СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Байкал-сокровище мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Байкал-сокровище мира"»

Тема воспитательского часа: "Байкал - сокровище мира"

Провела: Иванова С.С. 30.11.2021г.


Цели:

1.Создать условия для развития умственных, творческих способностей детей;

2.Углубить и расширить знания детей об озере Байкал и его обитателях;

3.Развить творческие способности;

4.Воспитать экологическую культуру.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес к уникальному озеру Байкал, 2.Познакомить с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале.

3.Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;

4.Воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.

5.Формировать умения устанавливать контакт; навыков свободного общения; умение работать в коллективе.

6.Развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса (белёк, логово, лунки-отдушины, продухи, эндемик, эпишуры, омуль, осётр, таймень, бычок, голомянка, широколобок, Ангара, Енисей, шаман-камень).

7.Формировать творческое воображение и мышление при лепке нетрадиционным способом из солёного теста; упражнять в умении применять технические приемы: сглаживать, оттягивать, сплющивать, работать со стеком, передавая характерные особенности животного; развивать эстетическое восприятие мира.

Ход занятия:

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня интересное занятие. К нам пришли гости, поздоровайтесь!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть! (стук в дверь)

Садитесь на стульчики.

(на пороге находим большой конверт в нем письмо и карта маршрута)

Воспитатель: Ребята, посмотрите письмо. (Открывает конверт и читает письмо)

Письмо от Сибирячка.

Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете по разным странам. Поэтому я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу. Байкал хранит в себе очень много удивительных мест. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравится путешествие. Вперед! Доброго пути!

(На доске карта озера Байкал).

Ситуативный разговор «Что мы знаем о Байкале»

Воспитатель: Ребята, а что это?

Дети: Байкал.

Воспитатель: А что вы знаете о Байкале? (Ответы детей). Да, правильно, озеро Байкал - самое большое и самое глубокое озеро в мире. Байкал - одно из самых древних по происхождению и разнообразию животного мира. Это озеро - священный дар природы, настоящее сокровище мира. Много легенд, песен и сказаний сложено о Байкале.

Легенда о Байкале

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам легенду о Байкале. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна река Ангара. Вот почему в старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман-камнем.

Ребята, хотите совершить увлекательное путешествие на Байкал.

Дети: Да.

Воспитатель: Я думаю, что вам понравится путешествие. А вот на чём мы отправимся в путешествие узнаете после того, как соедините цифры по порядку на листах, которые лежат на столе (дети работают на листе бумаги).

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Яхта.

Воспитатель: Правильно, яхта. Занимаем места на яхте!

Итак, команда “Сбор!” Все заняли свои места.

Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью и не забыть взять с собой хорошее настроение. Ну вот, я вижу что вы все готовы,

- Капитаном будет у нас Юра. А я гидом - буду рассказывать вам обо всём.

Отправляемся в плавание - путешествие.

- Смотрите, чайки кружат, охотятся на рыбу.

(Слышны шум волн и крики чаек).

Воспитатель: Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа! Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности, тайгой. В тайге обитают красный волк, манул, соболь, рысь, заяц, лиса, кабарга, медведь……

Чистая прозрачная вода, окруженная скалами, необычной красоты деревьями. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок.

Ребята, какой остров есть на Байкале? (Ответы детей).

Воспитатель: Остров Ольхон - единственный остров на Байкале.

Мы приплыли на остров Ольхон, выходите, ребята, давайте немножко отдохнём. Дети выходят на "ковёр-остров" (остров Ольхон).

Физкультминутка:

Вот мы к озеру спустились (Дети образуют круг) Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками) Изображают, что брызгают себе водой в лицо. Вот как славно освежились.

Воспитатель: Ребята, хотите погрузиться в воду и увидеть подводный мир Байкала?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Давайте сядем в подводное транспортное судно –Батискаф. и погружаемся!

(дети "погружаются в воду" - садятся на ковер).

Воспитатель: Подводный мир Байкала просто удивительный! В озере водятся такие рыбы как осетр, налим, таймень, бычок, карась, щука, и много других рыб.

В Байкале живут маленькие рачки - эпишуры. Они обитают только в Байкале, и нигде больше. Байкальская эпишура фильтрует загрязнённую воду, попадающую из рек, впадающих в озеро.

Посмотрите, эта рыбка называется Голомянка, одна из самых многочисленных рыб на Байкале. Голомянка - это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

А это - Глубинные широколобки, у них тело, мягкое как студень. Они живут на большой глубине, поэтому их называют глубинными. Бывают ещё тёмные широколобки.

А эту рыбу вы должны знать. Это уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал. Послушайте внимательно и попробуйте догадаться:

Название её начинается на букву «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль).

Омуль - это рыба, которая обитает только в Байкале. и питается в основном байкальской эпишурой. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест - откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходит в реки на нерест, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появляются мальки, они начинают путь обратно в озеро.

Ребята, посмотрите, что это за звери плавают под водой?

Дети: Нерпы!

Воспитатель: Правильно, нерпы. Нерпа - это байкальский тюлень. Ещё нерпу называют ушкан. Живут нерпы примерно до 55 лет. Самое известное лежбище нерп - Ушканьи острова. Нерпы в воде двигаются очень быстро и уверенно. По льду они передвигаются достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходят к скачкам. Основным кормом для нерп является голомянка. Нерпы делают продухи, небольшие лунки, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Нерпы могут не дышать под водой не более 20-25 минут, зимой они ловят рыбу на глубине, но мамы-нерпы обязательно выходят на лёд, чтобы покормить детёнышей молоком. Детёныши у нерп рождаются весной, в марте, в специально подготовленном снежном логове среди торосов льда, обычно один или два. Первые дни нерпёныши белого цвета, белых нерпёнышей называют бельками. Детёныша нерпы ещё называют хубунком (от бурятского "хубун" - детёныш). Бельки незаметны на льду благодаря своей белой шкуре. Через месяц они линяют и становятся серебристо-серыми, взрослые нерпы имеют буро-коричневый цвет. Ценность байкальской нерпы составляет мех. Самый опасный враг нерпы - человек. Нерпа занесена в Красную книгу и охраняется законом. Когда вы вырастете, может кто-нибудь из вас выберет профессию эколога, биолога, которая поможет защитить и сохранить чистую воду, природу и животный мир Байкала. Нерпа, омуль, голомянка , широколобка, соболь, ….это эндэмики Байкала. Эндемики – это редкие или исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Если на месте обитания происходит природный катаклизм, то животным на ограниченной территории трудно восстановить численность. Исчезающими или редкими эндемики становятся из-за воздействия человека на окружающую среду.

- Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпы)

- Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем лепить из солёного теста. Отгадайте загадку и вы сразу поймёте, о ком идёт речь.

Послушайте загадку:

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт

Лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами! (Ответы детей).

Правильно, это нерпёныш или белёк. Посмотрите на этого белька (Показываю образец: вязаную игрушку нерпёныша).

Воспитатель: Какие части тела есть у него? (Голова, туловище, ласты, хвост). Да, голова соединена с конусообразным туловищем, есть ласты и хвост, который служит рулем, два чёрных глаза и усы. Мы будем сейчас лепить нерпёнка из солёного теста. Показ способов лепки: сначала берём весь кусок, отщипываем кусочек теста для ласт, отложим этот кусочек в сторону. Затем из большого куска прямыми движениями между ладоней катаем туловище в форме конуса. Затем с помощью стека делаем надрез, указательным и большим пальцем придаём нужную форму хвосту: прищипываем двумя пальцами. Из теста, которое осталось вылепим ласты - скатаем две маленькие толстые "колбаски". Теперь приплющиваем их и с помощью стека делаем рубчики на ластах, хвосте и соединяем с туловищем. Глазки - это две горошинки (перец) и усики - щетинки. Вот и готов наш нерпенок.

(Дети лепят самостоятельно под музыкальное сопровождение, при затруднении детей предлагаю свою помощь).

Воспитатель: Какие красивые и забавные у вас получились бельки! Молодцы!

(На столе - макет озера Байкал, вокруг озера лежат камни).

Воспитатель: А теперь, ребята, возьмите своих нерпёнышей-бельков в ладони и легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания. Смотрите, да ведь они "ожили" от тепла вашего дыхания, от вашей доброты!

Воспитатель: А где же будут жить наши бельки, они замёрзнут, ведь они ещё совсем маленькие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, "озеро" (макет) чем покрыто?

Дети: Льдом-бумагой.

Воспитатель: А логова из чего строят нерпы?

Дети: Из снега, из льда.

Воспитатель: А вы сможете смастерить домики-логова для нерпят?

Дети: Да.

Воспитатель: Из чего будете делать логова?

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: Почему из бумаги?

Дети: Потому, что бумага белая, как снег.

Воспитатель: Нерпёныши, идите к своим мамам-нерпам! Нерпы ловят рыбу подо льдом, скоро они выплывут к своим детёнышам и покормят их молоком.

(Дети располагают нерпёнышей в домики-логова на "льду" Байкала).

Воспитатель:

В Байкальских сугробах заснеженных,

В логове - норе ледяной

Родился нерпёныш нежный

У нерпы студеной порой.

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.

Воспитатель: Ребята, как нам сберечь наше озеро, что для этого надо делать? (Рассуждения детей). Байкальская вода - это самое настоящее сокровище всего мира, это большая часть мирового запаса пресной воды. Поэтому, нам надо беречь и сохранить Байкал для своих потомков.

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег.

Давайте будем Байкал беречь,

Не будем силы свои жалеть!

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал дорогой!

Воспитатель: Ребята, посмотрите что это?

Дети: Мусор.

Воспитатель: Да, кто-то оставил мусор на берегу. Что будем делать?

Дети: Надо убрать мусор, чтобы он не попал в наше озеро. родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась все грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.

-Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Ответы и рассуждения детей. (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной) .

-как же можно помочь роднику? (рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.)

- что ж, давайте поможем. Проходите к столам, рассмотрите воду. Какая она? Ее можно пить? В ней можно жить рыбам, нерпам? Рассуждения детей.

- как можно воду сделать чистой? Ответы детей. Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? Ответы детей.

- правильно, вода становится чистой, прозрачной, пригодной для жизни водных обитателей. Молодцы. А вы будете беречь природу Байкала?

Дети: Да, будем

Воспитатель: Правильно, а вы летом с родителями отдыхали на Байкале? За собой убирали мусор?

Дети: Мы убирали за собой мусор.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы! А что будет, если люди будут оставлять свой мусор на берегу?

Дети: Рассуждения детей.

Воспитатель: Правильно говорите, нельзя загрязнять природу и воду Байкала.

(Под шум волны вместе с детьми находим байкальский камешек).

Воспитатель: А какие камни здесь красивые! Эти камешки не простые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья. Ребята, давайте поиграем в игру. Мы будем передавать по кругу байкальский камень и называть любое слово о Байкале, можете называть новые слова, о которых узнали сегодня.

Игра «Цепочка слов» (с камешком)

(Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу. (Омуль, голомянка, тайга, нерпа, белёк, Ангара, Енисей, осётр, таймень, широколобок, щука, шаман-камень, эпишура, Ольхон...)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии больше всего? Что нужно делать, чтоб вода Байкала оставалась чистой?

Дети: Рассуждения детей.

Воспитатель: Ребята, если у вас сегодня все получалось и не возникало трудностей, вам было интересно, то нарисуйте лучики "Весёлому солнышку". У кого были затруднения и не всё получалось, то нарисуйте лучики "Грустному солнышку" (Дети делают выбор и рисуют лучики).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких солнышек у нас оказалось больше?

Почему вы сделали такой выбор? (Ответы детей).

Воспитатель: Я вижу, что больше у нас лучиков у "Весёлого солнышка". А вам понравилось лепить маленьких нерпышей?

Дети: Да.

Воспитатель: Когда немного подрастут наши нерпыши, то мы их покрасим в какой цвет?

Дети: В серебристо-серый цвет.

Воспитатель: Когда они уже взрослыми станут, то их покрасим в коричнево-бурый цвет.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, всё запомнили, из вас вырастут настоящие защитники природы и животного мира! Молодцы!

Подарок сюрприз: - Спасибо, ребята. За вашу доброту, ведь вы спасли не только водных жителей, но и все живое на земле за это, ребята, я хочу вам сделать подарок.
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!