СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Байкало-амурская магистраль Текст Ст-42 13.04.

Нажмите, чтобы узнать подробности

БАМ  Краткий пересказ текста на английском языке

Просмотр содержимого документа
«Байкало-амурская магистраль Текст Ст-42 13.04.»


Байкало-Амурская магистраль: легендарная стройка XX века

  • 2 мар, 2020 at 6:18 PM

Автор: Марина Резник

«Солнце в небе светит мудро,
Молодеет древний край.
От Байкала до Амура
Мы проложим магистраль»
Роберт Рождественский


Байкало-Амурская магистраль – грандиозное явление не только российской, но и мировой истории. Дорога длиной свыше 4000 километров проходит среди суровых хребтов, по вечной мерзлоте, на огромнейших пространствах Сибири. БАМ стал самым дорогим проектом в истории советского государства. Энтузиасты всех республик СССР объединились, чтобы построить этот путь.




История Забайкалья оказалась неразрывно связана с историей Байкало-Амурской магистрали. Необходимость строительства хороших дорог в Сибири возникла давно – только так могло «богатство России прирастать Сибирью». Строительство дорог в Сибири началось в XIX веке. В связи с масштабными проектами по изучению Сибири и ее природных богатств, был поставлен вопрос о постройке железнодорожной магистрали до самого тихоокеанского берега. Уже тогда были намечены два пути, по которым железная дорога может пройти: через Южное Забайкалье или через Северное.



Интересно, что на месте нынешнего БАМа по первоначальным замыслам должна была пройти Транссибирская магистраль — Великий Сибирский путь. Считалось, что этот путь до берегов Амура окажется на 500 верст короче. Губернатор Тургайской области Александр Петрович Проценко учитывал то, что вариант северного маршрута Великого Сибирского пути был бы отдален от китайской границы и тем стратегически безопаснее. В 1889 году в селе Боярском на юго-восточном берегу Байкала для обсуждения строительства железной дороги от

Байкала к Амуру встретились иркутский генерал-губернатор Игнатьев и амурский губернатор барон Корф. Решено было провести рекогносцировку местности. Две группы под руководством изыскателей Николая Афанасьевича Волошинова и Людвига Ивановича Прохаски столкнулись с совершенно непригодными условиями не только для строительства, но и для жизни. В своих отчетах они писали, что будущая дорога должна была бы пройти «севернее черты успешного хлебопашества», что она «непригодна для культуры и не может быть рассматриваема как запас земли для заселения».



После ухода строительства Транссиба на юг, с будущим БАМом наступило некоторое затишье. Но затем в начале ХХ века вновь стали звучать идеи строительства железной дороги в этих краях, на этот раз — в районе Бодайбо. Это золотоносный район, и причиной было желание освоения Ленских золотых приисков. Одновременно предполагалось построить порт на реке Лене, чтобы по нему доставлять на железную дорогу груз с приисков. Были представлены разнообразные проекты. Так, первый вариант проекта Лоика де Лобеля охватывал: Иркутск — Якутск — Берингов пролив — Аляска.

Второй вариант проекта де Лобеля был более осуществимым: Байкал — Амур. Однако стройка века началась только в советское время. Само название Байкало-Амурская магистраль, как и аббревиатура БАМ, появилось в 1930 году. В 30-е годы начались интенсивные геологоразведочные работы к северо-востоку от Байкала. Дорога должна была пройти по богатейшим местам Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии, Амурской области и Хабаровского края с целью освоения месторождений полезных ископаемых. Содействовали строительству БАМа и политические соображения: Япония оккупировала северо-восток Китая.

В 1938 году случился конфликт у озера Хасан, в 1939-м боевые действия шли на Халхин-Голе. Транссиб, идущий вплотную к китайской границе, был слишком уязвим. Однако после первых исследований местности стало понятно, что территория малонаселенная и нужно искать людей для строительства. По комсомольским путевкам набрали людей в 10 раз меньше ожидаемого количества. Для строительства БАМа была создана целая особая система — БАМЛАГ.

Среди заключенных БАМЛАГа был и отец Павел Флоренский, который не просто отбывал там срок, но и подготовил исследование о строительстве в вечной мерзлоте. Известны слова самого Флоренского: «Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны».

В 1938 году были сооружены первые подходы к будущей трассе от Транссиба. Это линии БАМ — Тында и Известковая — Ургал. В военное время строительство БАМа было приостановлено - рельсы с уже построенных подходов были вывезены на знаменитую Волжскую рокаду под Сталинград в 1942 году, где они были очень нужны.

Но уже в 1943-м начали строить линию Комсомольск — Советская Гавань, а в 1945 году эта линия заработала. В 1951 году открылся западный подход к БАМу от Тайшета до Лены, но в постоянную эксплуатацию он был сдан только в 1958-м, семь лет спустя. Потом на десять лет на БАМе опять наступило затишье, пока ухудшение отношений с Китаем снова не сделало актуальными стратегические мотивы прокладки северной магистрали на восток. В 1967 году было издано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, и начались очередные изыскания трассы.

В апреле 1974 года состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой и создан штаб ВЛКСМ по шефству над БАМом. Первый отряд комсомольцев-строителей был отправлен со съезда ВЛКСМ. Работа велась по всем направлениям, начиная от идеологической пропаганды и заканчивая различными поощрениями молодых строителей.

В 1970-е жизнь на БАМе и во время его строительства была очень непростой. Многие приехавшие не отдавали себе отчет во всей трудности предстоящей жизни и работы. Бытовые условия были очень тяжелыми. Тем не менее, многие из бывших комсомольцев не жалеют о проведенных на строительстве магистрали годах и вспоминают их как один из лучших периодов своей жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!