СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок «Алтай - земля оживающих легенд» разработан библиотекарем МБОУ«Первомайская сош №2» Поклоновой В.И.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить с историей возникновения Алтая, его преданиями  легендами, поэтическим творчеством отдельных поэтов и писателей,      воспитывать любовь к отчему краю, его природе, людям.

Просмотр содержимого документа
«????????????? ???????»

Пояснительная записка

Библиотечный урок «Алтай - земля оживающих легенд» посвящён краеведческой теме и ставил цель: познакомить с историей возникновения Алтая, его преданиями, легендами, поэтическим творчеством отдельных поэтов и писателей, воспитывать любовь к отчему краю, его природе, людям.

Задачей являлось донести до детей главное: есть на земле место, которое тебе бесконечно

дорого, твои родные края, где ты появился на свет, откуда уйдёшь во взрослую

жизнь.

Богат родной край преданиями, легендами, вошедшими в мировую сокровищницу

народного творчества.

Для многих детей имена героев из алтайского фольклора неизвестны: Ульгень,

Сартакпай, Катынг. Поэтому на экран выводилось толкование данных слов.

Творчество многих писателей и поэтов связано с живописными местами Алтая, в

частности, творчество В.М.Шукшина, Н.Рубцова, И.Мухачёва. Поэтому в

проведении библиотечного урока были использованы некоторые стихи алтайских поэтов.

Мероприятие проводилось в видеозоне библиотеки с использованием мультимедийного

оборудования (проектор, компьютер). Тихо звучащая музыка П. Мориа «Одинокий пастух» располагала к восприятию. На экране проецировались слайды с изображением природы Алтая, фотографии известных людей края.

Библиотечный урок проводился для учащихся 5-7 классов.

Мероприятие прошло эмоционально. Поставленные задачи были реализованы.

Зав. библиотекой: Поклонова В.И.


Просмотр содержимого документа
«???????? ??????? л?????? ???????????? ???? 2021╗»

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»









Районный конкурс «Лучший библиотечный урок 2021»







Тема: «Алтай - земля оживающих легенд»



Номинация: «Лучший библиотечный урок для учащихся среднего звена»










Поклонова Вера Ильинична,

библиотекарь МБОУ

«Первомайская сош №2»

Стаж работы в должности 16 лет










2021г

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), кадры из к/ф " Калина красная ", слайды, музыкальное оформление.

Использованная музыка:

  1. «Алтаюшка» Э. Юнкман - А. Гупан

  2. «Марьины коренья» В. Хохолков — Г. Кондаков

  3. «Ветка горного кедра» М. Стариков - Г. Панов

  4. «Величальная Алтаю» М. Апарнев - В. Косарецкий

  5. «Я ушёл, я уехал» А. Пляченко — А. Поперечного

  6. «Одинокий пастух» П. Мориа

Цель: Познакомить с историей возникновения Алтая, его преданиями,

легендами, поэтическим творчеством отдельных поэтов и писателей, воспитывать любовь к отчему краю, его природе, людям.



Ход мероприятия.

  1. (На фоне песни "Алтаюшка" (Э.Юнкман - А.Гупан) - на экране слайд 1).

Ведущий!: ( слайд 2)

Алтай! Я люблю тебя за горы, леса, реки, водопады. Сказочно красив ты в своей многоцветной одежде лесов, полей, трав.

Ведущий 2: ( слайд 3)

Твои озёра — это глаза, смотрящие во Вселенную.

Ведущий 1: (слайд 4)

Твои туманы — это прозрачные мысли, бегущие во все стороны мира.

Ведущий 2: (слайд 5)

Водопады и реки - твои речи и песни о жизни и красоте земли.

II. (На экране толкование слова Ульгень - властелин небесного мира; талисман - предмет, приносящий удачу; слайд 6).


Ведущий 1:

И сказал Ульгень — Алтай: "Иди, сын мой, по аилам и юртам, играя песни тоски о цветущем Алтае, и научи народ, чтобы он слагал песни о красоте моего творения".


Ведущий 2:

И мы любим его за то, что он грозно и угрюмо веками хранит свои тайны. Под утесами, под курганами да по дымным юртам раскидал он свои легенды - предания.

III. (Звучит в записи легенда 1(на фоне музыки П. Мориа); слайд 7).

Ульгень дал алтайцу способность жить, как живет орел на утесах крутых скал. Он дал ему отвагу, закалил его сердце, чтобы он без страха ходил над зияющей бездной, наделил его зрением сокола. И с тех пор алтаец свободен, как птица. Гордо, как орел, с пренебрежением глядит он на богатство многолюдных городов, на дворцы этих жалких людей, рабов золота! (слайд 8)

Еще один дар Ульгень дал алтайцу - петь о красоте своих гор. Дал ему камень - талисман, чтобы он этим камнем мог начертить образ своих царей - гор и их красавиц дочерей.

IV ( На фоне музыки П Мориа; слайд 9)

(На экране толкование слова Сартакпай - мифический герой, воспитавший пять дочерей - рек, младшая из которых Катунь).

Чтец 1

Высоко в горах на Алтае

В Кош - Агаче и Онгудае

Сказка есть Старины глубокой.

Это сказка о Сартакпае

О любви его черноокой.


Чтец 2.

Там, где бьется о камень дикий

Речка Чуя, в горах кочуя,

Сартакпай - богатырь великий -

Повстречал пастушку простую.


Чтец 3.

Сколько подвигов для любимой

Совершил Сартакпай могучий!

Для нее разгонял он тучи,

Появляясь в горах незримо.


Чтец 4.

А когда она кочевала

По заснеженным перевалам,

Раздвигал он седые кручи,

Чтоб до самых дальних урочищ

Путь - дорога была короче.


Чтец 5

Усмирял он крутые волны,

Если речка встречалась злая,

И ловил он зигзаги молний,

Тропы горные освещая.

V. (Звучит легенда 2 в записи ( на фоне музыки П.Мориа ). (На экране слайды с реками Катунь, Бия, Обь, гора Белуха, Алтайские горы), (слайд 10)


У хана Алтая, Сартакпая, было 5 дочерей. Безумно любил своенравный

отец младшую, прекрасную Катынг. Чтобы никто не видел её красоты, хан

построил для неё замок высоко в горах.

Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких

дорог. Но птицы, прилетавшие с востока, пели для Катынг песни о красоте

и уме парня по имени Бий, который живёт далеко в степях.

А ветры, пролетавшие мимо одинокого замка, шептали красавице о любви

Бия к Катынг.

(слайд 11)

И вот однажды Катынг решила сбежать из заточения и встретиться с

долгожданной любовью.

Подкараулила смелая девушка, когда уснёт её могучий отец, спрыгнула с

высокой скалы и побежала навстречу любимому.

(слайд 12)

По утру, хан Алтай послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей

с приказом догнать беглянку и вернуть назад. Но ни один из них не смог

настичь Катынг.

(слайд 13)

Узнав об этом, хан проклял всё на свете!

От этого проклятия всё вокруг стало превращаться в камень: окаменела

юрта хана, и на том месте, где стояла она, образовалась гора Белуха.

(Кадр) Окаменели богатыри, превратившиеся в Алтайские горы; в

последнем усилии богатырь Бабырган пришпорил коня, взвился в воздух

и упал, окаменев, пересекая след Катуни, свалился каменной глыбой

далеко впереди всех остальных преследователей, став последней горой

Северного Алтая.

(слайд 14)

И только Бия и Катынг не коснулись проклятия хана, потому что любили

друг друга и соединились, слившись в одно целое - реку Обь.

С тех пор эти влюблённые неразлучные.


Ведущий I: Много стихов сложено об этих изумительных реках . Николай Рубцов, побывавший в 1966 году на Алтае, испытал невообразимый восторг, увидав Катунь.

(Звучит песня " Марьины коренья " (В. Хохолков - Г. Кондаков)), (слайд 15)

Чтец 1

.. .Как я подолгу слушал этот шум,

Когда во мгле горел закатный пламень!

Лицом к реке садился я на камень

И всё глядел, задумчив и угрюм,

Как мимо башен, идолов, гробниц

Катунь неслась широкою лавиной

И кто-то древней клинописью птиц

Записывал напев её былинный...

Чтец 2

Катунь, Катунь - свирепая река!

Поёт она таинственные мифы

О том, как шли воинственные скифы,-

Они топтали эти берега!


Чтец 3 (слайд 16)

И Чингиз-хана сумрачная тень

Над целым миром солнце затмевала,

И чёрный дым летел за перевалы,

К стоянкам светлых русских деревень...


Чтец 4

Всё поглотил столетний тёмный зев! И всё в просторе сказочно огнистом Бежит Катунь с рыданием и свистом,-Она не может успокоить гнев!

Ведущий: А вот как воспевал Илья Мухачёв, наш земляк, Бию- красавицу. (На экране слайды реки Бия; слайд 17).

Чтец 1:

... Среди шумных рек Алтая

Течёт родная мне река

О ней народных сказов нету,

Ей в песнях славу не поют,

Хотя вода её по цвету

Напоминает изумруд. Чтец 2:

Она шумна и тороплива

На перекатах, возле скал,

Взлохматив пенистую гриву,

Зеленоватый ходит вал.

Чтец 3:

Она и рыбою богата:

Гуляют в глубине, искрясь,

Таймень и окунь красноватый,

Ускуч, и хариус, и язь.

Чтец 4: (слайд 18)

А главное - она красива,

Вдаль берегов её крутых-

И светлолиственная ива,

И россыпь галек голубых... Чтец 5:

Сосна и кедр там, в пору лета

Смол выдыхают чистоту...

Пора бы нам прославить эту

Природы нашей красоту.

VI. (Звучит песня "Ветка горного кедра" ( М. Стариков - Г. Панов). На фоне песни - на экране кадры побережья Бии; слайд 19).

Ведущий 1 :

Вечен Алтай! Вечен великий народ. И он вечно будет выводить вперёд своих страдальцев, творцов.


Ведущий 2:

Явление Шукшина. Его не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью своей, самой внешностью он был похож на свою Родину.

Ведущий 1:

Край сибирский, пейзаж неброский, Бьёт о берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки - это родина Шукшина.

(Кадры из к/ф " Калина красная" )

(На сцене - скамья. Поющие располагаются на ней и тихо поют "Миленький, ты мой ").

VII. (На фоне песни "Величальная Алтаю"( М. Апарнев -

В.Косарецкий); слайд 20).

Чтец1: (слайд 20)

Катунские зори, рассветы над Бией,

Распахнуты дали навстречу ветрам,

Нет в мире земли родней и красивей,

Где солнце надежды встаёт по утрам.


Чтец 2: (слайд 21)

Наш Бийский район,

Ты частица Алтая,

И славой богат трудовой,

В делах и свершеньях всегда узнаваем,

Живи и трудись,

Мы гордимся тобой.


Чтец 3: (слайд 22)

А люди района - как лучшая песня,

Всё было в судьбе: и тюрьма, и сума,

Но ты, хлебороб, не на чудо надейся,

А верь в силу рук и пытливость ума.

Чтец 4: (слайд 23)

Привычны всегда нам страда посевная

И дней сенокосных жара,

А жизнь на селе, она вечно такая -

Уснуть не успел, подниматься пора.

Чтец 5: (слайд 24)

Шукшинские Сростки

И тракт знаменитый,

Им жить в наших песнях всегда.

В истории нашей не будут забыты

Герои войны, ветераны труда.


Ведущий : (слайд 25)

Родина росная!

Боль незлобливая прадедов,

Кротких до срока в судьбе.

Жаль мне, что выпала доля счастливая

Тихое слово сказать о тебе!

(Звучит песня "Я ушёл, я уехал" (А.Пляченко - А.Поперечного) в исполнении М Евдокимова).

Литература

  1. В. Пухначёв «Родники России» Барнаул., 1979г;

  2. Т.К.Щеглова «Бийский район: история и современность». В 2-х томах
    Барнаул., 2005г;

  3. В. Садчиков «Алтай: альбом» Барнаул., 2004;

  4. Интернет «Легенды Алтая» www. rambler, ru.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!