СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бережливое сознание и экологическое мышление: традиции и современные тренды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание серьёзных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из решающих факторов, изменяющим сознание личности, стабилизирующим и гармонизирующим отношения человека и мира, развивающим чувство ответственности за всё живое, стремление к сознательной и планомерной деятельности по спасению и развитию природы, культуры, жизни.

Просмотр содержимого документа
«Бережливое сознание и экологическое мышление: традиции и современные тренды»

Омельчук Руфина Кашафовна


Бережливое сознание и экологическое мышление: традиции и современные тренды


Уровень развития общества определяется качеством образования подрастающего поколения. Каждое историческое время вносит свои коррективы в образовательный процесс. Разразившийся экологический кризис поставил человечество на грань выживания, тем самым, приведя к пониманию того, что сохранение равновесия в системе «природная среда – общество – человек» – одна из важнейших задач развития человеческого общества. Специфика нынешнего времени – увеличение внимания к экологической составляющей в образовании.

Осознание серьёзных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из решающих факторов, изменяющим сознание личности, стабилизирующим и гармонизирующим отношения человека и мира, развивающим чувство ответственности за всё живое, стремление к сознательной и планомерной деятельности по спасению и развитию природы, культуры, жизни.

Человек, осознанно и привычно применяющий принципы бережливого производства каждый день более внимателен к наличию любых видов потерь, неоправданных затрат, невостребованных запасов материалов, неэффективных процессов и бесполезно приложенных усилий.

Одних экологических знаний и умений школьников недостаточно, нужна их активная социально-развивающая позиция, как гарант сохранения природной среды. Перед современной системой образования остро стоит вопрос о приоритетном значении экологического и нравственного воспитания и становления личности, которая бы заботилась не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии, благополучии, но и прониклась бы заботой об окружающей природе, близких и родных людях, мире, человечестве. Воспитанная личность формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Понятие доброты, жалости, отзывчивости, человечности применительно к природе приобретает новое, более глубокое содержание.

Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы разбудить эти чувства в каждом ребенке. Не случайно многие учёные отмечают, что человек будет готов и способен ответственно относиться к окружающей среде, будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, когда в процессе экологического воспитания научные знания сочетаются с личным участием в природоохранной деятельности и пропаганде современных идей по оптимизации отношений общества и природы.

Экологическое мышление - это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов живого мира вокруг, оценка своих действий, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.

В докладе «Навыки будущего» экспертов Глобал Эдьюкейшн фьючорс и Ворлдскилс Раша экологическое мышление упоминается в числе главных навыков 21 века наряду с креативностью, эмоциональной и цифровой грамотностью и кросс-культурностью, и определяют, как способность «понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы»

Такой тип мышления неслучайно считают базовым навыком для современных людей, особенно молодежи. Молодым людям предстоит жить и влиять на планету ближайшие десятилетия, решать, что делать с климатическими изменениями, дефицитом ценных природных ресурсов, энергетическим, мусорным коллапсами и другими проблемами.

Развивать ли «зеленые» мегаполисы или системы экопоселений? Как сохранить исчезающие виды флоры и фауны? Как предотвратить нашествие новых эпидемий и череду техногенных катастроф? И наконец, как обеспечить выживание человека как вида на планете, когда необратимые перемены идут слишком высокими темпами? Для поиска ответов на эти и массу других вопросов людям необходима хорошая экологическая база и экомышление как метанавык.

«Сегодня весь мир говорит о том, с какими серьезными глобальными экологическими проблемами сталкивается наша планета. Чтобы решить эти проблемы, нужны умные, преданные делу люди, которых заботит природа. А значит, перед взрослыми стоит непростая задача — растить детей в парадигме экологического мышления, то есть осознания своей ответственности за сохранность всех элементов экосистемы».

В экологическом воспитании школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Развивать экологическое мышление у детей, можно следующими методами:

  • Изучать природу

Любовь и интерес к окружающему миру — это один из факторов, без которых невозможно развитие экологического мышления у детей.

Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ - наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:

«Создание кормушек для птиц, свободная игра детей и прогулки на природе развивают в детях исследовательский интерес и сопричастность природным процессам. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем роднее и ближе он ему становится».

  • Читать эколитературу

Кроме прогулок и изучения природы, рекомендуется читать книги об экологии и устройстве окружающего мира, в которых авторы рассказывают об основных экологических проблемах современности и предлагают простые шаги, благодаря которым ребенок может добавить осознанности в свою повседневную жизнь и помочь планете. С их страниц они сами узнают, чем вреден пластик, почему производство овощей и злаков вовсе не так экологично, как принято считать, и как сократить выбросы углекислого газа.


Также полезно проводить с детьми простые наблюдения, вести дневник природных изменений или календарь погоды, изучать флору и фауну своего региона. 

  • Ходить в походы

Школьников нужно водить в походы и на экологические мероприятия. Или же записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.

Эксперты экообразования научат: 

  • разводить костер разными способами — даже без спичек;

  • ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;

  • находить следы животных; 

  • предсказывать погоду по природным явлениям;

  • ориентироваться по карте;

  • приготовить полезный перекус;

  • делать игрушки из природных материалов;

  • заниматься «партизанским садоводством» — озеленением заброшенных участков, скверов и парков.

  • наблюдать за птицами.

Возможно, в наше время «цифрового гражданина» такие умения нельзя считать навыками первой необходимости, но они определенно будут способствовать развитию экологического мышления и, помимо этого, научат детей тому, что в этом мире можно прекрасно обходиться и без гаджетов.

«Очень сложно научиться любить и понимать природу только по книжкам, а для развития экологического мышления недостаточно просто посмотреть ролик о том, что мусорить плохо и нужно очищать океан.


«Можно регулярно проводить, так называемые «зеленые выходы» - приходить в лес только для того, чтобы сделать уборку. В отличие от теоретического ролика об экологии, такой поход — это проектная практическая деятельность. Ребенок приходит в лес, сравнивает замусоренные и чистые участки и решает для себя, как ему больше нравится. Потом он своими руками собирает мусор и выносит его из леса, то есть преобразует среду вокруг себя. Когда дети видят результаты своей работы, у них появляется гордость и чувство удовлетворения. А если еще и посадить несколько деревьев, то эти чувства станут еще сильнее». 

  • Развивать Экопривычки

Борьба за сохранение планеты кажется многим людям чем-то героическим, но начинается все с малого. Вот несколько идей, которые не займут много сил, но положат начало формированию экологического мышления у детей. И это нужно делать уже сейчас!

  • Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой сразу сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.

  • Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!

  • Отказ от пластиковых пакетов.

  • Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором мы живем. 

  • Правильная утилизация батареек. Важно рассказывать детям, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Дети могут сами собирать севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы. 

  • Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке, использовать многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы.

  • Развитие осознанного потребления. Детям нелегко отказываться от одноразовых мелочей вроде недолговечных дешевых машинок, «киндер-сюрпризов». Но важно прививать им осознанное потребление и учить задавать себе вопрос: нужна ли мне эта вещь? Также можно подумать, куда деть ненужные вещи в хорошем состоянии. Вариантов много: можно поменяться с друзьями, отдать на благотворительность или переделать во что-то более актуальное.

  • Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить хорошие игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.


Конечная цель экологического воспитания – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами; формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно – этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.


Специалисты предполагают, что бережливое, рациональное потребление становится новым трендом в России, но стимулировать его будет отнюдь не соображения экологического плана, а стремление к безопасности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!