СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасный путь в школу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Незнайка: Попав в большой и шумный город, Я растерялся и пропал! Не зная знаков светофора, Чуть под машину не попал! Кругом машины и трамваи,  То вдруг автобус на пути. Признаться честно, я не знаю, Где дорогу перейти, Ребята, мне помогите И, если можно, расскажите, Дорогу как переходить, Чтоб трамвай не угодить! Учитель: Да, сегодня мы будем изучать правила дорожного движения. Как помочь людям и машинам?  Незнайка: Милиционерам пост Очень важен и не прост. Кто следит, чтоб все в пути Знали, как себя вести? Внимание, глядит в упор На нас трехглазый светофор- Зеленый, желтый, красный глаз, Он каждому дает приказ. Учитель вставляет в кармашек на светофоре красный кружок – загорается красный свет.  Учитель: Хоть у вас терпенья нет, Подождите красный свет! (Зажигается желтый свет) Желтый свет на пути Приготовьтесь идти! (Зажигается зеленый) Свет зеленый впереди Вот теперь и переходи! Заучивание сигналы светофора. Игра Дети становятся в круг. Игру проводит ученик – регулировщик. Когда он поднимет зеленый кружок, дети идут по кругу, когда поднимет желтый – останавливаются, когда красный – приседают. Учитель: Отгадайте загадки. Что за чудо – этот дом. Окна светятся кругом. Носит обувь из резины И питается бензином.  (автобус) Учитель: Запомните, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмет ее водитель – и двери откроются. А разговаривать с водителем можно? Почему? А можно высовываться из окна? А почему нельзя вставать ногами на сиденье? Можно ли в автобусе громко разговаривать? Загадки Сверху желтый, Снизу синий, На груди его звезда, А над ним воздушных линий Протянулись провода.  (троллейбус) На двух колесах я качу, Двумя педалями верчу, За руль держусь, гляжу вперед. Я знаю – скоро поворот. (Велосипед) Незнайка: Город в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с буква букварем. Вот она азбука над мостовой Знаки развешаны над головой. Город дает нам все время урок. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилось с тобою беда. Учитель: Что вы видите на доске? На какие группы их можно разделить? Игра Кто из вас идет вперед только там где переход? Кто летит так скоро, что не видит светофора? Кто из вас идя домой держит путь по мостовой? Знает кто что красный цвет-это значит- входа нет? Незнайка: Движеньем полон город: Бегут машины вряд, И день, и ночь горят. Шагая осторожно за улицей следи, И только там где можно ее переходи.

Просмотр содержимого документа
«Безопасный путь в школу"»

Приложение

К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.4)














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

вариант 8.4

1 дополнительный – 4 классы

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • -Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) ГКОУ «Школа № 56».

- Учебным планом ГКОУ «Школа №56».

Цель - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации других.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

  • Формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- Знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

- Формирование умений привлекать внимание ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью.

- Формирование умений устанавливать зрительный контакт с собеседником.

- Формирование умений указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответов на вопрос.

- Формирование умений реагировать на собственное имя.

- Формирование умений приветствовать собеседника звуком (словом), жестом, изображением.

- Формирование умений выражать свои желания звуком (словом), изображением.

- Формирование умений обращаться с просьбой о помощи, выражать ее звуком (словом), изображением.

- Формирование умений выражать мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.

- Формирование умений выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарности, свои желания, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

- Формирование умений выражать согласие, несогласие звуком (словом), изображением.

- Формирование умений выражать благодарность звуком (словом), изображением.

- Формирование умений прощаться с собеседником звуком (словом), жестом, изображением.

- Формирование умений отвечать на вопросы словом (предложением), задавать вопросы предложением, поддержать диалог на заданную тему.

- Моделирование ситуаций социального назначения

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

- Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Формирование умений понимать слова, обозначающие разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д).

-Формирование умений понимать слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.

- Формирование умений понимать слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действия.

- Формирование умений понимать слова, обозначающие количественное выражение.

- Формирование умений понимать местоимения Я, Ты, ОН, ОНА, ОНИ. Формировать умение показывать членов своей семьи, педагогов, одноклассников.

- Формирование умений понимать словосочетания, простые и сложные предложения, обобщающие понятия.

- Обучение следовать инструкциям из 1-3 шагов, следовать инструкциям с предлогами.

- Формирование умений обобщать предметы по категориям.

- Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания.

- Обучение употреблению слов, обозначающие функциональное назначение объектов, субъектов, действия.

- Обучение употреблению слов, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.

- Обучение употреблению слов, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий.

- Обучение употреблению слов, обозначающие функции предмета.

- Обучение употребление слов, обозначающие количество объектов/субъектов.

- Обучение соотносить слова с графическим изображением.

- Обучение составлять рассказы по последовательно продемонстрированным действиям.

- Обучение составлять рассказы о себе.

- Обучение составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

- Обучение отвечать на вопросы при помощи (звука, слова, визуального изображения)

- Обучение понимать, употреблять и использовать графические изображения:

  • имён членов семьи, учащихся класса, педагогов;

  • слов, обозначающих предмет;

  • обобщающих понятий;

  • слов, обозначающих действия предмета;

  • слов, обозначающих признак предмета;

  • слов, обозначающих признак действия, состояние;

  • слов, указывающих на предмет, его признак;

  • Обучение отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Обучение составлять рассказы о прошедших, планируемых событиях.

В разделе "Чтение и письмо":

  • Развитие ручной и мелкой моторики

  • Обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации

  • Формирование элементарных графо моторных умений

  • Развитие слухового внимания и слухового восприятия

  • Формирование представлений о звуках и буквах

  • Знание букв, умение называть, показывать, находить среди других

  • Умение воспроизводить графический образ буквы, переводить буквы, слова, тексты из печатного в письменный

  • Знакомство с понятием гласные и согласные буквы

  • Знакомство с понятием звонких и глухих, твердые и мягкие звуки

  • Различение звонких и глухих, твердых и мягких звуков

  • Формирование представлений о слове

  • Формирование представлений о словах, обозначающих название предметов, действия предметов, признаки предметов

  • Знакомство с главными и второстепенными членами предложения

  • Знакомство с правилами написания имен собственных

  • Знакомство со знаками препинания

  • Знакомство с предлогами

  • Знакомство с местоимениями

  • Обучение глобальному чтению

  • Предпосылки к осмысленному чтению и письму

  • Обучение списыванию

  • Обучение письму под диктовку

  • Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

  • Привитие интереса к прочтению книг

  • Обучение заучиванию стихотворений


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся с РАС овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Класс

1 доп. (1ый год)

2 доп.

(2ой год)

1 осн.

2

3

4

Кол-во часов в неделю


3


3


3


3


2


2


Планируемые результаты освоения программы Личностные и предметные результаты освоения Личностные:
  • адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

  • - устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,

  • потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Обучающиеся должны уметь:

Предметные:

  • выполнять конкретные действия по инструкции взрослого,

  • использовать пишущий предмет по назначению,

  • владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

  • понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

  • пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

  • использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

  • использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

  • узнавать и различать напечатанные буквы.

  • писать или печатать изученные буквы, слова.

  • владеть и применять на практике знания о правилах правописания

Обучающиеся должны знать:

  • усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

  • значение слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий, признаков предмета, предлоги, местоимения.

  • при глобальном чтении – смысл узнаваемого слова.

  • проявлять интерес к чтению взрослым коротких текстов.

  • рассматривать иллюстрации.

Базовые учебные действия.

  • подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,

  • эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой

  • обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),

  • пользоваться учебной мебелью;

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из руки, вставать и выходить из--за парты и т. д.); за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексики грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике

экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских

задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя

невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,

  • таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла

узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и

письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.


Содержание учебного предмета

Пропедевтический уровень
1 дополнительный класс (1ый год обучения)
1 дополнительный класс (2ой год обучения)
1 класс

1. Коммуникация

2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

3. Предпосылки к формированию навыков чтения и письма

Базовый уровень (2-4 класс)

1. Коммуникация

2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

3. Чтение и письмо

Форма контроля: динамический контроль.


Пропедевтический уровень

Развитие базовых коммуникативных способностей Восприятие внимания к себе. Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит. Восприятие присутствия другого человека. Восприятие обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители. Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. Ответ на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.). Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт.

Сообщение. Распознавание, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).

Накопление речевого опыта. Восприятие речевого обращения к себе как приятного. Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.). Получение вербальных ответов на свои сообщения (в том числе невербальные). Узнавание голоса. Различение голоса и шума. Узнавание голосов знакомых людей.

Понимание речевых сигналов. Реагирование на имя. Реагирование на просьбу. Реагирование на запрет. Понимание похвалы. Понимание простых формул вежливости.

Базовый уровень

Раздел: "Коммуникация"

Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы звуком (словом, предложением). Задавание вопросов предложением. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Зависимая коммуникация: формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Раздел: "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации"

Импрессивная речь

Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание предложений. Понимание содержания элементарного текста.

Экспрессивная речь

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Называние (употребление) предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством мануальных знаков и графических символов при помощи зависимой или независимой коммуникации. Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации. Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического символа или мануального знака для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).

Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др. Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа или мануального знака для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др. Использование графического символа или мануального знака для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.)

Составление простых предложений с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о себе с использованием графического, предметного символа или мануального знака.

Раздел: "Чтение и письмо"

Элементы глобального чтения. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.



Тематическое планирование

1 дополнительный класс (1ый год обучения)


Тематика

Кол-во часов

Учитель и ученик

24

1

Приветствие взрослого.

3

2

Приветствие сказочных персонажей.

3

3

Я и мое имя, моя фотография.

2

4

Моя любимая игрушка.

2

5

Моя любимая сказка, драматизация сказки.

3

6

Моя любимая игра.

3

7

Мои желания.

4

8

Мне нравится.

4

Ученик-учитель

Сверстник

18

1

Приветствие сверстника (узнавание).

2

2

Имена сверстников.

2

3

Игрушки нашего класса.

3

4

Вместе слушаем сказки.

2

5

Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).

5

6

Наш класс (фотоальбом)

2

7

Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).

4

Ученик-сверстник

56

1

Приглашение к взаимодействию.

6

2

Лепим вместе.

8

3

Строим вместе.

6

4

Рисуем вместе.

6

5

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

12

6

Помоги другу.

6

7

Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.

12


1 дополнительный класс (2ой класс обучения)


Тематика

Кол-во часов

Учитель и ученик

24

1

Приветствие взрослого.

3

2

Приветствие сказочных персонажей.

3

3

Я и мое имя, моя фотография.

2

4

Моя любимая игрушка.

2

5

Моя любимая сказка, драматизация сказки.

3

6

Моя любимая игра.

3

7

Мои желания.

4

8

Мне нравится.

4

Ученик-учитель

Сверстник

18

1

Приветствие сверстника (узнавание).

2

2

Имена сверстников.

2

3

Игрушки нашего класса.

3

4

Вместе слушаем сказки.

2

5

Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).

5

6

Наш класс (фотоальбом)

2

7

Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).

4

Ученик-сверстник

56

1

Приглашение к взаимодействию.

6

2

Лепим вместе.

8

3

Строим вместе.

6

4

Рисуем вместе.

6

5

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

12

6

Помоги другу.

6

7

Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.

12


1 класс


Тематика

Кол-во часов

Наш класс

8

1

Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний.

2

2

Воспоминания о лете.

2

3

Мои одноклассники.

2

4

Сказочная страна.

2

Совместные дела

16

1

Интересные истории.

2

2

Красивые узоры.

2

3

Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка.

3

4

Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

3

5

Подарок для друга.

2

6

Любимые считалочки.

2

7

День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня

2

Диалоги

24

1

Любимые сказки.

4

2

Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове.

4

3

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

4

4

Ярмарка игрушек.

4

5

Веселые картинки: книжка для малышей.

2

6

Театр кукол (Би-ба-бо, штоковые игрушки).

2

7

Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.

4

Школьные друзья

20

1

Путешествие по Москве. Звук А.

4

2

Путешествие в зоопарк. Звук У.

4

3

Поездка на дачу. Звук М.

4

4

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

4

5

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

2

6

Мой город (мой край). Звуки А, У, М, О.

2


2 класс


Тематика

Кол-во часов

Коммуникация

1

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом), жестом, изображением. Привлечение к себе внимания звуком (словом), жестом. Выражение своих желаний звуком (словом), изображением. Обращение с просьбой о помощи, выражение ее звуком (словом), изображением. Выражение согласия, несогласия звуком (словом), изображением. Выражение благодарности звуком (словом), изображением. Прощание с собеседником звуком (словом), жестом, изображением.

14

2

Коммуникация с использованием невербальных средств:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответов на вопрос.

Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

14

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

3

Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действия. Понимание слов. Обозначающих количественное выражение. Понимание местоимений Я, Ты, ОН, ОНА. Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

20

4

Экспрессивная речь.

Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов, субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния. Свойства (признаки) действий. Употребление слов. Обозначающих количество объектов / субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

20

Предпосылки к осмысленному чтению, письму

5

Узнавание (различение) образов графем (букв А,О,У,М). Графические действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание букв ( А,О,У,М)

34









3 класс


Тематика

Кол-во часов

Коммуникация

1

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом), жестом, изображением. Привлечение к себе внимания звуком (словом), жестом. Выражение своих желаний звуком (словом), изображением. Обращение с просьбой о помощи, выражение ее звуком (словом), изображением. Выражение согласия, несогласия звуком (словом), изображением. Выражение благодарности звуком (словом), изображением. Прощание с собеседником звуком (словом), жестом, изображением. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы, вопросы к собеседнику.

12

2

Коммуникация с использованием невербальных средств:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответов на вопрос.

Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

12

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

3

Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действия. Понимание слов. Обозначающих количественное выражение. Понимание местоимений

Я, Ты, ОН, ОНА. Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий. Понимание множественного числа. Предлоги под, над, из-за.

16

4

Экспрессивная речь.

Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов, субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния. Свойства (признаки) действий. Употребление слов. Обозначающих количество объектов / субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Употребление слов в множественном числе. Употребление предлогов под, над, из-за. Употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

16

Чтение и письмо

5

Узнавание (различение) образов графем (букв А,О,У,М). Графические действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание букв ( А,О,У,М)

12

6

Изучение от 13 до 15 букв.

Графические действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание букв

34



4 класс


Тематика

Кол-во часов

Коммуникация:

1

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Выражение своих желаний звуком (словом), изображением. Обращение с просьбой о помощи, выражение ее звуком (словом), изображением. Выражение благодарности звуком (словом), изображением. Прощание с собеседником звуком (словом), жестом, изображением. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы, вопросы к собеседнику.

8

2

Коммуникация с использованием невербальных средств:

Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

8

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

3

Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действия. Понимание слов. Обозначающих количественное выражение. Понимание местоимений Я, Ты, ОН, ОНА. Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий. Понимание множественного числа. Предлоги под, над, из-за.

8

4

Экспрессивная речь.

Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания,преложений. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов, субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния. Свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Употребление слов в множественном числе. Употребление предлогов под, над, из-за. Употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Падежные окончания в существительных в Д.п.. Работа по сюжетной картинке

8

Чтение и письмо

5

Графические действия с использованием элементов графем: обводка. штриховка, печатание букв 17-19 изученных букв

12

6

Изучение от 13 до 15 букв.

Графические действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание букв

24














Материально - техническое обеспечение

«Речь и альтернативная коммуникация» включает:

- игрушки дидактические и сюжетные:

- доска;

- фланелеграф;

- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;

- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).

- графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями сказок;

- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);

- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

- компьютерные устройства, синтезирующие речь:

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;

-компьютерные программы символов;

-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы;

- интернет – ресурсы:

1. Инфоурок. https://infourok.ru/

2. Учи.ру https://uchi.ru/

3. Интерактивное учебное пособие по ФГОС(диски)

4. Мерсибо https://mersibo.ru/

5. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru

7. Мультиурок https://multiurok.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!