Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат № 4 для обучающихся
с ограниченными возможностями городского округа Тольятти»
Беседа с элементами игры
«Правовой калейдоскоп!»
(6-е классы)
социальный педагог:
И.Н. Логина
2020-2021 уч. год
Беседа с элементами игры «Правовой калейдоскоп»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру.
Задачи:
познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка»
развивать умение рассуждать, делать выводы
учить применять правовые знания в повседневной жизни
развивать умение работать в группе
Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карандаши.
На доске записи: Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.), «Конституция», даты отмечающие права ребенка и человека.
Ход беседы
Добрый день дорогие ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами на одну из очень важных тем. А чтобы вы поняли о чем пойдет речь, попробуйте догадаться.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто скажите в странах этих самый-самый важный? (пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много — выбирайте, там король, там президент.
Про вождей и про царей, знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для страны — ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его — право на надежду!
- Как понимать последние слова?
Наверное вы догадались о чем пойдет речь!? О правах.
Какие вы знаете знаменательные даты, посвященные правам детей?
1 июня — Международный день защиты детей
4 июля - Международный день детей — жертв агрессии
20 ноября — Всемирный день прав ребенка
10 декабря — День прав человека
12 декабря — День Конституции
Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему?
«ежегодно 3,5 млн детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению»;
«около 100 млн детей существуют за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества»;
«120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу».
Жизнь всех людей издревле регламентируется какими-либо нормами права. За нарушение закона человек всегда всегда подвергался наказанию. Существование единого закона в государстве помогает регулировать поведение всех людей, снизить уровень преступного и противоправного поведения. Знание своих прав и обязанностей помогает человеку избежать многих проблем и реализовать себя в своей жизни.
Для того, чтобы уменьшить страдания детей, большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации объединенных наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущее поколение от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были едины права.
Об этом документе мы сегодня поговорим.
Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка». Конвенция-это документ, который должны исполнять все те, кто его подписал. Правительство нашей страны тоже подписало этот документ.
Поскольку мы находимся в школе, то для нас действуют свои нормы и правила, указанные в Уставе школы, и все участники образовательного процесса обязаны их выполнять. А теперь начнем наш турнир!
Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни.
Какие вы знаете свои права? (дети называют права)
- право на жизнь
- право на имя при рождении
- право на медицинскую помощь
- право на образование
- право на отдых и досуг
- право иметь имуществом
- право свободы выражать свое мнение
- право на свободное перемещение
- на заботу и воспитание родителями
- право на всестороннее развитие
1. Игра «Имена»
Каждый из вас по очереди поднимается, произносит свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и имя. Я начинаю первой, Ирина — импульсивная.
2. «Интеллектуальная разминка»
Участники команд получают 3 карточки АВС. Игроки внимательно слушают вопросы ведущего, обсуждают в течение 15 сек. (по команде ведущего капитан показывает одну из карточек, которая по их мнению содержит правильный вариант ответа А В С).
вопрос 1: Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:
А — от самого себя
В — от его родителей
С — от государства
вопрос 2: Право на выбор занятий и объединений есть:
А — у каждого человека
В — только у взрослых
С — у учащихся школы
вопрос 3: Нужно продолжить предложение
Ребенком является лицо...
А — любой человек до достижения 18 лет
В — тот, кто имеет свои права
С — тот, кто считает себя таковым
вопрос 4: Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а так же нести ответственность по заключенным сделкам
А — 18 лет
В — 16 лет
С — 14 лет
Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами (1 балл за правильный ответ).
3. «В гостях у сказки»
Викторина «Права литературных героев»
Определите, какое право сказочного героя нарушено или он использовал. Закончите фразу.
Командам по очереди задается вопрос и дается 30 сек. На обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет — то право ответа переходит к другой команде.
- «Лягушка-путешественница» из сказки Гаршина, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на … (свободное передвижение).
- Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее права на … (личную неприкосновенность).
- Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на … (неприкосновенность жилища).
- Балда из произведения А.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу воспользовался своими правами на … (труд).
- Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-Птицу у царя Берендея, нарушил его право на … (владение имуществом).
- В этой же сказке, братья убили Ивана нарушив его право на … (жизнь и личную неприкосновенность).
- Какое права нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц» (право на неприкосновенности жилища).
- Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят» (право на жизнь)
- Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (правом на образование)
- Какое право Маугли в одноименной сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? (право на жизнь)
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли , она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
4. Коллективная работа«Страна мечты»
Учащиеся рисуют на тему: «Страна мечты»
5. Задание: «Ситуация»
Каждой команде выдается бланк с записанной на ней ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свои варианты решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.
1. Один школьник постоянно дразнил одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.
2. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
3. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
4. Один ученик из ранца другого ученика взял без разрешения фломастеры.
6. «Анаграммы»
Участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков — за 5 мин. отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. За каждую анаграмму дается 1 балл.
Карточка №1
К О Р Ё Н Б Е - ребёнок К У Н Т Е М О Д — документ
В Е Н К Я И Ц О Н — Конвенция М Я С Ь Е - семья
К О Н З А - закон В О Р А П - право
Ц И К Л А Р А Д Е Я - декларация Е Б Р А Н И С О — собрание
Карточка № 2
Я Д П О Р О К - порядок С О Д Р О П К Т О - подросток
С Т У К О П О П — поступок Б О З А Т А - забота
Н Е М Е Н И Е — мнение Б О С Т В О Щ Е -общество
С И Л А Г О С Е - согласие Г Р И Н Н А Д А Ж — гражданин
7. Заключение
Ведущий: Вот и подошло к концу наша беседа. Мы с вами затронули лишь маленькую часть правовых знаний и требование к современному человеку нашего общества — это быть грамотными в правовом отношении тоже. Спасибо всем за участие в нашем мероприятии.
Карточка №1
К О Р Ё Н Б Е К У Н Т Е М О Д
В Е Н К Я И Ц О Н М Я С Ь Е
К О Н З А В О Р А П
Ц И К Л А Р А Д Е Я Е Б Р А Н И С О
Карточка № 2
Я Д П О Р О К С О Д Р О П К Т О
С Т У К О П О П Б О З А Т А
Б О С Т В О Щ Е Н Е М Е Н И Е
С И Л А Г О С Е Г Р И Н Н А Д А Ж
вопрос 1: Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:
А — от самого себя
В — от его родителей
С — от государства
А — любой человек до достижения 18 лет
вопрос 2: Право на выбор занятий и объединений есть:
А — у каждого человека
В — только у взрослых
С — у учащихся школы
вопрос 3: Нужно продолжить предложение
Ребенком является лицо...
А — любой человек до достижения 18 лет
В — тот, кто имеет свои права
С — тот, кто считает себя таковым
вопрос 4: Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а так же нести ответственность по заключенным сделкам
А — 18 лет
В — 16 лет
С — 14 лет
Карточка № 1
1. Один школьник постоянно дразнил одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.
2. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
Карточка № 2
1. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
2. Один ученик из ранца другого ученика взял без разрешения фломастеры.