СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Басня как жанр эпических произведений» (урок родного (русского) языка в 5 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Знакомство с понятиями “басня”, “мораль”, “дидактический”;

 - выделение основных характерных жанровых особенностей басни после      наблюдения над языковым и иллюстративным материалом;

  - обращение к уже знакомому определению (аллегория), выделение характерных черт данного явления и применение ранее полученных знаний в новой учебной ситуации (простая аналогия).

- знакомство с понятиями “басня”, “мораль”, “дидактический”;

 - выделение основных характерных жанровых особенностей басни после      наблюдения над языковым и иллюстративным материалом;

  - обращение к уже знакомому определению (аллегория), выделение характерных черт данного явления и применение ранее полученных знаний в новой учебной ситуации (простая аналогия).

Просмотр содержимого документа
««Басня как жанр эпических произведений» (урок родного (русского) языка в 5 классе)»

МБОУ «СОШ№4 ЗМР РТ»







«Басня как жанр эпических произведений»

(урок родного (русского) языка в 5 классе)







Урок разработала учитель

родного языка и литературы

Данилова Флера Мусавировна


























г. Зеленодольск



Тип урока – урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающая

- знакомство с понятиями “басня”, “мораль”, “дидактический”;

- выделение основных характерных жанровых особенностей басни после наблюдения над языковым и иллюстративным материалом;

- обращение к уже знакомому определению (аллегория), выделение характерных черт данного явления и применение ранее полученных знаний в новой учебной ситуации (простая аналогия).

Развивающая

- формирование умения анализировать информацию и выделять главное (формулирование общего определения басни на основе представленных учащимися нескольких определений);

- развитие умения сравнивать и делать выводы (сравнение иллюстраций, установление общей черты и формулирование выводов по результатам сравнения, а также по итогам урока;

- сопоставление сходных объектов и установление черт различия

- сопоставление басен Эзопа и Крылова И. А.)

Воспитывающая

- формирование представлений о морально-этических нормах.


Объём и содержание изучаемого материала:

- Учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной.

- Учебное пособие 5 класс, Р.И.Альбеткова Русская словесность. От слова к словесности.

Москва, Дрофа 2013.

- Сборник басен И. А. Крылова.

- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

- Словарь литературоведческих терминов.

Ход урока

I. Организационный момент, вступительное слово учителя.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии;

- Ребята, давайте вспомним материал прошлых уроков.

Вспомните три вида сказок.

- Сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

- Чем сказки о животных отличаются от других сказок?

- В сказках о животных главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки.

- А кто на самом деле подразумевается под животными?

- На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы читали стихотворение Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».

- Коперник и Птолемей.

- Могли ли они на самом деле встретиться?

- Нет, они не могли встретиться, т.к. жили в разное время.

- О чём спорили учёные?

- Учёные спорили о том, что же вертится: Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца?

-Кто разрешил их спор?

- Их спор разрешил повар, доказав, что Солнце не может вертеться вокруг Земли.

- Какой комический эффект содержат заключительные строфы?

- Комический эффект состоит в том, что спор учёных разрешил обычный поварю.



III. Введение в тему урока.


- Сегодня на уроке мы начнём изучать короткие рассказы, часто стихотворные, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. В этих рассказах есть короткая мораль, которая раскрывает основную мысль рассказа.

- Подумайте, какая будет тема нашего урока?

- С каким жанром литературы мы сегодня познакомимся?

(Ответы учащихся, возможны и затруднения. В таком случае можно зачитать небольшой отрывок, диалог между героями басен)

- Хорошо, тему мы определили, а какие цели мы поставим?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о баснях.

- Хорошо, тему мы определили, а какие цели мы поставим?

- Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи.

Ш. Основная часть урока

1. Работа с учебником Чтение теоретического материала в учебнике.

Учитель: считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. . Слайд 2 (Эзоп). Прочитаем одну из его басен.

. чтение одним из учеников басни Эзопа “Ворон и Лисица” и ответы на вопросы.

- Чем эта басня похожа на рассказ? (Краткое повествование, в основном, от 3 лица).

- Чем она похожа на сказку? (Похожа на сказку о животных тем, что главными действующими героями являются животные – Ворона и Лисица).

- Почему последнее предложение написано с красной строки? Что оно в себе заключает? (Это основная мысль, то, ради чего написана басня, мораль). Это одна из особенностей данного жанра.

- Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, найдем значение слова“мораль”. (Ищут учащиеся). Это многозначное слово. Нам подходит следующее значение: логический, поучительный вывод из чего-нибудь, например, из повествовательной части басни.

- Какова композиция (построение) басни? Иными словами, из каких частей она состоит? (слайд 3 – композиция басни: повествовательная часть и мораль).

- Кто из русских баснописцев использовал сюжет, придуманный Эзопом? (И. А. Крылов) (слайд 4 – портрет Крылова с годами жизни: 1769-1844).

Чтение 2-м учеником басни Крылова “Свинья под дубом ”

- Что общего у этих басен? (Сюжет и действующие лица).

- Что изменилось в басне с точки зрения построения? (Начинается с поучительной части, за ней следует повествовательная).

Сравните поучительные части: одинаков ли смысл басен? (Акцент делается на разных качествах).

- Какие ещё есть отличия у басни Крылова от басни Эзопа? (форма – проза и стихи; объём, обусловленный добавлением художественных подробностей в повествование и прямую речь). Найти эти подробности.

2. Формулирование единого определения басни как жанра эпоса.

После чтения и ответов на вопросы, после зачитанных вами определений, выписанных дома, нетрудно будет сформулировать общее определение басни как жанра. Демонстрируется слайд 5(деформированное определение басни). Ученики должны вставить пропущенные слова в определение :

Басня – это малый эпический жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью.

- Запишем в тетрадь, что такое басня.( учащиеся оформляют работу в тетради.)

- Какое новое слово вам встретилось в данном определении? Обратимся к словарю.

Дидактический – наставительный, поучительный.

3. Наблюдение за иллюстрациями и выделение одной из характерных особенностей басни.

Демонстрируются слайды 6, 7, 8, 9, 10 с иллюстрациями к басням Крылова.

Ребята угадывают название басни по слайдам 6, 7, 8, 9. На 10-м слайде (люди смотрят в зеркало, а видят в нём звериные физиономии) “зашифрована” одна из характерных особенностей басни.

Учитель: мы уже говорили о том, что басня похожа на сказки о животных. Но чем она отличается от сказки? Обратите внимание на то, что на картинке в зеркале мы видим зверей (волков и медведя), а смотрятся в него люди.

- На самом деле речь идёт о животных? (Нет, о людях). То есть автор использует образы зверей, чтобы выразить какое-либо человеческое качество.

- Как называется такое иносказание в литературе? (Аллегория). Это ещё одна черта басни как жанра. Например, осёл традиционно выражает……., лисица - …….., обезьяна - ……… (заканчивают обучащиеся).

IV. Подведение итогов наблюдения за языковым и иллюстрационным материалом, формулирование выводов по уроку

- Вспомните, что мы слушали в начале урока?

- В начале урока мы слушали сказку «Лиса и Тетерев».

- Что роднит басню со сказками о животных?

- В басне, как и в сказках о животных, главные лица – животные.

- А чем сказки о животных отличаются от басен?

- А чем сказки о животных отличаются от басен?

- Похоже ли стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» на басню? Если да, то чем?

- Это стихотворение похоже на басню тем, что в нём тоже высмеиваются пороки людей и есть мораль.

- Запишите в тетрадь название басен, которые мы сегодня прочитали, и их автора.

Учитель: итак, что нового узнали мы о басне – какими чертами она обладает, что отличает её от других жанров эпоса?

При помощи учителя и обращений к соответствующим этапам урока учащиеся перечисляют отслеженные особенности басни:

  • традиционный круг образов, мотивов;

  • наличие повествовательной части и морали;

  • комизм;

  • поучительность (дидактичность);

  • аллегоричность.

Записать в тетрадь. Проверить. Демонстрируется слайд 11 (перечислены характерные жанровые особенности басни).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи.

- Удалось нам достичь их?

- Да, мы достигли поставленных целей, прочитали две басни «Ворона и Лисица» и «Свинья под Дубом».

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.(Учащиеся ставят в карточке «+» , сдают карточки учителю.)

VI. Домашнее задание на следующий урок

1)Параграф 50-51, прочитать, выписать мораль из басен;2) №143-145(письменно);

3)Сделать иллюстрации к прочитанным басням.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать басню от других жанров

Я еще плохо отличаю басню от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!