СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Балет И. Стравинского «Петрушка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Балет И. Стравинского «Петрушка»»

Технологическая карта урока

музыки в 4Б классе по теме

«Балет И. Стравинского «Петрушка»


Предмет: Музыка

Класс:

Дата: 09.02.2023

Учебник: Музыка Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Тема урока: «Балет И. Стравинского «Петрушка»

Цель урока: Знакомство с балетом И.Ф. Стравинского «Петрушка». Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского

Задачи урока:

Предметные:

Продолжить знакомство с творчеством И. Ф. Стравинского; научится определять тему урока, ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с Балетом «Петрушка» (1 действие), составить анализ прослушанного произведения. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского

Личностные:

Актуализировать эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника.

Материал: Облако слов, портрет И.Стравинского, картина Б.Кустодиева «Балаганы», музыка И.Стравинский, балет «Петрушка» вступление, видео 1 картины И.Стравинский, балета «Петрушка», раскраска Петрушка, музыка русской народной песни «На горе то калина», музыка и текст русской народной песни «Ой, блины»


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Настраивает на позитивный лад, подбадривает учащихся, напоминает, что они могут хорошо учиться.

Приветствуют учителя.




Р: организация своей учебной деятельности

К: планирование учебного сотрудничества

2



Постановка цели урока

Давайте вспомним, о чем мы говорили и что смотрели на прошлом уроке?

А что такое балет, давайте вспомним?

Сегодня мы тоже познакомимся с балетом, а каким, ваша задача узнать. На доске облако слов. Выделите главные слова.

Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Как вы думаете, как называется балет? Кто главные герои? О чем балет?

Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Балет «Гаяне», композитора Арама Ильича Хачатуряна

Музыкальный спектакль, где действующие лица танцуют.























Кто такой Петрушка?

О чем балет «Петрушка»

Кто композитор

Р: целеполагание

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

К: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

3

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)



Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решении задач

Балет называется Петрушка. Главные герои Петрушка, Арап и Балерина. Так же в балете будут фокусник и шарманщик.

Учитель подробно рассказывает о балете "Петрушка".

В начале 20 века Игорь Стравинский (ПОРТРЕТ) сочинил балет "Петрушка".

Родился Игорь Фёдорович в очень творческой семье – мать его была пианисткой и певицей, а отец – оперным певцом, он даже выступал в знаменитом Мариинском театре в качестве солиста.


Проживший долгую жизнь, целых 88 лет, Игорь Фёдорович успел поработать практически во всех существовавших тогда музыкальных жанрах. Его даже метко прозвали “человеком тысячи и одного стиля”.


Стал композитором благодаря композитору Римскому-Корсакову, он был его наставником. 


Рассмотрите его портрет. Каким мы видим композитора. 


Сегодня мы с вами познакомимся с первой картиной балета Петрушка. 


Но перед этим давайте рассмотрим картину Б.Кустодиева «Балаганы». Что мы на ней видим? Что происходит? Что такое балаган?

Действие происходит в старом Петербурге во время народных гуляний на Масленой неделе. Главные герои - куклы, между которыми развертывается драма. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который в конце концов убивает соперника - Петрушку. Но дух Петрушки не сломить, и он возвращается, он же кукла.

Сейчас послушайте содержание первой картины. Она происходит как раз во время ярмарки, возле балаганов.

(На фоне музыка из вступления)

Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей, которая танцует, отбивая такт треугольником.

Внимание толпы привлекают два барабанщика. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты, и, к великому удивлению толпы. они дружно пускаются в пляс.

А теперь давайте послушаем первое действие, где нас знакомят с героями балета.

Учащиеся слушают и участвуют в беседе









































Дети работают с учебником, рассматривают картину Б.Кустодиева "Балаганы", отвечают на вопрос, размышляют, стараются подойти к общему мнению, обмениваются информацией, исправляют ошибки друг у друга.


























-К: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

П: формирование интереса к данной теме


4

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решении задач

Какой характер музыки? Кто же такие Петрушка, Арап и Балерина?



А что объединяет музыку И.Стравинского и картину Б.Кустодиева?



После беседы по прослушанному учитель предлагает работу с учебником, ответить на вопросы:

В учебнике обратите внимание на костюмы главных героев.

Какого героя не хватает? 

Как вы думаете, какие цвета преобладают в костюме Петрушки в балете? Какой он персонаж?

Сейчас я вам предлагаю стать художниками по костюмам и придумать костюм для Петрушки. Раскрасьте его в те цвета, какими вам его рисует музыка. (повторное прослушивание произведения)

«Балет "Петрушка" - сама жизнь. Вся его музыка полна задора, свежести, остроумия, веселья, безудержной удали" - писал Мясковский.

Музыка из балета "Петрушка" по звучанию близка к какой?

А теперь давайте посмотрим, как же выглядит эта сцена в балете и сравним костюм Петрушки с предложенным вами костюмом.

Музыка праздничная, задорная, игривая.
Петрушка, Арап и Балерина - куклы

Картину и музыку объединяет красочность, праздничное настроение.









Костюма Петрушки































К русской народной

П: умение находить правильное решение

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: участие в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической речью

5

Динамическая пауза


Сейчас я вам предлагаю игру на музыкальных инструментах под уже знакомую вам русскую народную мелодию «На дворе то калина»





П: умение выражать чувства, умение выделять ритмические элементы

Р: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

6

Вокально-хоровая работа

Предлагает исполнить песню "Ой, блины"

Прослушивание, знакомство с песней.

Анализ песни.

Связь песни с темой урока

Исполнение песни

Прослушивание песни

Анализ песни

Исполнение песни

П: умение воплощать музыкальные образы при исполнение вокально-хоровых произведений

7

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД

Организует работу по обобщению усвоенного:

- О каком балете говорили?

- Как звали композитора?

- Кто главные герои балета?

- Назовите особенности музыки балета "Петрушка"





Балет «Петрушка»

И.Стравинский

Петрушка, Арап и Балерина

Музыка близка по звучанию к русской народной музыке.

Р: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

8

Рефлексия деятельности

Подводит вместе с учащимися итоги деятельности:

Какие задачи ставили на уроке? Удалось ли их достичь? Какие получили выводы?

Рядом с костюмом петрушки покажите смайликом как вы оцениваете свою работу на уроке.

Учащиеся называют задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели в процессе урока

Р: оценивание собственной деятельности на уроке

9

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. Домашнее залание

Организует процедуру оценки.

Домашнее задание: нарисовать афишу к балету «Петрушка»








Осуществляется процедура оценки.

Р: контроль и оценка способов и результатов действий




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!