Базовые учебные действия у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью , с ТМНР.
1 слайд. Контингент детей, обучающихся в системе специального образования качественно изменяется. Тенденции последних лет связаны с увеличением доли обучающихся с тяжелыми формами умственной отсталости. Федеральным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) определена основная задача обучения данной категории детей - формирование основных жизненных компетенций. Основу жизненных компетенций составляют совокупность базовых учебных действий и предметных результатов. Вопросы формирования (выбор методов и приемов) БУД у обучающихся с тяжелыми формами умственной отсталости. находятся в настоящее время в стадии разработки и формирования. Этим объясняется их актуальность.
2 слайд. Формирование БУД направлено на реализацию следующих задач:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения.
3. Формирование умения выполнять задание.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР
с учетом особых образовательных потребностей обучающегося.
3 Слайд Решение поставленных задач происходит:
-на индивидуальных и групповых занятиях по учебным предметам,
-на индивидуальных занятиях по коррекционным курсам,
-во внеурочной деятельности,
-в режимные моменты.
Педагогу необходимо установить эмоциональный контакт с обучающимся. Ребенок должен осознавать, что его любят, понимают, всегда готовы ему помочь. Это формирует у него стремление вступать в контакт с окружающими. Необходимы постоянство и непрерывность применяемых воздействий, многократность повторения задания (движения), так как навыки легко утрачиваются без их постоянного закрепления. Следует учитывать, что в содержании уроков и занятий необходимо повторять одни и те же упражнения, постепенно добавляя новые. Выполняемые детьми задания, инструкции должны быть понятны им, направлены на достижение определенной цели, иметь социальную значимость.
4 Слайд Стандарт определяет следующие виды базовых учебных действий:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
5 Слайд Личностные учебные действия направлены на принятие обучающимся роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
6 слайд Личностные учебные действия включают следующие умения: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
7 слайд Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения всеми доступными средствами коммуникации.
8 слайд Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
9 Слайд Регулятивные учебные действия обеспечивают успешность обучения.
10 слайд Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри-териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
11 слайд Познавательные учебные действия обеспечивают решение поставленной учебной цели, задачи под руководством педагога.
12 слайд К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
13 слайд Базовые учебные действия – основа подготовки обучающихся к реальной жизни, условие успешного овладения программным материалом по учебным предметам и коррекционным курсам, умения решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в коллективе.
Сложности дефекта значительно затрудняют процесс их обучения и сопровождения. Чем тяжелее степень интеллектуальной недостаточности ребенка, тем труднее формируются у него учебные действия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР могут лишь частично овладеть БУД.