СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Балет П.И. Чайковского "Спящая красавица"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Балет П.И. Чайковского "Спящая красавица"»

Нагорная Наталья Алексеевна

Музыка 19.02.20 Урок № 22 3 класс

Тема урока: « Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица»

Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» посредством познавательных способов деятельности.

Личностные УУД:

проявят умения в коллективно-творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

актуализируют эмоциональные отклики  на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;

Метапредметные УУД:

 Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний;

 умеют делать выводы, строить суждения.

  Регулятивные УУД:

ставят совместно с учителем конкретную учебную задачу;

самостоятельно формулируют  тему и цель урока;

выстраивают речевые высказывания о музыке в устной форме;

формулируют собственное мнение и позицию.

 Коммуникативные УУД:

стремятся к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных заданий

Предметные УУД:

поймут понятийный аппарат и композиционные особенности балетного спектакля;

продолжат  знакомство с творчеством П.И. Чайковского.

Оборудование и дидактические средства урока: телевизор, ноутбук, презентация по теме балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского, к опере - былине Н.А. Римского-Корсакова  «Садко»; музыкальные (шумовые, ударные) инструменты для учащихся; фонохрестоматия,   иллюстрации-рисунки и текстовые материалы на доске, цветные ленты для рефлексии.

ЭОРhttps://multiurok.ru/files/skazki-ghuliaiut-po-svietu-1.html

Видео https://www.beesona.ru/clips/valentina_tolkunova/skazki_gulyayut_po_svet.php

Тип урока:   комбинированный.  

Ход урока

Вход в класс обучающихся под музыку Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее».

1.Организационный момент.

   Учитель: Наш урок я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них.

«Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как композитор, художник, поэт». Если настоящий зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение. Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке.  Это работа души, сердца; трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить, в конечном счёте, свою душу красотой и духовным богатством.

  Сейчас мы откроем музыкальную шкатулку, в которую в конце урока вы положите свои музыкальные вопросы-секретики.

    Учитель:

-Что за волшебный мир находится в шкатулочке? (это мир сказок, приключений…)

Актуализация опорных знаний.

Многие композиторы писали свои произведения на сказочные сюжеты.

-С какой оперой - сказкой мы познакомились на прошлом уроке? («Снегурочка Н.А. Римского-Корсакова).

Н.А. Римский-Корсаков в своём творчестве обращался к сказочной тематике. Мы продолжаем музыкальное путешествие по страницам русских опер и балетов.

И сейчас я предлагаю вам вспомнить вступление к опере-былине «Садко». Римский-Корсаков назвал его «Океан – море синее».   Слушание (2 образа).

- Определите, какой образ моря создал композитор в этой музыке? (спокойной и разбушевавшейся морской стихии).

Обратите внимание на интонации из трёх звуков, из которых композитор словно «выращивает» тему моря, которая несколько раз появляется в опере. Она сопровождает путешествие Садко, рассказы заморских гостей о новых странах.

Попробуем изобразить море.

 -Какое море изображает композитор? (Спокойное – взволнованное - спокойное).

-В какой форме написано вступление? (3-х частной).

-Какой приём развития образа моря использует Н.А. Римский-Корсаков? (варьирование основной интонации).

-Какие приёмы развития вам известны? (повтор, полифоническое развитие, контраста).

-Приведите слова-контрасты (добро-зло).

-Догадайтесь, о каких образах мы будем говорить? Попытайтесь сформулировать тему урока  (открыть часть темы на доске «Образы добра и зла…»).

Введение в новую тему.

В каком литературном жанре автор всегда создаёт образы добра и зла? (сказка).

Звучит текстовой фрагмент записи музыкально-литературной постановки из сказки «Спящая красавица».

-Узнали? (Ш. Перро «Спящая красавица»).

-Скажите, какой музыкально-театральный жанр здесь представлен? (слайд с изображением фрагмента балета).

-Сформулируйте полностью тему урока (на слайде портрет П.И.Чайковского)

Учитель: П.И.Чайковский написал балет «Спящая красавица» на сюжет сказки французского писателя Шарля Перро. Композитор писал его в тесном сотрудничестве с известным балетмейстером, автором сценария и постановщиком  Мариусом Петипа, французом по национальности, который 56 лет проработал в России (словарная работа, на доске слово  «балетмейстер» – мастер балета).

 Учитель: Я приглашаю вас на репетицию балета   (на слайде  репетиция балета). Тихо! Мы за кулисами, с интересом наблюдаем. Что там происходит?

-Представляете, какая это трудная задача – рассказать людям языком танца о победе добра над злом, красоты над безобразием.

Вы хотели бы принять в этом участие? Тогда встаньте.

Представьте, что много лет назад вас заколдовала злая волшебница (звучит фрагмент из музыки балета).

Физминутка

Вы застыли неподвижно в причудливых позах. Вдруг появляется добрая фея и жезлом одного за другим расколдовывает вас. Постепенно всё оживает, начинает двигаться, сначала робко, затем всё больше ощущая прилив жизненных сил. Постепенно ваши движения становятся свободными…

 Вы чувствуете, что каждый из вас -  Человек, и вы многое можете. (Выполнение движений).

Задание:

-Представьте себя режиссером балетного спектакля. Напишите пожелания, предложения по этой постановке.

-О чем бы вы хотели сказать  музыкальным языком? Почему это важно для вас?

      -Вспомните начало сказки (ответы детей).

Множество гостей приходят в царский дворец, чтобы поздравить царя и царицу с рождением дочери – принцессы Авроры. Во дворец пришли две гостьи, которых мы пока не знаем. Нам расскажет о них музыка.

Слушание, просмотр.

 Звучит 1 тема (из интродукции к балету «Спящая красавица») .

-Какие интонации вы слышите в звучании темы феи Карабос? (острые, злобные, «колючие» интонации, резкие созвучия, которые передают коварство, вздорность, злобу).

-Какие танцевальные движения «подходят» к этой музыке? (угловатые, устрашающие; это образ отрицательной героини).

-Сравните её с темой феи Сирени.

Слушание:

 Звучит 2 тема (из интродукции к балету «Спящая красавица).

-Какой характер гостьи «нарисовала» нам её музыкальная тема?

-Нарисуйте в воздухе движение мелодии пластикой жеста.

 Волнообразность движения создаёт плавную, неторопливо развёртывающуюся певучую мелодию, создающую ощущение ясного безмятежного покоя.

Продолжение беседы:

-Что можете сказать о мелодии феи Сирени? (прекрасная, возвышенная, песенного характера).

-Какие танцевальные движения «подходят» к этой музыке? (плавные, возвышенные).

-Какой образ они рисуют? (благородной, нежной гостьи)

 Обратите внимание на то, как тесно связаны танец и музыка, как они «вырастают» друг из друга.

-Можно ли под музыку темы феи Сирени исполнять танцевальные движения феи Карабос и наоборот? Почему? (резкий контраст, который может возникнуть между музыкой и танцем).

-Сравните эти темы (злая фея Карабос и добрая фея Сирени).

-Какие элементы музыкальной речи «говорят» о контрасте? (динамика, темп, звуковедение).

- Как художник передал контраст в своём рисунке? (фея Карабос изображена приглушенными красками на фоне сумрачного леса. Для изображения феи Сирени он избрал весенний пейзаж, светлые, радостные краски.)

-Какой приём развития музыки использовал композитор?

-Как ещё можем назвать эти образы? (добра и зла). Представим себя участниками балета.

-Как танцуют в балете? У балерин есть специальные туфельки – пуанты (словарная работа)

-Как вы думаете, достаточно ли встать на пуанты, чтобы быть балериной? (на слайде основные танцевальные  позиции). Главные события происходят на балу (на слайде  фрагменты сцены бала).

Звучит вальс из балета.

Задание:  интонационно-образное постижение музыки вальса средствами пластики.

-Кто хочет быть балериной и сочинить свою композицию вальса?

Учитель: Не правда ли, музыка позволяет ярко представить все характеры, события? Но праздничная атмосфера бала резко изменяется после того, как в оркестре появляются сначала интонации феи Карабос, затем и вся её тема.

Вокально-хоровая работа.

Мы, все старались сегодня передать свои чувства при помощи танца, теперь давайте выразим свои чувства при помощи пения.

Продолжаем разучивать песню «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова м. Пляцковского.

5. Музыкально – ритмическое задание (игра на шумовых музыкальных инструментах).

И.Б. Баринова «Овощные ритмы».

Вывод по теме урока:

-Какие силы победят в балете – добра и зла? (Силы добра и зла борются,  но добро всегда побеждает зло).

 Так происходит в знакомой нам песне. Вспомните, какая она по характеру. Подумайте, как мы ее должны исполнить.

 Такая борьба не только в сказочном мире, но и в реальном.

В жизни есть 2 чаши – добра и зла. У каждого есть выбор, какую чашу пополнить своими поступками. В каждом человеке много качеств.

-Какие из них ложатся в чашу зла, а какие пополняют чашу добра?

Я не случайно сказала, что на чашу зла они ложатся, а чашу добра пополняют. Задумайтесь и сделайте свой выбор.

Рефлексия

Встречая на своём пути зло - маленькое или большое, - всегда  помните, что легче с ним справиться тому, кто верит в добро и …ветер перемен. В нашем классе сейчас подует такой ветер, и создадим мы его сами.

Открываем музыкальную шкатулку, в которую вы положили свои музыкальные вопросы-секретики. Отвечаем

Оценивание.

Творческое задание: вспомните самый добрый эпизод сказки и изобразите его красками.

До свидания!

Дети выходят под музыку!



 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!