2 | Постановка цели урока | Давайте вспомним, о чем мы говорили и что смотрели на прошлом уроке? А что такое балет, давайте вспомним? Сегодня мы тоже познакомимся с балетом, а каким, ваша задача узнать. На доске облако слов. Выделите главные слова. Что мы должны узнать сегодня на уроке? Как вы думаете, как называется балет? Кто главные герои? О чем балет? Что мы должны узнать сегодня на уроке? | Балет «Гаяне», композитора Арама Ильича Хачатуряна Музыкальный спектакль, где действующие лица танцуют. Кто такой Петрушка? О чем балет «Петрушка» Кто композитор | Р: целеполагание П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса К: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
3 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решении задач | Балет называется Петрушка. Главные герои Петрушка, Арап и Балерина. Так же в балете будут фокусник и шарманщик. Учитель подробно рассказывает о балете "Петрушка". В начале 20 века Игорь Стравинский (ПОРТРЕТ) сочинил балет "Петрушка". Родился Игорь Фёдорович в очень творческой семье – мать его была пианисткой и певицей, а отец – оперным певцом, он даже выступал в знаменитом Мариинском театре в качестве солиста. Проживший долгую жизнь, целых 88 лет, Игорь Фёдорович успел поработать практически во всех существовавших тогда музыкальных жанрах. Его даже метко прозвали “человеком тысячи и одного стиля”. Стал композитором благодаря композитору Римскому-Корсакову, он был его наставником. Рассмотрите его портрет. Каким мы видим композитора. Сегодня мы с вами познакомимся с первой картиной балета Петрушка. Но перед этим давайте рассмотрим картину Б.Кустодиева «Балаганы». Что мы на ней видим? Что происходит? Что такое балаган? Действие происходит в старом Петербурге во время народных гуляний на Масленой неделе. Главные герои - куклы, между которыми развертывается драма. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который в конце концов убивает соперника - Петрушку. Но дух Петрушки не сломить, и он возвращается, он же кукла. Сейчас послушайте содержание первой картины. Она происходит как раз во время ярмарки, возле балаганов. (На фоне музыка из вступления) Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей, которая танцует, отбивая такт треугольником. Внимание толпы привлекают два барабанщика. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты, и, к великому удивлению толпы. они дружно пускаются в пляс. А теперь давайте послушаем первое действие, где нас знакомят с героями балета. | Учащиеся слушают и участвуют в беседе Дети работают с учебником, рассматривают картину Б.Кустодиева "Балаганы", отвечают на вопрос, размышляют, стараются подойти к общему мнению, обмениваются информацией, исправляют ошибки друг у друга. | -К: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других П: формирование интереса к данной теме |
4 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решении задач | Какой характер музыки? Кто же такие Петрушка, Арап и Балерина? А что объединяет музыку И.Стравинского и картину Б.Кустодиева? После беседы по прослушанному учитель предлагает работу с учебником, ответить на вопросы: В учебнике обратите внимание на костюмы главных героев. Какого героя не хватает? Как вы думаете, какие цвета преобладают в костюме Петрушки в балете? Какой он персонаж? Сейчас я вам предлагаю стать художниками по костюмам и придумать костюм для Петрушки. Раскрасьте его в те цвета, какими вам его рисует музыка. (повторное прослушивание произведения) «Балет "Петрушка" - сама жизнь. Вся его музыка полна задора, свежести, остроумия, веселья, безудержной удали" - писал Мясковский. Музыка из балета "Петрушка" по звучанию близка к какой? А теперь давайте посмотрим, как же выглядит эта сцена в балете и сравним костюм Петрушки с предложенным вами костюмом. | Музыка праздничная, задорная, игривая. Петрушка, Арап и Балерина - куклы Картину и музыку объединяет красочность, праздничное настроение. Костюма Петрушки К русской народной | П: умение находить правильное решение Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: участие в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической речью |
7 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД | Организует работу по обобщению усвоенного: - О каком балете говорили? - Как звали композитора? - Кто главные герои балета? - Назовите особенности музыки балета "Петрушка" | Балет «Петрушка» И.Стравинский Петрушка, Арап и Балерина Музыка близка по звучанию к русской народной музыке. | Р: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
8 | Рефлексия деятельности | Подводит вместе с учащимися итоги деятельности: Какие задачи ставили на уроке? Удалось ли их достичь? Какие получили выводы? Рядом с костюмом петрушки покажите смайликом как вы оцениваете свою работу на уроке. | Учащиеся называют задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели в процессе урока | Р: оценивание собственной деятельности на уроке |