СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица постановки знаков препинания в доступном варианте

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения»

Бессоюзное сложное предложение (БСП).

  1. По интонации


Запятая. Точка с запятой.

Тире. Двоеточие.

Интонация перечисления. С начала предложения интонация повышается до середины предложения; с середины предложения интонация понижается. (Пауза). С начала предложения интонация повышается до середины предложения; с середины предложения интонация понижается

Резкая интонация. С начала 1 предложения интонация повышается до конца предложения. (Пауза ожидания) Со 2 предложения интонация резко понижается.


  1. По смыслу.


Запятая

Точка с запятой

-предложения тесно связаны по смыслу;

-предложения краткие.

-предложения менее связаны по смыслу;

-предложения осложнены.

Далеко на горизонте громоздились тучи, чуть слышно прогромыхал гром.

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежащую в полуверсте от сада.


3. Двоеточие и тире. Вместо пунктуации поставить нужный знак препинания, составить СПП ил ССП.



Тире

Двоеточие

1. Быстрая смена событий, противопоставление (союзы, а, но, зато)

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. (Чин следовал ему, а– он службу вдруг оставил).

1. Во втором предложении значение причины (потому что)

Любите книгу: она поможет лучше узнать жизнь.

(Любите книгу, потому что: она поможет лучше узнать жизнь)

2. Если в 1 предложении значение времени (когда), условия (если).

Назвался груздем – полезай в кузов. (Если назвался груздем, полезай в кузов).

2. Второе предложение поясняет (а именно); дополняет (что) смысл первого.

Степь весело пестреет: желтеют ромашки, скромно синеют колокольчики.

Слышу: туристы догоняют. (Слышу, что туристы догоняют)

Если во 2 предложении значение вывода (так что)

Дрова все вышли- топить нечем. (Дрова все вышли, так что топить нечем)






Перепишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните их постановку.


1. И дни бегут желтеют нивы с деревьев спадает дряхлый лист. 2. Сыр выпал с ним была плутовка такова. (Кр.) 3. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле. (М.Г.) 4. Вдруг я чувствую кто – то берет меня за плечо и трясет. 5. Взойдет красно солнце прощай светел месяц. (пог.) 6. На дворе половина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет. 7. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела Золотая Медведица. (Сераф.) 8. Кончил дело гуляй смело. (посл.) 9. Глубже пахать хлеба видать. (посл.) 10. Скажешь слово добавят десять. (посл.) 11. Уже было поздно и темно сердито бился дождь в окно дул ветер печально воя. (П.)





81. Преобразуйте данные предложения в бессоюзные сложные предложения.


1. Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 2. Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре. 3. Солнце сильно палит, так что к вечеру, по – видимому, соберется гроза. 4. Я был скромен, а меня обвиняли в лукавстве. 5. Мелкая вода шумлива, а мелкий человек хвастлив. (посл.) 6. Выстрел раздался, и дым наполнил комнату.


82. Перепишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните их постановку.


1. И дни бегут желтеют нивы с деревьев спадает дряхлый лист. 2. Сыр выпал с ним была плутовка такова. (Кр.) 3. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле. (М.Г.) 4. Вдруг я чувствую кто – то берет меня за плечо и трясет. 5. Взойдет красно солнце прощай светел месяц. (пог.) 6. На дворе половина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет. 7. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела Золотая Медведица. (Сераф.) 8. Кончил дело гуляй смело. (посл.) 9. Глубже пахать хлеба видать. (посл.) 10. Скажешь слово добавят десять. (посл.) 11. Уже было поздно и темно сердито бился дождь в окно дул ветер печально воя. (П.)


83. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку. Объясните орфограммы.


Есть л…генда о великане который под своей тяжест…ю уш…л под землю по колено. Наши г…рода- великаны (то)же всё глубже и глубже опуска…тся под землю п…двалы домов и трубы вод…провода п…дземные гаражи и метро ра…полож…ны глубоко под землёй. Но всё(таки) в большей части гор…д выс…тся над поверхност…ю з…мли. А почему бы ему не опустит…ся под з…млю п…глубже, раз на з…мле не хвата…т места? Так в…зникла идея п…дземного стр…ительства. Н…кто конечно (не) соб…рается весь город опустить п…д землю и застав…ть людей жить в подземел…ях. Под землю могут уйти железн…дорожные во…залы и склады, архивы и библиотечные хр…нилища книг, кин…театры и даже музеи. А (в)след за ними уйд…т заводы и фабрики, которые в скор…м врем…ни смог…т работать на автоматическом упр…влении рабочий упр…вляет производством у пульта в (не)большом светлом павил…оне а цех наход…тся под землей. Представля…те сколько парков и стадион…в в…зникнет на осв…бодившемся пространстве как очист…тся городской воздух когда почти весь поток машин уйд…т под землю! (По Л.Я. Яхину).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!