СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотека как социальный партнер школы в условиях реализации «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы  представлен 27.01.2017 г. на МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ научно-практической конференции "Современное школьное филологическое образование в свете реализации "Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации"

Просмотр содержимого документа
«Библиотека как социальный партнер школы в условиях реализации «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ»»

4


Салимова М.Г., библиотекарь 1 категории Николо-Погореловской сельской библиотеки-филиала № 23 МБУК «Сафоновская РЦБС»

Библиотека как социальный партнер школы в условиях реализации «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ» (Из опыта работы) 


В качестве вступления я воспользуюсь сведениями из своей информационной карты инновационного опыта. Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности обучающихся». О внеурочной деятельности обучающихся и роли библиотеки я поделюсь своим опытом работы учителя и библиотекаря.

Причины, побудившие к изменению своей педагогической практики:

  • Выпускник школы, особенно из провинции, не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь, приспособиться к социально-экономическим условиям, в которых он должен будет жить, так как недостаточно владеет коммуникативной компетенцией, необходимой ему для успешного жизненного самоопределения и самореализации.

  • Низкий уровень мотивации.

  • Страх как препятствие к успеху и раскрытию творческого потенциала обучающихся.

  • Недостаточное внимание к одарённым детям.

  • Низкий уровень культуры речи.

Отсюда вытекают цель и задачи.

Цель: Формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи:

  • использовать разнообразие форм и методов, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции,

  • создать эмоционально-деятельностный комфорт для творческого развития обучающихся в процессе обучения и воспитания,

  • организовать работу с художественным словом,

  • соблюдать социальные нормы речевого поведения,

  • использовать инновационные технологии для раскрытия творческого потенциала, развития и реализации креативных способностей обучающихся,

  • шире вовлекать одарённых детей в участие в творческих проектах и конкурсах.

Государство и общество предъявляют сегодня к выпускнику школы высокие требования. Одним из главных положений ФГОС является положение о «современном национальном воспитательном идеале». Под таким идеалом в стандарте понимается «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Современному обществу нужен гражданин, реализующий себя как личность, быстро адаптирующийся к общественным изменениям, критически мыслящий, креативный, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни. В связи с этим актуализировалась и проблема формирования и развития коммуникативной компетенции - способности к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Каким образом решать проблему? Созданием комфортного микроклимата, снятие страха, создание ситуации успеха, через педагогику сотрудничества:

  • шаг навстречу ученику,

  • свободный урок.

  • рост мотивации,

  • участие в конкурсах и победы,

  • участие в мероприятиях городского и районного уровня.

Конечно, ученику должна помочь библиотека. ФГОС нацеливает на преобразование школьных библиотек в библиотечно-информационные центры, способные не только максимально обеспечить информационными ресурсами многоплановую деятельность образовательного учреждения, но и непосредственно обусловить формирование универсальных учебных действий у учащихся. Но материально-техническая база школьных библиотек не в полной мере соответствует современным требованиям к технологической среде общего образования.  Поэтому районные, городские и сельские библиотеки являются на сегодняшний день социальными партнёрами школы в условиях реализации требований ФГОС.

Наша Сафоновская районная библиотека идёт в ногу со временем: уже пересмотрены традиционные формы  и методы работы, них включены ранее неиспользуемые средства и механизмы. Библиотека изучает и апробирует новые виды деятельности, вводит инновационные и эффективные формы работы.

          Около тридцати лет я проработала в сафоновской школе № 5 (гимназии) в качестве учителя русского языка и литературы, стала лауреатом Конкурса лучших учителей России 2012 года (ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование»). Я была частым гостем в добром, светлом, тёплом книжном храме знаний. Свою любовь к библиотеке я прививала своим ученикам. Долго в детской библиотеке жили мягкие игрушки – герои сказок, которые изготовили мои ученики первого выпуска. На всю жизнь, уверена, запомнилась им необычная по тем временам конференция по книге Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» и готовый продукт проекта – газета «Калоша». Тогда ещё не было термина ПРОЕКТ. Мы работали по коммунарской методике. 180-летие М.Ю.Лермонтова мы отмечали своим литературным праздником и были делегированы в Смоленск в областную детскую библиотеку, где показывали свою театральную постановку лермонтовской сказки «Ашик-Кериб». Далее в Сафоновской детской библиотеке мы читали книгу В. Аристова «Смоленск» («Ключ-город») и по ней составили сценарий с «живыми картинками». Так возникла идея «Бенефиса Фёдору Коню». Свой бенефис мы показывали и в библиотеке, и в школе, и в последний раз его сыграли мои ученики из последнего выпуска на сцене Сафоновского Дворца культуры в год 1150-летия Смоленска.

Новый виток нашего сотрудничества – «Духовная родословная края». Мы долго искали интересную тему и выбрали новую для того времени, неизведанную: «Наш земляк - Александр Николаевич Энгельгардт». Тогда в районной библиотеке был один единственный экземпляр его книги «Из деревни. 12 писем». Книгу читали по очереди, по письмам писали изложения, рисовали рисунки, совершили поход в Батищево, написали путевые заметки, собрали скупые материалы в прессе и музее – и весь свой труд оформили в альбоме, который возили в Смоленск. Вот это был проект! Его материалами пользуются литераторы Сафоновского района. А со своим последним выпуском мы показали мини-спектакль «В гостях у Энгельгардта» на сцене Сафоновского Дворца культуры.

Приходят новые ученики. И мы по-прежнему сотрудничаем с районной библиотекой. Откликаемся на все призывы, участвуем в конкурсах и мероприятиях. Обращаемся за помощью к работникам библиотеки даже не по книжным вопросам.. Так Баданина Марина Анатольевна помогла Паневину Алексею – победителю Всероссийского интернет-конкурса Арт-Олимп – в видеосъёмке интервью. Его видео «Интервью» - задание 2 этапа интернет-конкурса.

Ученик 9 класса по своему усмотрению, видению, пониманию, умению создал проект «Россия» - это его моно-слайд. На одном лишь слайде на фоне карты России разместились портреты Веницианова А.Г., Карамзина Н. М., Глинки М.И., Блока А.А., картинки книг Некрасова Н.А. и Тургенева И.С. В центре – картина Веницианова А.Г «Весна. На пашне». Слева – видео-квадрат. На изображениях управляющие звуком кнопки, при помощи которых воспроизводится нужный звуковой файл. Видео-квадрат можно увеличить на весь слайд. Один слайд вне папки, без каких-либо звуковых и видео файлов. Это новшество было создано в 10 офисе. Далее из этой темы вырос его экзаменационный проект « Художник Веницианов А.Г. и русская литература». Вот наглядный пример формирования культурного поля ученика.

Мои ученики становились ведущими городских и районных мероприятий в Сафоновской районной библиотеке, что стало хорошей школой сегодняшним студентам.

Своих самых талантливых учеников я привела в районную библиотеку после победы на районном этапе Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика».

Это было в 2012 году. 14 чтецов – участники школьного этапа конкурса - удивили работников библиотеки. Получился хороший концерт. Детей оценили по достоинству и стали приглашать для участия в мероприятиях районного уровня: ко Дню Победы, ко Дню освобождения Смоленщины, к юбилею М.В. Исаковского.

В рамках фестиваля «Семь заветных струн» (куратор – Новикова Татьяна Николаевна) незабываемой стала наша литературная гостиная «Кисточка в Божьих руках», посвящённая творчеству Светланы Копыловой. Художественное чтение, театрализованное представление, видео – всё впечатлило многочисленный зал: плакали взрослые и дети. Через сердце к сознанию шли слова Светланы Копыловой, доносимые моими учениками. ВИДЕО «Семь заветных струн» будет показано в заключение. Как иллюстративный пример, мы представили нашу литературную гостиную на региональном семинаре по обмену опытом на тему: «Федеральные государственные образовательные стандарты: опыт, идеи, находки», который состоялся в МБОУ гимназии г. Сафоново 9 апреля 2015 года, куда были приглашены коллеги из МБОУ СОШ № 28  города Смоленска. На семинаре было отмечено, что универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного саморазвития ребёнка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного и воспитательного процесса, лежат в основе организации любой деятельности ученика. Так, именно моему ученику Пасмурцеву Артуру центральная районная библиотека доверила выступить на открытии Года литературы в Сафоновском районном Дворце культуры. Победитель районного этапа первого Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» (2012 г.) читал стихотворение Э.Асадова «Дорожите счастьем» .

Готовясь к мероприятиям, мне приходилось часто бывать в библиотеке. Здесь рождались новые идеи и вдохновение, открывались новые горизонты. Так после прекрасного мероприятия «Ода вечной любви», посвящённого Отечественной войне 1812 года и Маргарите Тучковой, мои ученики 9 и 11 классов сами захотели участвовать и сыграли в театрализованной одноимённой постановке. В своей работе мы использовали материалы сценария Новиковой Т.Н. и пригласили автора в свою литературную гостиную.

Ежегодно в Сафоновской центральной библиотеке проводятся рождественские чтения. На одном из них моя ученица Панафидникова Жанна представила книгу Георгия Юдина «Пресвятая Богородица».

Формы библиотечной работы разнообразны. Вот только последние:

  • литературно- исторический час «900 дней и ночей Ленинграда»

  • путешествие «Вот она какая, сторона родная»

  • литературный маскарад « В Книжном царстве  и Киногосударстве»

  • экскурсия "Вас приглашает Читайгород"

  • литературный урок "В гостях у хозяйки Медной горы"

  • ежегодное традиционное занятие в  Мастерской  Деда Мороза

  • экологический урок  "Защитим биосферу"

  • видеокруиз  "Заглянуть в волшебное окошко",

  • урок памяти "Забвению не подлежит"

  • зоовикторина "Лапы, крылья и хвосты"

- и множество других, о которых можно узнать на сайте Сафоновской библиотеки (http://safonovo.library67.ru/verhnee-menyu/news/page/2/)

Теперь я библиотекарь Николо-Погореловской сельской библиотеки. На территории нашего сельского поселения – родина Героя Советского Союза, лётчика Сергея Васильевича Милашенкова. Ещё в 1987 году я водила ребят в поход в бывшую деревню Лесовую - на родину героя, чьё имя носила наша школа № 5. Мысль, действительно, материальна: осуществилось то, о чём я даже и не мечтала. Я предложила учителям Николо-Погореловской школы (заместителю директора по воспитательной работе Курмис Е.Н., преподавателю ОБЖ Салимову В.Р., заведующей школьным музеем Ореховой Т.Н.) совместную краеведческую работу по патриотическому воспитанию. Это было в феврале 2015-го – в год 70-летия Победы над фашизмом. А в конце апреля, накануне Дня Победы, состоялся митинг, посвящённый открытию памятника на месте бывшей деревни Лесовая. Вот такой получился настоящий проект!

Ученикам МКОУ «Николо-Погореловская СОШ» запомнился Всероссийский УРОК МУЖЕСТВА «Знамя Победы», который я провела 29 апреля 2015 года. Я вложила в него душу, весь свой многолетний опыт - слушали и смотрели со слезами на глазах. В 2016 году значительным мероприятием была Акция к 100-летию смоленского детского поэта Г.А. Ладонщикова. Акция была организована проведена как проектная деятельность обучающихся.

Ежегодно 24 мая мы празднуем День славянской письменности и культуры. Этот наш филологический праздник я устраивала в гимназии, а теперь продолжила хорошую традицию в Николо-Погореловской школе.

29 сентября 2016 года во всех школах России состоялся единый урок безопасного поведения детей на дорогах, который был подготовлен и проведён при непосредственном участии сельского библиотекаря.

Творческим вектором библиотечной работы являются конкурсы. Так в прошедшем 2016 году наши юные читатели – ученики МКОУ «Николо-Погореловская СОШ» добились успехов на Районном марафоне юных книголюбов «Лидеры чтения – 2016 г.»: в номинации конкурс стихов «Поэтический путеводитель по Сафоновскому краю» 1 место завоевала Иванова Оксана за стихотворение «Николо-Погорелое помнит…», 2 место – Лукьянова Татьяна за стихотворение «Памятник у школы»; в номинации конкурс эссе «Книжный эксперт XXI века»  - 3 место Лукьянова Кристина за эссе «Будь моим другом!» по книге Тамары Михеевой «Не предавай меня!».

Наша сельская библиотека участвует во всех творческих конкурсах. Последний был от АО «Авангард» «Рождественский календарь» - это подарок человеческого тепла, любви и души.

Районный марафон юных книголюбов «Лидеры чтения - 2017 г.» представяет следующие детские номинации:

  • Конкурс сочинений «Книга на все времена» для 1- 9 классов

  • Конкурс очерков «Живая история. Созвездие земляков» для 5 - 9

  • Конкурс поздравительных открыток «С юбилеем, город родной! » для 1- 9 классов. Работы могут быть выполнены в любой технике (рисунок, аппликация, смешанные техники и др.)

  • Конкурс видеороликов «Добро пожаловать в Сафоново!» для 5-9 классов.

Юношеские номинации для читателей сельских и школьных библиотек, учащихся 9 - 11классов)

  • «Как не любить нам эту землю» - конкурс на лучшее стихотворение и рассказ о родном крае, деревне, городе.

  • Каким я вижу свой любимый город (к юбилею города Сафоново): фотоконкурс, конкурс рисунков.

  • «Я с книгой открываю мир природы» - Reader-клип (небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой- либо книге о природе, животном мире, окружающей среде).

2017 год объявлен Годом экологии. Сафоновская РЦБС проводит XV районного экологического фестиваля. Привлекательны конкурсы фестиваля:

  • «Экомода»

  • экологический проект « РОСТ - Ресурсосбережение оптимальный способ творчества»

  • Конкурс видеороликов в защиту природы «Зеленый взгляд».

Номинации от АО «Авангард»:

  1. Создание устройства, работающей от возобновляемой энергии.

  2. Проект-предложение производственному предприятию города (по выбору) по технологиям экологически безопасного будущего

  3. Рисунок-плакат «А где ТЫ хочешь жить» (рисунок – контраст

Заключение.

Таким образом, немаловажна роль библиотеки в организации проектной, исследовательской, творческой   деятельности обучающихся. Представляя проект, ученик выступает публично. Библиотека способствует повышению мотивации школьника к самостоятельной, поисковой, исследовательской работе.

Для реализации программы саморазвития учащихся, привития навыков самостоятельной работы с книгой, формирования информационно-библиографической культуры учащихся библиотека проводит уроки информационной грамотности с использованием ИКТ.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через инновационные виртуальные выставки. С целью популяризации детских книг проводятся уроки-викторины, КВНы с использованием слайдовых презентаций, видеороликов.   В старших классах с использованием презентаций даются рекомендательные списки для чтения.

Задача любой библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.  Библиотека помогает школьнику духовно обогатиться, формирует его культурное поле. Квалифицированные специалисты библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС, осуществление которых возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением библиотечной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!