления на сцене;

  • уметь работать с динамикой голоса в микрофон;

  • участвовать в концертной деятельности коллектива ;

Ценностные представления обучающихся:

  • значение благотворительных концертов в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров.


4.



Учащиеся должны знать:

  • основы вокальных приёмов исполнения legato и staccato;

  • исполнение разнохарактерных песен на сцене с правильно выученной фразировкой;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь исполнять основные танцевальные элементы ритмической гимнастики артистично;

  • правильное дыхание при пении в речевой позиции;

Творческий опыт обучающихся:

  • совершенствовать навык выступления на сцене;

  • уметь работать с мониторами на сцене;

  • уметь правильно вести себя при записи в студии;

Ценностные представления обучающихся:

формирование жизненных ценностей и ориентиров подготовка к конкурсам патриотической песни;




5.


Учащиеся должны знать:

  • уметь выполнять упражнения с чистой интонацией на legato и staccato;

  • уметь создавать образы и индивидуальность в вокальных произведениях;

  • упражнения на опевание, 2х-3х голосие (учитывая возрастную мутацию голоса) ;

Учащиеся должны уметь:

  • рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене;

  • чёткая артикуляция в микрофон, артистично;

  • исполнение хореографических поклонов «Русский» и «Эстрадный» ;

  • уметь создавать индивидуальный образ в исполняемом;

  • чёткая артикуляция в микрофон, артистично;

Творческий опыт обучающихся:

  • иметь навык выступления на открытых площадках;

  • уметь работать с динамикой голоса в микрофон;

  • участвовать в концертной деятельности коллектива;

  • уметь организовать в своём классе творческий концерт ;

Ценностные представления обучающихся:

  • значение благотворительных концертов в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров.


















Учебный план.



Учебный план программы состоит из 4-х блоков:

1.Вокальное мастерство

2. Сценическое движение.

3. Творческая самореализация.

4.Воспитательная работа.


Характеристика часов









Название блока

1 год обучения

2 год обучения

3,4,5 годы обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

всего

из них

всего

из них





всего

из них

теория

прак-тика

теория

прак-тика

теория

прак-тика

1

«Вокальное мастерство»

98

28

70

98

28

70

158

28

130

2

«Сценическое движение»

30

8

22

30

8

22

42

8

34

3

Творческая самореализация.

2

2

2

2

2

2

4

Воспитательная работа

14

14

14

14

14

14


Итого:

144

36

108

144

36

108

216

36

180






Содержание блока «Вокальное мастерство».


Год обуче-ния

Задачи

Теоретико-методологические (информационные) основы

Практические задания

Формы и основное содержание деятельности

Формы и основное содержание деятельности

1.

  • формировать элементарную организацию ансамблевого звучания;

  • формировать выразительное исполнение (в пределах музыкальной подготовки и развития учащегося) изученных песен,

  • развивать музыкальный слух и певческий голос учащихся,

  • стимулировать познавательную и творческую деятельность ребят.


  • Механизм певческого дыхания.

  • Атака звука. Звуковедение.

  • Высокий и низкий звук.

  • Регистр.

  • Артикуляция. Дикция.

  • Речевая позиция на улыбку.

  • Дирижерские жесты.


  • Стартовая диагностика вокальных данных обучающихся.

  • Дыхательная гимнастика. Работа над качеством дыхания (активный вдох, выдох, продолжительность выдоха).

  • Отработка приемов атаки звука (жесткая, мягкая атака). Упражнения на формирование звукового потока.

  • Дикционный и артикуляционный тренинг.

  • Пение в речевой позиции «на улыбку».

  • Упражнения на развитие гармонического слуха.

  • Работа над песней.

2.

  • закреплять и совершенствовать ранее приобретённые умения и знания в области вокала;

  • расширять песенный кругозор;

  • формировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;

  • развивать твор­ческое восприятие и эмоциональную отзывчивость на основе изученных песен, воспитывать элементарные навыки её осмысления;

  • Выразительность пения.

  • Акцент.

  • Динамические оттенки.

  • Песня как маленький спектакль. Сценический клип.

  • Предлагаемые обстоятельства.

  • Сочинение предлагаемых обстоятельств к разучиваемой песне.

  • Игра-импровизация в команде: сценический клип.

  • Составление индивидуального репертуара исполнителя и рабо­та над ним.

3.

  • формировать организацию ансамблевого звучания;

  • развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству,

  • способствовать приобретению навыков правильной постановки корпуса при пении;

  • формировать правильное дыхание и индивидуальное звучание;

  • расширять песенный репертуар и свободное ориентирование в песенных жанрах,

  • Ансамбль.

  • Динамика звуковедения.

  • Пластические образы

  • .Гласные и согласные звуки в речевой позиции.

  • Работа по сценической речью, динамика звуковедения в микрофон;

  • выполнение упражнения с опеваниями;

  • основы вокально-ансамблевого исполнительства;

  • исполнение разнохарактерных песен на сцене с правильно выученной динамикой;

4.

  • формировать организацию ансамблевого звучания 2х голосия;

  • организовывать выступления на мероприятиях различного уровня и характера (благотворительные, кон­курсные и др.).

  • развивать музыкальный слух и вокально-хоровые навыки, стремление к самостоятельному творчеству,

  • работать с микрофоном на сценической площадке;


  • Выразительность пения;

  • основы вокальных приёмов исполнения legato и staccato;

  • исполнение разнохарактерных песен;

  • Правильное дыхание при пении в речевой позиции;

  • сочинение предлагаемых обстоятельств к разучиваемой песне;

  • игра-импровизация в команде: сценический клип;.

  • Составление индивидуального репертуара исполнителя и рабо­та над ним.

5.

  • формировать организацию ансамблевого звучания 2х – 3х голосия;

  • способствовать изучению основ сценического движения, сценической речи на игровом артикуляционно – дикционном тренинге

  • расширять песенный репертуар, изучать вокализы джазовых и блюзовых импровизаций;



  • Рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене;

  • чёткая артикуляция в микрофон, артистично;

  • исполнение хореографических поклонов «Русский» и «Эстрадный» ;


  • Работа по сценической речи, динамика звуковедения в микрофон,

  • выступления на открытых площадках;

  • умение работать с динамикой голоса в микрофон;

  • участвовать в концертной деятельности коллектива выполнение упражнения с опеваниями ,

  • основы вокально-ансамблевого исполнительства;

  • правильное произношение в микрофон согласных звуков «з» и «с»;

  • правильное произношение гласных звуков «а» и «и»;


Содержание блока «Творческая самореализация».


Год обуче-ния

Практические задания

Формы и основное содержание деятельности

1

Участие обучающихся в концертах для родителей.

2

Участие обучающихся в:

  • концертных программах для родителей,

  • концертных программах своих общеобразовательных учреждений.

3

Участие обучающихся в:

  • концертных программах для родителей,

  • концертных программах своих общеобразовательных учреждений,

  • концертных программах районных и общегородских праздничных мероприятий,

  • конкурсных и фестивальных мероприяти­ях различных уровней.(Всероссийских и Международных конкурсах)


4

5


Содержание блока «Воспитательная работа».


Год обуче-ния

Практические задания

Формы и основное содержание деятельности

1

  • Организация и проведение традиционных мероприятий (занятий), направленных на формирование и сплочение коллектива:

  • «Вводное занятие»

  • «Новогодний огонек»

  • Посещение концертов. Совместные поездки коллектива с родителями и руководителями на Всероссийские и Международные конкурсы;

  • «Отчётный концерт»

2

3

4

5


Основные методы организации образовательной деятельности:


В практической части программы «Радуга голосов» педагогом используются в основном инди­видуально-дифференцированные практические занятия и практические занятиия в малых группах (элементарная теория музыки), при изучении ансамблевого звучания - коллективные практические занятия

Теоретическая часть занятия представляет собой беседу на выбранную тему, либо собеседова­ние, рассказ, демонстрацию (показ) и т.п.

Для сплочения коллектива необходимо проводить воспитательные мероприятия, в организации и проведении которых роль обучающихся первостепенна.

Чтобы обучающиеся не теряли интерес к занятиям, необходимо проводить мероприятия, используя проектную деятельность, где ребята могли бы продемонстрировать свои успехи, то есть творчески самореализоваться.

В процессе обучения проводится постоянный контроль за усвоением программного материала. Поурочный контроль позволяет отслеживать степень поэтапного усвоения программы и дает воз­можность педагогу индивидуально подходить к проблемам и достижениям каждого ребёнка.

Особо важно создать в коллективе доброжелательную обстановку, когда даже самое маленькое достижение кого-либо вызывало бы поддержку творческой деятельности обучающихся со стороны других ребят. Педагогом для оценки творческой деятельности обучающихся исполь­зуются следующие методы стимулирования: моральные (похвала, одобрение, порицание) и мате­риальные (награждение грамотами, призами).

Основными методами обучения на первых порах являются объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, позволяющие в кратчайший срок передать и освоить большую по объему информацию.

В зависимости от цели занятия педагогами используется также проблемно-поисковые методы.

Образовательный процесс, отбор содержания необходимо осуществлять на принципах.

  • целесообразности,

  • соразмерности,

  • безопасности.


Диагностика вокальных и музыкально - ритмических способностей детей.


При разработке диагностических методик учитывается, прежде всего:

- чтобы они были собственно музыкальными,

- соответствовали возрасту и степени музыкальной обученности детей,

- давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих её компонентов (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма).

Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется.

В целях контроля эффективности обучения каждый этап диагностического исследования следует проводить 3 раза в год:

  • Начало учебного года (входной срез);

  • Середина учебного года (контрольный срез);

  • Конец учебного года (итоговый срез).


Первичная диагностика – 1 год обучения.

Целью предварительного контроля является выявление и фиксация начального уровня обучаемого. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с конечным позволяет измерить «прирост» знаний, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка.


Тестовые задания.

  1. Игра «Ритмическое эхо».

Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.

Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.


3 балла – точное повторение

2 балла – повторение с ошибкой

1 балл - отсутствие ритма


2. Игра «Как тебя зовут?».

Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух.


3 балла – точное повторение мелодии

2 балла – повторение мелодии с ошибкой

1 балл - полное не воспроизведение мелодии


3. Исполнение любимой песни.

Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.


3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении

2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций

1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала


4. Беседа о музыке.

Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.


3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе

2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы

1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы


Диагностика 2 года обучения

Тестовые задания.


  1. Игра «Ритмическая угадай-ка».

Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.

Педагог задает начальный ритм знакомой песни, ребенок должен его повторить и постараться узнать песню.


3 балла – точное повторение и узнавание песни

2 балла – повторение с ошибкой

1 балл - не воспроизведение ритма


2. Игра «В лесу».

Задание позволяет определить: насколько развился у ребенка музыкальный слух.


3 балла – точное повторение мелодии с соблюдением Stocatto, Legato

2 балла – повторение мелодии с ошибками

1 балл - полное не воспроизведение мелодии


3. Исполнение любимой песни.

Задание позволяет определить каков уровень развития музыкальной памяти, чистоты интонации, артистичности исполнения.


3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении

2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций

1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала


4. Беседа о музыке.

Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.


3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе

2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы

1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы


Диагностика 3 года обучения

Тестовые задания


1. Ритмический ансамбль

Изобразить самостоятельно ритмический аккомпанемент к песне. Задание позволяет определить насколько развито чувство ритма у обучающегося.


3 балла – самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента

к песне и сохранение ритма на протяжении звучания всей песни

2 балла - самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента и

не сохранение его на протяжении звучания всей песни

1 балл – обучающийся не может сочинить ритмический аккомпанемент к песне


2. Игра «Веселый аккорд»

Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья.


3 балла – уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья

2 балла – исполнение с небольшими ошибками

1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами двухголосья



3. Исполнение песни

Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимся любимой песни


3 балла – выразительное исполнение песни с грамотным соблюдением цезур

2 балла – исполнение песни либо не выразительное, либо без соблюдения цезур

1 балл – отсутствие выразительного и грамотного исполнения песни


4. Беседа о музыке

Беседа позволяет определить уровень знаний обучающихся в области терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края.


3 балла – отвечает уверенно на вопросы, приводит примеры

2 балла - отвечает без эмоций и примеров

1 балл - затрудняется в ответах


Диагностика 4 и 5 года обучения

Тестовые задания


1. Ритмический ансамбль

Изобразить ритмический аккомпанемент к песне: шестнадцатыми, восьмыми, четвертными, половинными и целыми долями.


3 балла – самостоятельный и уверенный показ ритмического аккомпанемента

2 балла – самостоятельное и уверенное изображение ритмического аккомпанемента определенных долей

1 балл – изображение ритмического аккомпанемента с ошибками во всех долевых вариантах


2. Игра «Веселый аккорд»

Исполнить знакомую мелодию или песню двухголосьем (трёхголосьем).


3 балла – уверенное исполнение двухголосной мелодии

2 балла – исполнение с небольшими ошибками

1 балл – обучающийся не может исполнить двухголосную мелодию



3. Исполнение песни «a cappella»

Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимися песни без сопровождения


3 балла – интонационно-чистое исполнение песни от начала до конца в одной тональности

2 балла – исполнение песни с небольшим ошибками, но с уверенным ощущением тоники

1 балл – обучающийся не может исполнить песню без сопровождения в одной тональности

4. Анкетирование

Анкетирование определяет уровень знаний обучающихся в области терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края.


3 балла – анкета заполнена грамотно и творчески

2 балла - анкета заполнена аккуратно

1 балл - анкета заполнена не полностью, неаккуратно и равнодушно



Учебно-методическое оснащение.

Плакаты:

«Ритмохлопы», «Строение гаммы. Мажор. Минор», «Музыкальная ступица (лесенка)», «Клавиатура», «Ступени лада. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые», «Буквенные обозначения звуков».


Дидактические карточки по разделу: «Основы элементарной грамоты» темы:

«Музыкальные ключи. Нотный стан», «Расположение нот первой октавы», «Фортепианная клавиатура. Название октав», «Основные длительности нот», «Регистры», «Динамические оттенки», «Паузы», «Мажорный и минорный лад»,

«Знаки альтерации», «Поступенное и непоступенное движение мелодии», «Полутон, целый тон», «Штрихи», «Размер 2/4. Различные ритмические группы», «Синкопированный ритм».


Дидактические карточки по разделу: «Вокальная работа»:

«Охрана голоса и слуха», «Высокие и низкие голоса», «Вокальные упражнения», «Певческое дыхание. Типы дыхания», «Строение носа, глотки и гортани», «Строение полости рта», «Каноны», «Строение лёгких, бронхов», «Правила положения рта при пении гласных», «Артикуляционная гимнастика», «Интонация», «Двухголосные произведения».


Компьютерные обучающие программы для музыкального развития детей:

  1. Музыкальный класс - Издательство: NMG, 1997

  2. B Трое из Простоквашино - Издательство: Electronic Paradise, 2008

  3. Школа развития личности Кирилла и Мефодия: Учимся понимать музыку - Издательство New Media Generation, 2008

  4. «В кругу великих имен»: Композиторы - Компания New Media Generation, 2008

  5. Школа музыки 3 в 1 - Издаьельство: ООО «БИЗНЕСОФТ», Россия, 2008

  6. Энциклопедия классической музыки Компания New Media Generation, 2008

9. Видео уроки Светланы Каратеевой (+DVD) - Издат.: Лань,200710. Школа эстрадного вокала (+DVD) Л. Романова - Издат.: Лань,2007



Материально-техническое обеспечение

Необходимый уровень: наличие отдельного кабинета или зала, соответствующего санитарно – гигиеническим нормам и позволяющего проводить индивидуальные и групповые занятия, а так же

  • фортепиано;

  • фонотека;

  • микшерский пульт;

  • усилитель звука;

  • колонки (2 шт.)

  • микрофоны(4 шт);

  • компьютер

  • звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура, хореогафический класс.


Список рекомендуемой литературы для педагога


1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.

8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.

13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.

14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.

17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.

22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.

23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.

27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.

28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.

29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

30.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.

31.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;

32.Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.

33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

34.Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

35.Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;

36.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.


















Список полезных интернет – ресурсов для педагога


1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/

15. http://irina-music.ucoz.ru/load






Список литературы для учащихся


Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;

Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;

Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998

Литература

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.

  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с., ил.

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.–415с.

  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.

  5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Г уманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 304 с.: ноты.

  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.

  7. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: ВДХВД, 1935.–72с.

  8. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 368с.

  9. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.

  10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 136с.

  11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270с.

  12. Юдина Е.И. Первые уроки творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.

  13. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988. – 143с.

  14. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1997. – 296с.

  15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань,1997. – 192с.

Нотные издания, используемые педагогом:

  1. Почемучка. Детские песни Людмилы Лядовой – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 64с.

  2. Семь нот. Выпуск 3. - М.: Издательство «Музыка», 1992. - 34с.

  3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Издательство «Музыка», 1987. - 110с.

  4. Играйте вместе с нами. Упражнения, музыкальные игры, сценки - М.: Издательство «Музыка», 1982. - 80с.

  5. Ермалаев П.И. Песни для детей. – Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2002. - 32с.

  6. Шаинский В. Избранные песни. - М.: Издательство «Советский композитор», 1989. - 168с.

  7. Чайковский П.И. Детский альбом. - М.: Издательство «Музыка», 1980. - 37с.

  8. Абелян.Л. Песни, игры, танцы, шутки. - М.: Издательство «Советский композитор», 1990. - 47с.

  9. Песни для детей. – М.: Сполохи, 2000. – 48с.

  10. Валявко С.М, Васильева Т.Н., Супрыкина О. А. Путешествие в стране шумов, звуков и букв. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 62с

  11. Пестрый хоровод. Песни, игры. - М.: Издательство «Музыка», 1986 - 32с.

  12. Когда мои друзья со мной. Песни на стихи Михаила Танича. - М.: Издательство «Советский композитор», 1986 – 44с.

  13. Абелян Л. Забавное сольфеджио. - М.: «Классика XXI» - 2003 – 54с.

  14. Алексеева Л. Музыкальная азбука. Серия для всех и каждого. – М.,2004-72с.

  15. Каждый класс – хор. Песенный репертуар для уроков музыки. Сборник №1. – М.: МИОО, 2004. –64с.

  16. Ладухин Н.М. Вокализы. - М.: «Классика XXI» - 2004 – 78с.

  17. Крылатов.Е. Крылатые качели: Музыкальный сборник. – М.: Дрофа, 2001. –64с.

  18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. – Санкт-Петербург, 1999. – 64с.

  19. Гладков Г.И. Бременские музыканты и другие. –М.: Издательством «Кифара»,1999. – 83с.

  20. Железнов с.с., Железнова К. Азбука-потешка. Русские потеши и считалки с нотами-картинками. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 72с.

  21. Радынова О.П. Колыбельные русских и зарубежных композиторов. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 126с.

  22. Радынова О.П. Сказка в музыке. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 24с.

  23. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 32с.

  24. Радынова О.П. природа и музыка. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 95с.

  25. Кончаловская Н. Нотная азбука. - Киев, «Музична Украина», 1984.

  26. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2001. – 80 с.

  27. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 2 класс. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2001. –128с.

  28. Успенский Э.Н. Теперь я Чебурашка. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: ООО «Теремок 97». – 1999

  29. Синявский П.А., Усачёв А.А. Весёлая Квампания. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». - 2000

  30. Пляцковский С.М. От улыбки станет всем теплей. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 2000

  31. Энтин Ю. А мне летать охота! Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 1995

  32. Малыши поют классику. Для детского хора. Часть II. – Русская музыка. - Санкт-Петербург, Издательство «Композитор», -1998. - 30 с.

  33. Давайте играть! Музыкальные игры и песни. Выпуск 1. - М.: Издательство «Музыка», 1989. - 47с.

  34. Песни для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы. - М.: Издательство «Музыка», 1990. – 2000с.

  35. Космачёв И. Здравствуй детство! Песни для детей. - М.: Издательство «Советский композитор», 1984 - 46с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!