СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ ОРКСЭ "Добро и милосердие в истории России" (2023 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Добро и милосердие в истории России» предназначена для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе, а также будет интересна учителям для работы в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по темам "Добро и зло", "Милосердие".

Просмотр содержимого документа
«АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ ОРКСЭ "Добро и милосердие в истории России" (2023 г.)»




«Добро и милосердие в истории России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ ОРКСЭ

Срок реализации: 1-2 года

Возраст детей: 10 – 11 лет









Разработчик: Питеркина Н.Г.,

учитель начальных классов











2023 г.















Оглавление

Введение 3

Круглый стол «Твори добро! Поговорим о милосердии» 4

Классный час. "Добро и милосердие в истории России" 11

Игра «Милосердие. От прошлого к настоящему» 17

Заключение 23

Приложение 1 24

Приложение 2 24











Введение

Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень важного пути – пути перемен и новшеств по воссозданию единого образовательного и воспитательного пространства в Российской Федерации. Именно на воссоздание направлен весь потенциал учительства: это введённые с сентября этого учебного года обновлённый ФГОС и занятия по понедельникам «Разговоры о важном», а также I съезд Российского движения детей и молодёжи «Движение первых». Работа каждого педагога должна опираться на разумное и нравственное развитие в каждом ребёнке определённых ценностей. Актуальным в свете последних требований является значимость предмета «Основы религиозных культур и светской этики», что было продиктовано ещё в 2012 году потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания духовно богатого Человека, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Методическая разработка «Добро и милосердие в истории России» предназначена для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе, а также будет интересна учителям для работы в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по темам "Добро и зло", "Милосердие".



Круглый стол «Твори добро! Поговорим о милосердии»

Цели: 1. Воспитание стремления совершать добрые дела.

Задачи: 1. Познакомить с понятиями «добро», «милосердие».

           2. Воспитать стремление помочь окружающим.

           3. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.

          Тип: проблемно-диалогический.

Ход мероприятия.

Организационный момент

Красиво жить не запретишь

И с Божьей помощью, быть может,

Ты где-то, в чём- то победишь,

И верно, Бог тебе поможет!

Поможет он тебе любить,

Быть добрым, честным и бесстрашным,

Добро на всей земле дарить

И жить в гармонии в мире нашем!

Я знаю, много есть всего,

Чего бы ты хотел увидеть.

Я знаю, есть добро и зло,

Есть те, кого можно обидеть!

Есть те, кто обижал тебя,

Весь мир ты можешь упрекать.

Поверь, всем надо жить, любя.

Поверь, надо уметь прощать!


Учитель: Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях? (доброта, забота, помощь, человечность)

 Каждый из вас назвал слово – доброта. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке при­ятно». Посмотрите на слайд, на которых записа­ны начало пословиц, а вы будете называть окончания.

Карточки с пословицами:

1. На добрый привет... (добрый ответ).

2. Про доброе дело... (говори смело).

3. Жизнь дана на... (добрые дела).

4. Учись доброму... (дурное на ум не пойдёт)

5. Спасибо - великое... (дело).

Учитель: Давайте вспомним еще раз пословицы о доброте. Тема нашего круглого стола «Твори добро. Поговорим о милосердии»

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто нам кажется, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З - «Земля», Л-«Люди», М-«Мысль», Д-«Добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро!

На доске волшебное слово: Милосердие.

А как ребята вы думаете, как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл? (Корень слова Милосердия)

- Назовите его (Здесь два корня  мил и серд)

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (милый, помиловать, милость, милостыня)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй, ласковой, нежной)

-Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

     -Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (Сердце)

- Вот оно какое наше сердце – послушайте, как оно бьётся.

       - Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким.  Поступки у него тоже были злые и жестокие - это холодное сердце.

- Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

Сердце болит –

Душа болит-      

(Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете).

- Итак, родственные слова к слову «сердце»: сердечная боль, сердечный человек

- Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?( Доброта, жалость, помощь, прощение).

- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)

- Встречались ли вам милосердные люди?

В словаре С. Ожегова дано такое определение слову милосердие: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

- Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)

(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

Учитель: В нашем классе появилось солнышко. Его лучи согревают нас. Давайте сейчас дадим имя каждому лучику. Это будут слова, близкие по значению к слову милосердие. (чуткий, отзывчивый, внимательный, заботливый, добрый и т. д.)

Учитель. А сейчас ребята прочтут высказывания о милосердии известных людей. Вы внимательно прослушайте, а затем прокомментируете.

Карточка 1. Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст)

Карточка 2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые. (митрополит Филарет)

Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила. (Н. Бердяев). Высказывания детей.

Проведем игру «Угадай-ка». Вам нужно угадать сказочных героев, которые совершали добрые дела.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – стучите ладошками по столу.

(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.).Отлично.

- Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажи­те, что в них неправильного, вредного и как по-настояще­му нужно поступить в данных ситуациях.

Ведущий. Ребята, а какие слова могут обидеть? (Отве­ты детей.) Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов во­обще не будет. (Учитель показывает детям карточки с изображением солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: «грубый», «злой», «жадный», «грустный», торе», «враж­да», «обман», «жестокость». 

Задание детям - подобрать к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хоро­шие», добрые. «Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди.

- учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья…» - писал поэт Б.Окуджава.

- Что вы сделали доброго сегодня, вчера или раньше. Расскажите о добром поступке. Правила доброты:

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:

  • Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.

  • Никогда не бойся понять и простить.

  • Никогда не бойся просить прощения.

Послушайте ситуационные задачи:

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути. Обсуждение в группах и выводы.

  2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу.  Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось. Обсуждение в группах и выводы.

  3. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

             - Как вы поступили бы на месте мальчиков? Обсуждение в группах и выводы.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему? Если «да», то где можно проявить акт милосердия? Обосновать. Почему? (Покормить птиц зимой, посетить детские дома с подарками, изготовить поделки для ветеранов, для святых праздников "Рождества" и "Пасхи")

  - Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. А представьте, что существует еще планета добра. Перед вами 18 слов, которые характеризуют человека.

Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету под названием"Добро"?»

В опросе участвовали 22 человека. Итоги:

добрый   22 чел.                         Злой - 0
заботливый   11                           эгоист- 0
справедливый   12                       самолюбивый - 1
внимательный    13               грубый -  0
вежливый    14                             лживый - 0
чуткий  15                                    жадный - 0
гуманный 3
надежный 18
верный 19
душевный 8
жалостливый 2
сочувствующий 7

Из ответов видно, что ребята хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Вывод: У каждого человека – большого или маленького- свой путь к доброте. Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь. На котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Научиться быть по – настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

Закончился наш круглый стол. Я думаю, вы многое поняли и о многом задумались: а правильно лия себя веду по отношению к старшим и своим друзьям. Желаю, чтобы вы всегда были добропорядочными и милосердными. А были ли знаменитые милосердные люди в истории России, про которых знает вся страна и гордится ими? Да. На следующем занятии мы познакомимся самыми добрыми людьми нашей любимой родины.









Классный час. "Добро и милосердие в истории России"

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Зигфрид Ленц

Цели занятия: способствование проявлению интеллектуальных способностей, активизации их познавательной деятельности, формирование навыков общения в коллективной деятельности, создание атмосферы дружбы.

Задачи:

Образовательная: сконцентрировать внимание на идеях и истории милосердия, приобщив обучающихся с начального звена к событиям истории.

Воспитательная: способствовать формированию у школьников таких нравственных качеств как милосердие, доброта, толерантность, уважение к окружающим людям.

Развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать факты, логически их излагать, развивать познавательный интерес, используя связи знаний с жизнью, способствовать диагностике и коррекции личностных качеств учащихся в сфере межличностных отношений.

Планируемые результаты:

Личностные: понимать роль милосердия и добрых поступков для сохранения и поддержки духовной культуры.

Метапредметные:

– продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;

– делать выводы;

– продолжить формирование умения объяснять значения новых слов.

Уважаемые ребята, прежде чем мы обратимся к теме нашего занятия, я бы хотела рассказать вам притчу. В древнем городе жил мудрец, слава о котором прошла по всему городу. В этом же городе жил злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»

– В чём смысл притчи?

(Примерный ответ: Смысл притчи состоит в том, что всё в руках человека.)

– Как вы считаете, какими нравственными принципами должен руководствоваться человек? Что может быть основой праведной жизни?

(Примерный ответ: Человек должен придерживаться следующих принципов: не желать никому зла, помогать людям, творить добро, быть честным, справедливым, гуманным, если надо, то пожертвовать жизнью ради Родины, близких людей).

Жизненные принципы, которые вы перечислили, можно объединить одним словосочетанием «творить благо». И, конечно же, не может не радовать то, что сейчас возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «бескорыстие». Не только организации, но и многие люди осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, ветеранам боевых действий. Совсем недавно все школы Балашихи стали участниками акции «Письмо солдату». Обучающиеся начальной школы тоже написали трогательные и тёплые послания солдатам, проходящим службу в рядах Российской армии. Мальчишки и девчонки подошли к делу с душой, написав не только поздравления и пожелания, но и нарисовав красивые иллюстрации. Все понимали необходимость доброй весточки от родных и близких из России.

Ребята, история России наполнена именами великих людей, проявивших себя в делах государства, в военных сражениях, в общественном служении и в области культуры. Среди них особое место принадлежит милосердии, бескорыстному и целенаправленному служению на пользу другим людям.

Для начала, давайте поработаем с толковым словарем и определим значение слова «милосердие».

Обучающиеся индивидуально работают со словарями. Записывают определения в тетрадь.

А теперь поговорим об ассоциациях. Какими словами можно охарактеризовать это слово? Составьте на листах кластер «Милосердие», подобрав к данному слову ассоциации.

Работа обучающихся в парах. Проверка. Лучший вариант записывают в тетрадь. (Примерный ответ: добрый, отзывчивый, щедрый, человеколюбивый, сопереживающий). Если каждый из вас будет помнить о том, что мы написали и стремиться к обладанию этими качествами, то это замечательно.

- Назовите, пожалуйста, известных вам российских персон, которые всю свою жизнь посвятили служению людям, помогали людям, были милосердны.

(Примерный ответ обучающихся: братья Третьяковы, князь Владимир. Эти имена ребята знают по материалам учебника «Окружающий мир», по результатам посещений познавательных экскурсий в г. Москве и музеев в Московской области. Князю Владимиру построен храм в нашем микрорайоне Дзержинского. 6 ноября 2022 г. Святейший Патриарх Кирилл освятил Князь-Владимирский храм. На следующую пасху мы с классом собираемся посетить этот храм (по согласованию с родителями и со священником отцом Максимом).

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – год крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей (о любви к ближнему) на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир, вводя христианство на Руси, глубоко проникся его смыслом: оно призывало людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а тем, кто не мог сам дойти до княжеского двора, милостыню возили специальные телеги.

При Царе Иване Грозном были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

В начале 17 века разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. На государственные деньги для Москвы был закуплен хлеб, который раздавали голодающим.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов.

Отличительной чертой милосердия допетровской Руси было то, что она состояла в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма милосердия, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины 16 века.

Много внимания уделял великий Петр I строительству больниц, богаделен, разного рода приютов. Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством просуществовали длительное время.

При Екатерине II (Великой) были созданы дома призрения для бедных, богадельни для подопечных Воспитательного дома.

Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии.

Ежедневно в России возникали новые общества и организации, объединявшие людей для милосердия по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям.

Московским купцам Петру и Сергею Третьяковым наша страна обязана возникновением Третьяковской галереи, созданной их трудами и на их средства, которая впоследствии была подарена Москве в 1892 г. Помимо галереи, братья Третьяковы на свои средства содержали училище для глухонемых, дома для вдов и сирот русских художников, училище живописи.

Большую роль в развитии русской благотворительности сыграл Савва Иванович Мамонтов, который поддерживал начинающих художников, создавая им необходимые условия для творчества. Он осуществлял материальную поддержку, заказывая и покупая произведения художников. Были у него и Василий Дмитриевич Поленов, и Виктор Михайлович Васнецов, и Валентин Александрович Серов, и Михаил Александрович Врубель.

Спонсировал С.И. Мамонтов и оперное искусство. Хорошо известна Частная опера Мамонтова, одним из достижений которой является формирование личности гения оперной сцены Федора Шаляпина.

Московский Художественный общедоступный театр своим становлением во многом обязан русскому промышленнику Савве Тимофеевичу Морозову, который не только поддерживал актёров театра, но и вкладывал большие средства для развития театра. К тому же, обладая даром убеждения, С.Т. Морозов привлекал и золотопромышленников, и фабрикантов для благотворительной деятельности.

Запомните эти имена, гордитесь ими и восхваляйте их дела. Доброта творит чудеса. Слабых делает сильными, сильных – великодушными, с ней мир чище и ярче. Самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Настоящая доброта проявляется в необыкновенной силе любви к людям. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.

Добро, сотворённое нашими руками, принесёт чудо.

Сейчас, пожалуйста, выберите один из цветочков на парте. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы сегодня и вчера. Напишите его на цветочке.

- А сейчас мы разместим их на доске. Получилась у нас поляна доброты.

Рефлексия.

– Продолжите высказывания:

Сегодня я узнал ________________________________________________

Меня удивило, что ______________________________________________

Мне кажется, _______________________________________________

Высказывание наиболее точно, отразившее сегодняшний разговор ____________________________________________________________________


Опережающее задание – подготовить сообщения об акциях милосердия прошлого и настоящего времени.

Например, о Чулпан Хаматовой, о фонде «Русь», «Детские сердца», «Подари жизнь». Возможны другие варианты. Следующий урок-игра данной разработки направлен на эти варианты работ и повторение изученного материала.

 По окончанию классного часа можно предложить детям ознакомиться с памяткой для будущих волонтёров. (Приложение 1)


Игра «Милосердие. От прошлого к настоящему»

(Приложение 2 (игра))

Технология: групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, канцелярские принадлежности, 2-3 листа (А4).

План игры:

  1. Организационный момент (5 мин).

  2. «Игра» (30 мин).

  3. Подведение итогов и награждение победителей (10 мин).

Участвуют две или три команды. В каждой команде по 5-8 человек.

Еще три учащихся помогают в проведении игры (один секундомером засекает время (30 сек.), двое следят за ответами команд и подсчетом очков).

Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов.

Ход игры

В игре пять категорий вопрос по сложности от 10 до 50 баллов за каждый.

Право первого хода выбирают по принципу правильного ответа на поставленный вопрос. Учитель зачитывает вопрос – какая команда правильно на этот вопрос ответит, та и выбирает категорию и вопрос.

Вопрос: Эту дату считают началом благотворительности в России. С одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».

Правильный ответ: 988 год – год крещения Руси считается началом благотворительной деятельности в России. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение».

Право хода у команды первой правильно ответивший на вопрос.

Вопросы и ответы

«Эти добрые детские сказки»

«Эти добрые детские сказки» – 10 баллов

Вопрос: Это – всеми любимый жанр литературы. Они бывают о природе и животных, учат ребят добру и ответственности. На примере главных героев мы видим, что добро всегда побеждает зло. Их каждый день читают на ночь для ребёнка, чтобы приятно начать новый день! Что это?

Ответ: Сказки.

«Эти добрые детские сказки» – 20 баллов

  • Вопрос: Прозаическая повесть Корнея Чуковского, опубликованная в 1936 году. Это переработка произведения английского писателя Хью Лофтинга «История доктора Дулиттла», в котором действует аналогичный персонаж - доктор Дулиттл. Всех зверят он лечил бесплатно в своей больнице. 

Ответ: Доктор Айболит.

«Эти добрые детские сказки» – 30 баллов

Вопрос: В этой сказке Павла Бажова - известного уральского сказочника - рассказывается о простой жизни старого доброго охотника, его воспитанницы Даренки и кошки. В один из вечеров старик поведал ей историю про козла с удивительным копытцем, из-под которого сыплются драгоценные камни. Эта сказка учит милосердию, трудолюбию.

Ответ: "Серебряное копытце"

«Эти добрые детские сказки» – 40 баллов

Кот в мешке – право ответа переходит к выбранной команде соперников. Если выбранная команда верно отвечает на вопрос – зарабатывает баллы и дальше выбирает рубрику. Если команда дает неверный ответ – сумма баллов отнимается.

  • Вопрос: Сказка В.Г. Сутеева одобром и отзывчивом зайце, который отправился на поиски еды для своих зайчат. Он набрал целый мешок яблок, но все раздал по дороге. Набрать яблок второй раз ему помешал волк. Однако, зайчата не остались голодными. Все звери, которых зайчик угостил яблоками, проявили милосердие - пришли к нему в дом с гостинцами.

  • Как называется эта сказка? По ней создан добрый советский мультфильм.

Ответ: В.Г. Сутеев «Мешок яблок»

«Эти добрые детские сказки» – 50 баллов

Вопрос: Русская народная сказка о богатыре, имя которого родственно слову «ДОБРО»- как он однажды ослушался свою матушку: не входить в Пучай-реку - сражался со злодеем. Эта былина-сказка учит любви к родной земле и помогать попавшим в беду, даже если это опасно.

Ответ: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч »

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

«Жизнь дана на добрые дела» – 10 баллов

Вопрос: Кто ввёл христианство на Руси?


Ответ: Князь Владимир

«Жизнь дана на добрые дела» – 20 баллов

Вопрос: Неравнодушные люди, которые готовы тратить своё время и силы на помощь нуждающимся. Особенно в период пандемии они помогли людям, а сейчас помогают солдатам в зоне СВО. Кто они?

Ответ: Волонтёры.

«Жизнь дана на добрые дела» – 30 баллов

Кот в мешке – право ответа переходит к выбранной команде соперников. Если выбранная команда верно отвечает на вопрос – зарабатывает баллы и дальше выбирает рубрику. Если команда дает неверный ответ – сумма баллов отнимается.

Вопрос: Этот фонд с 2002 года помогает побеждать врожденные заболевания сердца детям до 18 лет. Помимо адресной помощи, организация делает пожертвования на оборудование и расходные материалы для операций.

Работает вместе с кардиологическими клиниками из Москвы, Казани, Самары, Калининграда, других российских городов, отправляет детей на лечение заграницу.

Ответ: «Детские сердца»

«Жизнь дана на добрые дела» – 40 баллов

Вопрос: Крупнейший Российский фонд, который поставляет продовольствие малообеспеченным семьям.

Ответ: Фонд продовольствия «Русь»

«Жизнь дана на добрые дела» – 50 баллов

Вопрос: Как называлось благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих).

Ответ: Богадельня.

«ПОСЛОВИЦЫ»

Пословицы – 10 баллов

Кот в мешке – право ответа переходит к выбранной команде соперников. Если выбранная команда верно отвечает на вопрос – зарабатывает баллы и дальше выбирает рубрику. Если команда дает неверный ответ – сумма баллов отнимается.

Вопрос: Добра желаешь –…

Ответ: …добро и делай!

Пословицы – 20 баллов

Вопрос: Если бы благотворительность ничего не стоила – …

Ответ: …все бы были филантропами.

Пословицы – 30 баллов

Вопрос: Рубашка износится, а…

Ответ: …доброе дело не забудется.

Пословицы – 40 баллов

Вопрос: Худо тому, …

Ответ: …кто добра не делает никому.

Пословицы – 50 баллов

Вопрос: Мы хорошо помним добрые дела, особенно…

Ответ: …свои собственные.


«ЦИТАТЫ ИЗ ПРОШЛОГО»

Цитаты из прошлого – 10 баллов

Вопрос: «Добро по указу -не добро"».

Назовите автора высказывания.

Ответ: И. Тургенев.

Цитаты из прошлого – 20 баллов

Кот в мешке – право ответа переходит к выбранной команде соперников. Если выбранная команда верно отвечает на вопрос – зарабатывает баллы и дальше выбирает рубрику. Если команда дает неверный ответ – сумма баллов отнимается.

Вопрос: «Накорми голодного – благодетеля своего». Назовите автора высказывания.

Ответ: Павел Михайлович Третьяков

Цитаты из прошлого – 30 баллов

Вопрос: «Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва». Назовите автора высказывания.

Ответ: Лев Николаевич Толстой

Цитаты из прошлого – 40 баллов

Вопрос: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Назовите автора высказывания.

Ответ: Антон Павлович Чехов

Цитаты из прошлого – 50 баллов

Вопрос: «…Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховныя должности и добродетели каждого Боголюбивого владетеля…»

Назовите автора высказывания.

Ответ: Екатерина II


Заключение

Подводя общий итог, можно сказать о том, что милосердие неотъемлемая часть России. Частью такой милосердной деятельности может стать каждый, стоит лишь только этого захотеть. В настоящее время отношение общества к благотворительной деятельности пока не слишком к ней стимулирует. Но все, же благотворительность как существовала, так и будет существовать в будущем.

Детям свойственна сильная эмоциональная реакция на услышанное или увиденное, эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Потребность детей постоянно контактировать с людьми должна быть использована и реализована педагогами для воспитания у ребят чуткости, внимания и сострадания. Развитие милосердия в России является благородным в человеческом смысле и государственно значимым, с точки зрения развития всего общества.

Приложение 1

Чтобы жить в мире с людьми, надо быть милосердным, а для этого необходима… ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

1.Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2.Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5.Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Приложение 2



Приложение 3

  1. Ссылки на видеоработы по формированию нравственных качеств моих учеников.

Литература

    1. Антонович И. В. Благотворительность в российском обществе: история и современность: учебное пособие. – Барнаул: Издательство АГУ, 2005. – 135с.

    2. Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н.. Основы религиозных культур и светской этики. – М.: Вентана-Граф, 2019 (Электронная версия)

    3. Сулакшин С.С. Благотворительность в России и государственная поли тика: монография. – М.: Научный эксперт, 2013. – 224 с.

    4. Кураев А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России".4-5 классы. Учебник для ОУ.-М.:"Просвещение", 2012.-95 с.

    5. ФГОС начального общего образования (1-4 КЛ.).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!