Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 им.А.А. Мыльникова »
Энгельсского муниципального района Саратовской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МОУ «СОШ №18 им.А.А. Мыльникова» протокол от «___»_______2022 г. №___ | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МОУ «СОШ №18 им.А.А.Мыльникова» _______________/Добряков А.А./ приказ от «___»_______2022 г. №___ |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Занимательный мир грамматики»
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 32 недели
Разработчик:
Сычёва Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
2022
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Занимательный мир грамматики» (далее Программа) разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Программа составлена на основе авторской программы «Занимательная грамматика» 1-4 классы. / Г.И. Беркутова, Т.И. Пантелеева, Н.А. Однокозова, Е.Б. Ракитянская.
Актуальность программы
Данная программа определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Педагогическая целесообразность программы
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого учащегося, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед педагогом. Решение этой задачи осуществляется не только на школьных уроках, но и на занятиях. Хорошо организованная и систематическая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися в школе, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Отличительной особенность
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация обучающихся на ознакомление с различными играми со словами. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможностей сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Новизна программы
Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Включение в программу элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими учащимися. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Адресат программы: обучающиеся 7-8 лет. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей указанной возрастной группы.
Срок реализации программы: 8 месяцев
Объём программы: 64 занятия
Форма обучения: очная
Режим работы: 1 занятие 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.
Количество обучающихся в группе: 15-25 человек.
Принцип набора обучающихся– свободный.
Цель и задачи программы
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения, формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи программы:
обучающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
воспитательные:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Писать слов с изученными орфограммами.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Личностные:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
Теория | Практика | ИТОГО |
1-5 | Раздел 1. «Историческая страничка» (5 часов) | 3 | 2 | 5 | Беседа. Беседа Презентация Игра-соревнование Практическая работа |
Появление устной и письменной речи. |
Как появился алфавит. |
Жили-были или тридесятое царство. |
Попробуем написать сказку. |
Какие слова нам больше нужны? |
6-14 | Раздел 2. «На что похожа буква» (9 часов) | 3 | 6 | 9 | Мозговой штурм Творческая работа Блиц-опрос Игра Опрос Викторина Самостоятельная работа Практическое занятие Практическая работа |
Фонетическая зарядка. |
Кто внимательней? (выделение звука). |
Сказка про буквы. Кто больше? |
Любопытный (сказка на одну букву). |
Доскажи словечко (отгадки на одну букву). |
Буква потерялась. |
Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы. |
Анаграммы. Ребусы. Веселые стихи. |
«Маленький» словарик (крылатые слова, выражения). |
15-30 | Раздел 3. «Звуки и буквы» (16 часов) | 4 | 12 | 16 | Беседа Игра Творческая работа Игра Рефлексия Беседа Самостоятельная работа Игра Блиц-опрос.Игра Соревнование Игра Беседа Блиц -опрос Творческая работа Рефлексия. Игра |
| Звуки речи. Как работает наш голос? |
| Узнай, кто какие звуки издает? Игра «Чей голосок?» |
| Звуки художники словесных картин. Звукопись. |
| Игра «Кто в домике живёт?» |
| Живые буквы. Как появились буквы. |
| К тайнам звуков и букв. |
| Каждой согласной своё место. |
| Как получились мягкие согласные? Игра «Твёрдый-мягкий-твёрдый.» |
| Игра « Тима и Дима» (звонкие и глухие согласные). |
| В мире безмолвия и неведомых звуков. |
| В глубь веков на Машине времени. Путешествие к славянской азбуке. |
| В гости к Алфавиту. |
| Слог- шаг. |
| Собираем слова. |
| Игры Слоговика: «Домино», «Перевёртыши». |
31-34 | Раздел 4. «Народное творчество» (4 часа) | 1 | 3 | 4 | Презентация Соревнование Игра Викторина |
Загадки. Чистоговорки. Скороговорки. |
Пословицы, поговорки. Инсценировка пословиц, поговорок. |
Считалки. Игра «Поиграем в прятки». |
Детские потешки. Школьные частушки. |
35-52 | Раздел 5. «Орфография» (18 часа) | 6 | 12 | 18 | Беседа. Практическая работа. Викторина. Презентация. Блиц-турнир. Игра. Презентация. Беседа. Беседа. Викторина. Практическое занятие. Турнир. Презентация. Урок-сказка. Презентация. Творческая работа. Практическое занятие. Соревнование. |
Буква обычная выросла вдруг. |
В гостях у деда Слоговеда. |
Кто исправит перенос? |
Ударение над гласной может сделать букву ясной. |
Безударный гласный звук причиняет много мук. |
Игра «Какую букву написать». |
Мастер перевоплощений. |
Парные согласные - самые опасные. |
Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?) |
Викторина «Написание сочетаний с шипящими» |
Собирал человек слова. |
Слова-малютки и слова-гиганты. |
Живые свидетели прошлого. |
Известный фокусник Ь. |
Метаграммы. |
Сказка о царевне «Несмеяне» (Составление текста по вопросам учителя). |
Предметы. «Подбери противоположные слова». |
Заяц, его признаки. Составление рассказа на тему «Заяц». |
Раздел 6. «Игра со словами» (12 часов) |
53-64 | В гостях у слов - родственников. | 3 | 9 | 12 | Презентация. Беседа. Соревнование Практическая работа Творческая работа Викторина Аукцион Турнир Презентация Игра Игра Урок-КВН |
Крылатые слова. |
Добрые слова. |
Превращение слов. Рифмуем слова. |
Словесная лесенка. |
Из одного слова – несколько. |
Слоговой аукцион. |
Закончи предложение (словом на определенную букву). |
Волшебная цепочка. |
Слоговое лото. Дополните слово. Найди слово в слове |
Игра путешествие «Грамотеи- следопыты». |
Итоговое занятие. КВН «Волшебная страна слов». |
Итого: | | 20 | 44 | 64 | |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. «Историческая страничка»
Теория: Появление устной и письменной речи. Как появился алфавит. Жили-были или тридесятое царство.
Практика: Попробуем написать сказку. Какие слова нам больше нужны?
Раздел 2. «На что похожа буква»
Теория: Фонетическая зарядка. Сказка про буквы. Кто больше? Доскажи словечко (отгадки на одну букву).
Практика: Кто внимательней? (выделение звука). Любопытный (сказка на одну букву). Буква потерялась. Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы. Анаграммы. Ребусы. Веселые стихи. «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения).
Раздел 3. «Звуки и буквы»
Теория: Звуки речи. Как работает наш голос? Живые буквы. К тайнам звуков и букв. В мире безмолвия и неведомых звуков. В глубь веков на Машине времени.
Практика: Узнай, кто какие звуки издает? Игра «Чей голосок?» Как появились буквы. Звуки художники словесных картин. Звукопись. Игра «Кто в домике живёт?» Каждой согласной своё место. Как получились мягкие согласные? Игра «Твёрдый-мягкий-твёрдый.» Игра « Тима и Дима» (звонкие и глухие согласные). Путешествие к славянской азбуке. В гости к Алфавиту. Слог- шаг.
Собираем слова. Игры Слоговика: «Домино», «Перевёртыши».
Раздел 4. «Народное творчество»
Теория: Загадки. Чистоговорки. Скороговорки. Пословицы, поговорки
Практика: Инсценировка пословиц, поговорок. Считалки. Игра «Поиграем в прятки». Детские потешки. Школьные частушки.
Раздел 5. «Орфография»
Теория: Буква обычная выросла вдруг. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Мастер перевоплощений. Парные согласные - самые опасные. Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?) Живые свидетели прошлого. Метаграммы.
Практика: В гостях у деда Слоговеда. Кто исправит перенос? Безударный гласный звук причиняет много мук. Игра «Какую букву написать». Викторина «Написание сочетаний с шипящими» Собирал человек слова. Слова-малютки и слова-гиганты. Известный фокусник Ь. Сказка о царевне «Несмеяне» (Составление текста по вопросам учителя). Предметы. «Подбери противоположные слова». Заяц, его признаки. Составление рассказа на тему «Заяц».
Раздел 6. «Игра со словами»
Теория: В гостях у слов - родственников. Крылатые слова. Волшебная цепочка.
Практика: Добрые слова. Превращение слов. Рифмуем слова. Словесная лесенка. Из одного слова – несколько. Слоговой аукцион. Закончи предложение (словом на определенную букву). Слоговое лото. Дополните слово. Найди слово в слове Игра путешествие «Грамотеи- следопыты». Итоговое занятие. КВН «Волшебная страна слов».
1.4 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Форма подведения итогов – 1 полугодие (декабрь): занятие в форме творческой работы, 2 полугодие (май) – КВН. Это мероприятие является итоговым и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.
2.Комплекс организационно-педагогические условия реализации программы
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
«Занимательный мир грамматики», 1 класс
№ п/п | Дата проведения занятия | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | Беседа. | 1 | Появление устной и письменной речи. | аудитория МОУ «СОШ №18 им. А.А.Мыльникова» | Беседа устный опрос |
| | | Беседа | 1 | Как появился алфавит. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Беседа |
| | | Презентация | 1 | Жили-были или тридесятое царство. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Беседа |
| | | Игра-соревнование | 1 | Попробуем написать сказку. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра-соревнование |
| | | Практическая работа | 1 | Какие слова нам больше нужны? | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рассуждение |
| | | Мозговой штурм | 1 | Фонетическая зарядка. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Опрос |
| | | Творческая работа | 1 | Кто внимательней? (выделение звука). | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Блиц-опрос | 1 | Сказка про буквы. Кто больше? | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Практическая работа |
| | | Игра | 1 | Любопытный (сказка на одну букву). | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Журнал творчества |
| | | Опрос | 1 | Доскажи словечко (отгадки на одну букву). | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Проверка по эталону |
| | | Викторина | 1 | Буква потерялась. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игровой практикум |
| | | Самостоятельная работа | 1 | Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Дискуссия |
| | | Практическое занятие | 1 | Анаграммы. Ребусы. Веселые стихи. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Беседа |
| | | Практическая работа | 1 | «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения). | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Практическая работа |
| | | Беседа | 1 | Звуки речи. Как работает наш голос? | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Беседа |
| | | Игра | 1 | Узнай, кто какие звуки издает? Игра «Чей голосок?» | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Творческая работа | 1 | Звуки художники словесных картин. Звукопись. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Практическая работа |
| | | Игра | 1 | Игра «Кто в домике живёт?» | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Рефлексия | 1 | Живые буквы. Как появились буквы. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Взаимный контроль |
| | | Беседа | 1 | К тайнам звуков и букв. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Тренинг |
| | | Самостоятельная работа | 1 | Каждой согласной своё место. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рефлексия |
| | | Игра | 1 | Как получились мягкие согласные? Игра «Твёрдый-мягкий-твёрдый.» | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Блиц-опрос. | 1 | Игра « Тима и Дима» (звонкие и глухие согласные). | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Игра | 1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Соревнование-игра | 1 | В глубь веков на Машине времени. Путешествие к славянской азбуке. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Турнир |
| | | Беседа | 1 | В гости к Алфавиту. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Практическая работа |
| | | Блиц -опрос | 1 | Слог-шаг. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Творческая работа | 1 | Собираем слова. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Рефлексия. | | Собираем слова. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Игра | 1 | Игры Слоговика: «Домино», «Перевёртыши». | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Опрос |
| | | Презентация | 1 | Загадки. Чистоговорки. Скороговорки. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Турнир |
| | | Соревнование | 1 | Пословицы, поговорки. Инсценировка пословиц, поговорок. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Игра | 1 | Считалки. Игра «Поиграем в прятки». | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Викторина | 1 | Детские потешки. Школьные частушки. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Практическая работа |
| | | Беседа. | 1 | Буква обычная выросла вдруг. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Дискуссия |
| | | Практическая работа. | 1 | В гостях у деда Слоговеда. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Викторина. | 1 | Кто исправит перенос? | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рафлексия |
| | | Презентация. | 1 | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Взаимный контроль |
| | | Блиц-турнир. | 1 | Безударный гласный звук причиняет много мук. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Беседа |
| | | Игра. | 1 | Игра «Какую букву написать». | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рефлексия |
| | | Презентация. | 1 | Мастер перевоплощений. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Самостоятельная работа |
| | | Беседа. | 1 | Парные согласные - самые опасные. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рефлексия |
| | | Беседа. | 1 | Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?) | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Самостоятельная работа |
| | | Викторина | 1 | Викторина «Написание сочетаний с шипящими» | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Опрос |
| | | Практическое занятие | 1 | Собирал человек слова. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Беседа |
| | | Турнир. | 1 | Слова-малютки и слова-гиганты. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Блиц -опрос |
| | | Презентация. | 1 | Живые свидетели прошлого. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Устный журнал |
| | | Урок-сказка. | 1 | Известный фокусник Ь. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Презентация | 1 | Метаграммы. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Блиц- опрос |
| | | Творческая работа. | 1 | Сказка о царевне «Несмеяне» (Составление текста по вопросам учителя). | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Практическое занятие. | 1 | Предметы. «Подбери противоположные слова». | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Игра |
| | | Соревнование. | 1 | Заяц, его признаки. Составление рассказа на тему «Заяц». | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Презентация. | 1 | В гостях у слов - родственников. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Блиц-опрос |
| | | Беседа. | 1 | Крылатые слова. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Соревнование |
| | | Соревнование | 1 | Добрые слова. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Самостоятельная работа |
| | | Практическая работа | 1 | Превращение слов. Рифмуем слова. | аудитория МОУ «СОШ №18 им. А.А. Мыльникова» | Тест |
| | | Творческая работа | 1 | Словесная лесенка. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Викторина |
| | | Викторина | 1 | Из одного слова – несколько. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Самостоятельная работа |
| | | Аукцион | 1 | Слоговой аукцион. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Практическая работа |
| | | Турнир | 1 | Закончи предложение (словом на определенную букву). | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Творческая работа |
| | | Презентация | 1 | Волшебная цепочка. | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рефлексия |
| | | Игра | 1 | Слоговое лото. Дополните слово. Найди слово в слове | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Практическая работа |
| | | Игра | 1 | Игра путешествие «Грамотеи- следопыты». | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рефлексия |
| | | Урок-КВН | 1 | Итоговое занятие. КВН «Волшебная страна слов». | аудитория МОУ «СОШ№18 им. А.А. Мыльникова» | Рефлексия |
2.1. Методическое обеспечение: В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
технология коллективной творческой деятельности (организация совместной деятельности детей и взрослых, при которых все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела, оценке результатов);
здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности, чередование видов активности).
Особенности организации образовательного процесса: очная форма; прием учащихся свободный, без ограничений.
Методы обучения:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: создание презентаций, изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей. Формы проведения занятий
2.2. Условия реализации программы:
материально-техническое обеспечение:
- кабинет с хорошим освещением и рабочими местами для учащихся
- компьютер, проектор, экран - сканер, принтер, фотоаппарат (или телефон с функцией фотосъемки)
- подключение к сети Интернет
- выставочные стенды
- бумага, канцелярские принадлежности
информационно-методические и дидактические материалы:
- наличие наглядных пособий по русскому языку;
- раздаточный материал;
- бланки тестовых заданий, карточки и т.п.
2.3. Оценочные материалы:
1. Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам за учебный год.
2. Педагогическое наблюдение.
Список литературы, используемой при написании программы
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2018
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2018
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”,2018
Список литературы для педагога
1. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2018
2. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2019
3. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
4. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2020
5. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2020
6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2000
7. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2019
8. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2019
Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей
1. Узорова О.В. 300 заданий и упражнений по русскому языку. - М.: 2014
2. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: формирование орфографической грамотности: - М.: 5 за знания, 2005
3. Сухин И.Г. Занимательные материалы по развитию речи. - ВАКО, М.:2004
4. Детская энциклопедия. Изд.2 Т.11. Язык. Художественная литература. М., Просвещение, 1968.
5. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1984.
Электронные образовательные ресурсы
1. Российская страница международного конкурса «Русский медвежонок»: [Электронный ресурс]. URL: https://russian-kenguru.ru/konkursy/russkii-medvezhonok (Дата обращения: 16.06.2022).
2. Клуб учителей начальной школы «4 ступени»: [Электронный ресурс]. URL: http://4stupeni.ru/stady . (Дата обращения: 16.06.2022).
3. Парад талантов России: [Электронный ресурс]. URL: https://paradtalant.ru/?utm_source= (Дата обращения: 16.06.2022).
4. Образовательные проекты портала «Вне урока»: Русский язык. Занимательный мир.»: [Электронный ресурс]. URL: https://vneuroka.ru (Дата обращения: 16.06.2022).
6. Онлайн олимпиада по русскому языку: [Электронный ресурс]. URL: https://online-olimpiada.ru (Дата обращения: 16.06.2022).
7. Интерактивные детские игры, материалы для развивающих занятий, конкурсы по русскому языку для детей»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.develop-kinder.com (Дата обращения: 16.06.2022).
16