СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок - квн

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данное мероприятие предназначено для библиотекарей школьных библиотек, обучающих школьников  основам информационно-библиографических знаний. Перед современной общеобразовательной школой стоит важное задание -  научить молодого гражданина ориентироваться в большом количестве информации, научить использовать ее себе на благо, подготовить подрастающее поколение к жизни и деятельности в условиях информационного  общества. Формирование информационной культуры неразрывно связано с деятельностью школьных библиотек. Наиболее распространенной из всех форм и методов библиотечной работы по формированию информационной культуры учащихся является проведение библиотечных уроков.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок - квн»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудовская общеобразовательная школа»




АВТОР: АБДУЛВЕЛИЕВА АЛИЕ ИЗЕТОВНА

ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ МБОУ «ТРУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рф, РЕСПУБЛИКА КРЫМ,САКСКИЙ РАЙОН,СЕЛО ТРУДОВОЕ,УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ 43А

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
abdulvelieva@list.ru














Данное мероприятие предназначено для библиотекарей школьных библиотек, обучающих школьников основам информационно-библиографических знаний. Перед современной общеобразовательной школой стоит важное задание - научить молодого гражданина ориентироваться в большом количестве информации, научить использовать ее себе на благо, подготовить подрастающее поколение к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Формирование информационной культуры неразрывно связано с деятельностью школьных библиотек. Наиболее распространенной из всех форм и методов библиотечной работы по формированию информационной культуры учащихся является проведение библиотечных уроков.

Задачи:

-дать представление учащимся про современные информационные технологии;

-научить учащихся самостоятельно проводить поиск необходимой для них информации из разных источников (книг, периодики, энциклопедий и др.), как внутри библиотеки, так и за ее пределами;

-приобщить учащихся к чтению научной, справочной и энциклопедической литературы. .
Цель:

- закрепление полученных на предыдущих уроках понятий о библиотечных терминах ;
-развитие навыков самостоятельной работы со справочно-информационной литературой;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Условия проведения и оборудование данного библиотечного урока: класс, стулья, доска, мульти-медийная доска, компьютеры, колонки, справочная-информационная литература, ручки и тетради. Урок в виде игры КВН поможет в интересной и творческой атмосфере проверить наличие библиотечно-библиографических знаний у учащихся, будет способствовать развитию их ориентации в справочно-информационных изданиях, будет способствовать развитию их познавательной активности и культуры чтения.

КВН – это интересная, увлекательная игра. Она способствует развитию у учащихся творческого потенциала, фантазии, находчивости, обогащает их лексикон. Чувство коллективизма и взаимопомощь - непременные условия удачной игры.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК-КВН


В первую очередь нужно позаботиться о месте, времени проведения игры и дате. О дате библиотекарю следует сообщить также классным руководителям и заместителю директора по воспитательной работе, чтобы они могли обеспечить контроль за проведением мероприятия. 
Еще один очень важный момент, о котором должны помнить организатор библиотечного КВН - урока ,– обеспечение качественной работы жюри и счетной комиссии. Для этого необходимо заранее заготовить бланки и таблички для оценки конкурсов. Не следует забывать и об аппаратуре и конкурса-урока.
За 1–2дня до проведения мероприятия командам, которые принимают участие в уроке-игре, дается домашнее задание. В это же время составляется общий план игры, учитывающий все важные моменты. У библиотекаря должен быть план, содержащий порядок проведения мероприятия.
Одновременно с этим обязательно следует отрепетировать приветствие команд, музыкальный конкурс. все эти моменты будут учтены и тщательно отработаны, то урок-игра пройдет успешно. На экране цель , план урока, написан на доске. Библиотекарь знакомит с целями и планом урока, который состоит из следующих этапов:

 1)Домашние конкурсы: 
– приветствие;
– музыкальный конкурс; 

2)Конкурс: «Разминка»;

3) Конкурс: «Литературный»;
4)Конкурс: «Библиотечный калейдоскоп»; 
5) Конкурс: «Продолжи пословицу»: 
6) Конкурс: «Твои энциклопедии»; 
7) Конкурс: «Сую свой нос в любой вопрос».

8) Блиц - конкурс для капитанов;
9)Музыкальная поддержка зрителей «Библиотечные частушки»
10)Конкурс «Ассоциации»
11)Конкурс «Интернет все знает»

12)Подведение итогов.



Количество конкурсов сокращается или увеличивается (это зависит от числа команд, участвующих в КВН - уроке), либо вводятся другие конкурсы по усмотрению организаторов. Тема библиотечного КВН - урока может самой разнообразной: от специфических библиотечных тем до общих литературных. Рассмотрим все конкурсы по порядку.


ПРИВЕТСТВИЕ

Приветствие должно быть остроумным. Так как это визитная карточка команды, то здесь надо быть предельно ясным и веселым. Конечно ,название команды должно быть как-то связано с книгой. Например «Книголюбы» или «Штурманы книжных морей».
Приветствие команды «Книголюбы»

Мы, команда, «Книголюбы»,

Книги все, читать мы любим!

Интеллектом и смекалкой

Зрителей мы удивим

Креативом и смекалкой

Всех,возможно,победим!

. Очень давно при раскопках в Египте археологи нашли остатки древнего дворца фараона. У входа в одно из помещений прочитали надпись : «Аптека для души». Это было книгохранилище. А еще про библиотеку говорят : «Книга – окно в мир, почаще заглядывайте в нее», «Книга подобна воде - дорогу пробьет везде», «Книга- твой друг, без нее ,как без рук», «С книгой жить – век не тужить. Относиться к ней надо бережно.( Басня Ильина «Две книжки»)

Книга- это огромная ценность. Книга - это кладезь человеческой мудрости.

Приветствие команды «Штурманы книжных морей»

В книжном доме нашем,

Мы «Штурманы морей».
Разыскать что-либо
Можем всех быстрей!

Если очень нужно
Мы споем и спляшем!
Вам не будет скучно на уроке нашем!

А знаете ли Вы, что самая большая в мире книга увидела свет в 1832 году в Лондоне. Называется она «Пантеон английских героев». Ее высота 5,7 м., ширина 3,7 м., размер букв 15 см., а самая маленькая книга «Муравейчики» отпечатана в Японии. Ее размер -1,4 см на 1,4 см.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС


Это уже своеобразное представление, объединенное одним сюжетом. Можно переделать слова известной песни на слова, связанные с библиотекой, книгой и школой. Продолжительность музыкального конкурса – 7–8 минут.Жюри оценивает то, как команда раскрыла тему, а также музыкальные и хореографические способности участников. Высший балл за этот конкурс 5 баллов.В этом конкурсе юмор должен быть оформлен музыкально. Легче всего это сделать (и чаще всего так и делают) при помощи разных музыкальных пародий, попурри, написания на известную мелодию совершенно другого текста, так или иначе связанному с библиотечной тематикой.
Очень украшает музыкальный конкурс использование танцевальной группы. Это в любом случае добавит вашему выступлению зрелищности и блеска. Кроме того, в рамках заданной темы можно создавать пародийные или комические хореографические номера. Очень важно донести до зрителя ваше творчество, поэтому непосредственным исполнителям нужно работать над дикцией и голосом. Здесь очень важно соблюдать некоторые правила: 
–текст песни должен быть коротким: достаточно одного–двух куплетов и припева, иначе зрители просто‑ напросто устанут слушать.
–все пародии должны быть добрыми, ни в коем случае нельзя обижать исполнителя, указывая на его физические недостатки или задевая стороны его личной жизни; 

–содержание песни должно раскрывать те или иные моменты библиотечной жизни. 
Первый музыкальный номер команды «Книголюбы» на мелодию песни «Деревня моя»


Библиотека моя, самая нужная,
Все знания мира у себя собрала.
На полочках книжки в обложки одетые
Читателей ждут - вот такие дела…
Родная моя, библиотечка школьная,
С 1 класса мы ходим туда.
К тебе наше сердце по-прежнему просится,
Читать мы хотим понемногу всегда.
Информацию нужную здесь получали мы,
Душой не кривим мы, о том говоря.
Библиотекаря называем по имени-отчеству,
Святая, как век, библиотека моя!

Второй музыкальный номер команды «Книголюбы» флэшмоб на мелодию песни «Россия».
Первый музыкальный номер команды «Штурманы книжных морей на мелодию песни «Одинокая гармонь»

Снова замерло все в нашей школе
Дверь не скрипнет, не звякнет звонок.
В библиотеке сидят наши дети,
В расписанье «Читайка - кружок».
В книгах все: фантастика, сказки
приключенья, романы, стихи.
Дети любят сегодня планшеты
Не забудьте про книги и вы.

В словарях на вопросы ответят
На простой и на сложный такой
Ты узнаешь, чего тебе надо,
ты разыщешь вопросик любой!

Второй музыкальный номер команды «Штурманы книжных морей» танец «Василек»


КОНКУРС «РАЗМИНКА»

Для обеих команд дается одно слово. Так как конкурс у нас библиотечный, то и слово будет библиотечное «ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ». Из букв этого слова придумать как можно больше слов. За каждое правильное слово 1 балл. Время для проведения этого конкурса 3 минуты.

Ответы:фон,рация,форма,лоцман,фирма,чек,фрак,графа,цифра,кон,кома,граф,лицо,гриф,кино,скала,морфий,гром,смог,слог,кон,конец,крона,очки и т.д.

КОНКУРС «ЛИТЕРАТУРНЫЙ».


Один игрок из каждой команды читает отрывок из какого-либо литературного произведения. Каждому герою отрывка нужно придумать подходящее слова,(прилагательное) характеризующее его качества. За каждое прилагательное 1 балл. За артистизм и выразительность чтения отрывка 5 баллов (например, рассказ И. Тургенева «Милостыня» и рассказ Ю.Яковлева «Он убил мою собаку»)

КОНКУРС
БИБЛИОТЕЧНЫЙКАЛЕЙДОСКОП

Конкурс «Библиотечный калейдоскоп» состоит из вопросов, на которые должны ответить участники команд . Он рассчитан на 5 минут. Поочередно участникам команд задаются вопросы по библиотечной тематике. Правильно ответившей команде  выдаются заранее приготовленные библиотекарем жетоны, которые по окончанию конкурса посчитает жюри. Вопросы по сложности должны соответствовать возрасту участников команд. Например, можно подобрать вопросы на тему «Библиотечные термины и понятия»:


-Как называется место в библиотеке, где книги можно взять домой? (Абонемент)


-Как называется краткое изложение содержания книги? (Аннотация)


-Что обычно содержится во вступительной статье книги? (История создания книги или биография писателя или отдельные заметки)


-Как называется перечень глав в книге с указанием страниц? (Оглавление)


-Как называется обложка книги , если она сделана из картона, кожи или коленкора? (Переплет)

-Как называется перечень входящих в книгу произведений с указанием страниц? (Содержание)

-Что указано на титульном листе книги? (Указываются фамилия автора, заглавие, фамилия художника, год и место издания книги)

-Как называются рисунки к тексту, опубликованному в книге? (Иллюстрация)

- Что такое форзац? (Так называется текст между переплетом и титульным листом. Он может быть белым, цветным или с рисунками, схемами и т.д.)

-Как называются посетители библиотеки? (Читатели или пользователи)

-Что такое читальный зал? (Зона в библиотеке, г де книги на дом не выдаются

-Что такое читательский формуляр? ( Документ, где ведутся записи о читателе и выданных ему книгах.)

КОНКУРС «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

Участники конкурса дописывают известные пословицы о книгах. За каждый правильный ответ-1 балл.

- Кто много читает, (тот много знает);

-Книга в счастье украшает, (а в несчастье утешает);

-Книги читать - (скуки не знать);

-Книга мала, а ума (придала);

-Не красна книга письмом, а красна (умом);

-Книга - друг (человека);

-Корень учения горек, да плод его

(сладок);

Глядит в книгу, а видит (фигу);

-Написано пером- не вырубить и (топором);

-Как ни дуйся лягушка-до вола (далеко).



КОНКУРС «ТВОИ ПЕРВЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»


У каждой команды на столах МСЭ. Библиотекарь напоминает участникам команд основные правила пользования энциклопедиями:


1.Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке. Если знаешь точно написание разыскиваемого слова, то ничего удобнее нет.(определите ,можно ли в первом томе найти объяснение слова котангенс? Почему? В каком томе мы его найдем?)


2.Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словам и на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска ,т.к. берете тот том который вам нужен. (найдите такие слова, прочитайте их вслух)


3.На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска, т.к. не нужно просматривать все словарные статьи, а достаточно посмотреть на ключевое слово, и вы увидете сразу первое и последнее слово на странице.(Найдем такие слова на странице.)


4.В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти.

5.Для облегчения нахождения необходимых сведений в МСЭ применена система ссылок (курсив в скобках).Это обозначает ,что в энциклопедии имеется отдельная статья под таким названием

6.Применяется система сокращений.

7.В конце каждого тома имеется справочный аппарат(только к данному тому)список карт, иллюстраций и т.д.

8.У алфавитного расположения есть и свои трудности. Названия многих статей состоят из нескольких слов. Если несколько слов ,то нужно искать ключевое слово. Так Южная Америка(ключевое Америка)-если нет в этом томе, то значит ищем Южная.

-Найти статью под названием «Естественный отбор» ( МСЭ т.3,стр.823)

-Найти статью под названием «Витебская операция 1944» (МСЭ т.2,стр.439)

-Назвать даты рождения и смерти известного русского психиатра Петра Петровича Кащенка (1858-1920)МСЭ т.4,стр.65

-Назвать даты рождения и смерти русского живописца Мясоедова Григория Григорьевича(1835-1911) МСЭ т.6,стр.346

-Кто такой Лермит Леон? (Французский живописец) МСЭ т.5стр.499

-Кто такие АТАПАСКИ ? (группа племен индейцев Северной Америки) МСЭ т.1стр.626

За каждый правильный ответ засчитывается 1 балл.  
КОНКУРС «СУЮ СВОЙ НОС В ЛЮБОЙ ВОПРОС»

В этом конкурсе проверяется умение учащихся пользоваться словарями. На столы необходимо заранее положить словари : орфографические, фразеологические, толковые. Учащимся разрешено пользоваться словарями при ответе на задания конкурса. За каждый правильный ответ засчитывается 1 балл.

-Как правильно пишется слово «ГОСТИННАЯ»
или «ГОСТИНАЯ» ? (гостиная ) орфографический словарь;

-Как правильно пишется слово «МАСЛЯНЫЙ» или «МАСЛЯННЫЙ» от слова масло? (масляный) орфографический словарь;


-Что обозначает слово «ЦИТАДЕЛЬ» (1.В старину: внутренняя городская крепость; 2.оплот, опора)толковый словарь;

-Что обозначает слово «ШПАЛЕРА» (1.Шеренга войск по сторонам пути следования кого –нибудь;2.Ряд деревьев ,кустов по сторонам дороги) толковый словарь;

-Что обозначает фраза «Кисейная барышня»? (1.Жеманная девушка с мещанским кругозором, не приспособленная к жизни; 2.об изнеженном, не приспособленном к жизни человеке) фразеологический словарь;

-Что обозначает слово «Сизифов труд» ? (О трудной, бесплодной работе. По имени древнегреческого мифического царя Сизифа, осужденного богами вечно вкатывать на гору камень, который достигши вершины, каждый раз скатывается обратно вниз) фразеологический словарь.

БЛИЦ-КОНКУРС
Капитаны выходят на сцену. Каждому из них поочередно задаются 5 вопросов, время на раздумывание минимальное. Правильный ответ на каждый вопрос 1 балл.

1. Русский первопечатник ФЕДОРОВ

2.Краткое описание содержания книги АННОТАЦИЯ

3.Периодическое издание ГАЗЕТА

4.Человек, сочиняющий книги ПИСАТЕЛЬ

5.Рисунок в книге ИЛЛЮСТРАЦИЯ



1. Известный собиратель слов,

пословиц и поговорок русского языка ДАЛЬ

2.Лист в книге, где указаны автор,

название книги и выходные данные книги ТИТУЛЬНЫЙ

3.Человек,сочиняющий стихи ПОЭТ

4.Человек, который берет книги в библиотеке ЧИТАТЕЛЬ

5.Как называется книга, по которой обучают учеников УЧЕБНИК

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ЧАСТУШКИ

Школьная библиотека-
Храм прекрасных добрый книг.

Это шанс для человека,

Чтоб науки он постиг.


Тридцать три богатыря,

Спящая красавица:

Эти книги знают все -
Они нам очень нравятся!

Змей Горыныча всегда

Добрыня побеждает.

В русских сказках есть добро,
Это каждый знает!

«Волк и семеро козлят»,
«Колобок» и «Репка».
Дети эти сказки знают,
Любят очень крепко.

В словарях толковых, разных
Много ты чего найдешь.
Умный, как профессор станешь,
Если все ты их прочтешь!

Дети очень любят книги
Носова и Маршака.
Михалков, Барто, Успенский-
Наши лучшие друзья!

Библиотека, библиотека,
До чего ж довела!
Много разных читала,
Стала умною слегка!

Илья Муромец – ерой!
Он за всех всегда горой!
Василису он спасает,
Никогда не унывает!

У Владимира Орлова есть
«Золотой цыпленок»,
А У Ильфа и Петрова
«Золотой теленок»!

У Дефо, Марк Твена, Свифта
Узнали про приключения!
Миша книг читать не любит,
И это - исключение!

С Гарри Поттером, С Алисой
Бывала я в стране чудес.

В книгах ты одновременно
В Лондоне, Москве и здесь!

Если книги не читаешь,
Ничего не будешь знать.
Если много прочитаешь,
То доцентом можешь с тать!

Сегодня в школе
Праздник Книги
С ним вас поздравляю я,
Больше разных книг читайте!
И будьте счастливы, друзья!

Про чтенье помните, ребята!
Ходите чаще в этот храм.
Вся мудрость мира вековая,
Тогда откроется здесь вам!

С книгами мы подружились
В школьной библиотеке.
И хотим сказать спасибо
Большое ей за это!



КОНКУРС «АССОЦИАЦИЯ»


На экране фраза «Любить читать -это…», а слева «Не любить читать –это…».У каждой команды есть шесть маленьких листочков, на первых трех напишите по одной ассоциации на слова «Любить читать это…», а на оставшихся трех по одной ассоциации на слова «Не любить читать это..».
Листочки с ответами сдать на оценку жюри. За каждую ассоциацию 1 балл.


КОНКУРС «ИНТЕРНЕТ ВСЕ ЗНАЕТ»

Данный конкурс содержит задания по поиску информации в сети Интернет.Нужно найти ответы на вопросы в сети Интернет.
1«Перечислите семь чудес света»(Великая пирамида в Гизе, Висячие сады Вавилона, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк).
2.Кто построил Парфенон? В каком году его разрушили?»(Парфенон- древнегреческий памятник был построен был построен в 447-438 г.до н.э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 г. до н.э. под руководством Фидия. разрушен венецианцами в 1687 г. : было выпущено более 700 ядерных орудий)



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Жюри подсчитывает балы, подводит итоги конкурса ,награждает участников конкурса. Библиотекарь подводит итого урока, спрашивает ребят, что понравилось, что нет, что запомнилось больше всего.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!