СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Кем быть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего люди учатся, и зачем им это нужно?

 Многие дети часто слышат от взрослых , что обязательно нужно учиться, что без знаний в жизни невозможно чего-либо добиться. Порой вы не понимаете, почему они на этом так настаивают, и какое им до этого вообще дело. В первую очередь, хочется отметить, что образованные люди комфортнее себя чувствуют в обществе, нежели неучи. Чем объясняется эта тенденция? Попробуйте ответить себе на вопрос, можно ли доверить серьезную задачу необразованному человеку? Можно ли на него положиться, если речь идет об узконаправленном деле, в котором нужны руки специалиста и только? Ответ очевиден – нет. Ведь великие дела решают умные люди, которые в период своей жизни "грызли гранит науки", ради блага своего будущего и не только. Исходя из этого, можно сделать несложный вывод, что учиться нужно для того, чтобы что-то уметь и иметь представление о том, что делают другие.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Кем быть"»

Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан  

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  

Центр содействия семейному воспитанию «Петровский» 





















Беседа «Кем быть»





Подготовила и провела:

воспитатель Базулина Н.Н.












2022 год

Тема : Учеба – залог будущей успешной жизни

Форма проведения: диалог

Цели мероприятия: ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. 
• Практическая: профессиональное самоопределение воспитанников. 
• Образовательная: ознакомить воспитанников с различными профессиями. 
• Развивающая: развивать способности к анализу и синтезу полученной информации, развивать языковую догадку на основе контекста, развивать способности к формулированию понятий, развивать творческие способности воспитанников, развивать мотивацию к получению профессии, мотивации на труд. 
• Воспитательная: воспитывать в воспитанниках уважение к труду, к представителям разных профессий. 
Технические требования: используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point . 

Оборудование: карточки, бланки тестов, карточки по рефлексии, выставка иллюстраций о профессиях;

План


I.Вводная часть «Приветствие»

Вступительное слово

-раскрытие смысла темы

-озвучивание цели

Представление участников

II.Основная часть «Правильный выбор»

1. Знания о профессиях. 

2. Шесть типов профессий

3.Тест «Профессиональная пригодность» 

4. Актуальность

5..Анализ перспектив современного рынка труда

6. Психологи считают

7. Требования, предъявляемые профессиями к человеку

8. Общая структура профессионального образования

9. Где можно получить информацию

10. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии. 

3.Заключительная часть «Звезды помогают»

- рефлексия

-подведение итогов

Ход мероприятия


1. Организационный момент 
Ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие. На занятии мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий, вы расскажите о своем первом шаге в профессиональном самоопределении в виде выбора своей профессии. 

Для чего люди учатся, и зачем им это нужно?

Многие дети часто слышат от взрослых , что обязательно нужно учиться, что без знаний в жизни невозможно чего-либо добиться. Порой вы не понимаете, почему они на этом так настаивают, и какое им до этого вообще дело. В первую очередь, хочется отметить, что образованные люди комфортнее себя чувствуют в обществе, нежели неучи. Чем объясняется эта тенденция? Попробуйте ответить себе на вопрос, можно ли доверить серьезную задачу необразованному человеку? Можно ли на него положиться, если речь идет об узконаправленном деле, в котором нужны руки специалиста и только? Ответ очевиден – нет. Ведь великие дела решают умные люди, которые в период своей жизни "грызли гранит науки", ради блага своего будущего и не только. Исходя из этого, можно сделать несложный вывод, что учиться нужно для того, чтобы что-то уметь и иметь представление о том, что делают другие.

Сколько нужно учиться? Ответить на этот вопрос можно пословицей «век живи, век учись». Естественно, что всего на свете знать попросту невозможно, потому как совершенству нет предела. Знания раскрывают глаза на многие вещи, которые происходят в мире. Да что там говорить, весь мир – это сплошное знание! Учиться никогда не поздно, нужно всего-то иметь желание, и как только вы начнете побеждать собственные страхи – вашему наслаждению не будет предела. Первый положительный результат, достигнутый упорным трудом, является сильнейшей мотивацией и тягой к новым открытиям! Жить учась, значить жить в свое удовольствие, то есть счастливой жизнью. «Ученье – свет, а неученье – тьма», так давайте же не будем сидеть во тьме ереси и невежества, а будем нежиться в лучах света и счастья

(слайд №1) 
Если человек не знает, 
какой пристани он держит путь, 
для него ни один ветер 
не будет попутным. 
Сенека Древнеримский философ 
Тема нашего занятия: «Выбор профессии – это серьёзно”. 
(слайд №3) 
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. 
(слайд №4) 
2. Знания о профессиях. 
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. 
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. 
Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке. 
Профессия-это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенные им туда возможность существования и развития. Специальность-вид занятий в рамках одной профессии. Некоторые профессии отмирают, а другие появляются. К примеру, вымирает профессия оператора ЭВМ, с появлением компьютерной техники. Недавно появились новые: дизайнер, рекламный агент, маркетолог и многое другое. 
Давайте с вами попробуем перечислить некоторые из профессий. 
(слайд №5) 
– Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву. 
П – повар, портной, парикмахер 
Р – рыбак, радист 
О – охранник, офтальмолог 
Ф – фотограф, фтизиатр 
Е – егерь (охотовед) 
С – сапожник, сантехник 
С – слесарь, столяр 
И – историк 
Я – ямщик, языковед 
– Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Многие профессии связаны между собой и помогают друг другу. Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие 

(слайд №6) 
2. Существует шесть типов профессий, ориентированные на различные предметы труда: 
• Склонность к работе с людьми 
• Склонность к умственной работе 
• Склонность к практической деятельности 
• Склонность к эстетическим видам деятельности 
• Склонность к экстремальным видам деятельности 
• Склонность к планово-экономическим видам деятельности 
(Показ слайдов 7-12) 
(слайд №13) 
3.Тест «Профессиональная пригодность» 
Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы: 
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: 
а) выспаться; 
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; 
в) оказаться в кругу друзей. 
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы: 
а) удочку, набор для вышивания; 
б) коньки или лыжи; 
в) турпутевку или билет на интересное представление. 
3. Отправляться в путешествие лучше всего: 
а) в одиночку; 
б) с семьёй или друзьями; 
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей. 
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то: 
а) почувствовал бы полную свободу; 
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; 
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх. 
5. В своё свободное время ты любишь: 
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; 
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; 
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино... 

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами. 
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство. 
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен! 
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской. 
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. Надо для себя определить главную цель: чем заниматься; объективно проанализировать и оценить свои возможности, попробовать почувствовать себя в профессиональных пробах. 
(слайд № 14 ) 
4. Актуальными становятся: 
• транспортная индустрия, 
• химическая индустрия, 
• высокие технологии, 
• связь, коммуникации, 
• новые профессии на стыке традиционных, 
• управление экономикой, 
• социальная сфера. 
( слайд № 15 ) 
5..Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем очень большое значение приобретут такие черты личности: 
• готовность учиться, 
• готовность трудиться, 
• постоянно получать новые знания и умения, 
• навыки общения, 
• направленность на достижение результата, 
• самостоятельность, 
• ответственность. 
( слайд № 16 ) 
6. Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий: 
• насколько мы успешны, 
• как относятся к нам авторитетные для нас люди, 
• насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам. 
( слайд № 17 ) 
Для профессиональной успешности на современном этапе развития общества приобретают большее значение: 
• личностные качества, 
• коммуникативные умения, 
• мотивация человека на труд, 
• готовность к непрерывному повышению своего профессионализма 
7. Требования, предъявляемые профессиями к человеку. 
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. 
Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний. 
Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли. 
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. 
Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо". 
( слайд № 18 ) 
"Хочу" - (интересы и склонности). 
Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. 
Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности. 
"Могу" - (способности, состояние здоровья). 
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека. 
"Надо" - (потребности общества в кадрах). 
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда. 
( слайд № 19 ) 
8. Общая структура профессионального образования : 
Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, кокой уровень профессионального образования вы выбираете: 
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Наши воспитанники получают свое профессиональное образование в лицеях, колледжах , вузах города Костаная. 
Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, которые дают рабочую специальность. 
Среднее профессиональное образование - позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование. 
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам. 
Высшее профессиональное образование - представлено государственными и негосударственными ВУЗами, Университетами, академиями. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства. 
9. Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях. 
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить: 
• в справочниках, для поступающих в учебные заведения; 
• в телефонных справочниках; 
• в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET; 
• в рекламных объявлениях; 
• в библиотеках; 
• в ОППК; 
• в районных центрах занятости; 
• в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями; 
• при встречах с учащимися и выпускниками; 
• при личных посещениях учебных заведений. 
( слайд № 21 ) 
10. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии. 
Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует несколько типов ошибок: 
незнание мира профессий; 
незнание своего здоровья, способностей и требований к ним, предъявляемых профессией; 
незнание правил выбора профессии; 
мнение, что профессия выбирается раз и навсегда; 
выбор профессии из соображений престижности; 
увлечение внешней или частной стороной профессии; 
отождествление учебного предмета с профессией; 
выбор профессии должен быть подсказан не только интересом к ней, но и реальным представлением человека о своих возможностях; 
нельзя подавать документы в учебное заведение «за компанию» с приятелем, выбирать близлежащее учебное заведение. 

3.Заключительная часть «Звезды помогают»

- рефлексия

-подведение итогов
Вывод: 
Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии. Помните, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок. 
Воспитатель : И последним этапом нашего занятия- рефлексивный анализ. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить. 
Сегодня на занятии : 
• Я научился…………………………………………………………… 
• Было интересно……………………………………………………. 
• Было трудно……………………………………………………….. 
• Заставило задуматься……………………………………………… 
Работа – это важная, но все-таки только часть жизни. 
Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. 
Народная пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». 
Я думаю, что вы тоже будете «кузнецом своего счастья». Ведь заниматься любимым делом - это счастье. 
Профессий много на Земле, 
Но выбирай, любя 
Решай, мой друг, кем быть тебе, 
Ведь каждая из них важна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!